Новостная лента

Как подвесил КРЮК картину

21.02.2016

Багацьку велюровую накидку снимают, присутствующие поздравляют, выпивают и смотрят в экстазе на картину. А там КРЮК. Простой крюк от строительного крана, на котором висит одна картина – но Ах**нная картина, поскольку это – Галерея Ах**ное Картины. Такая странная идея «влетела» в голову франковском художнику из Гуцулии Петру Буяку, который ся тішит, что во франковском «море» плавает КРЮК с одной картиной.

 

Playground Love, автор П.Хуяк

 

Что знают о Петре? Сначала была выставка картин в оконных рамах заброшенной молочной лавки. Впоследствии родились совместные проекты с Мхом Перкалабой: научно-исследовательский проект-экспедиция «Глубокая Гуцулия», «Вся правда про Иисуса и 12 апостолов», «Вся правда о Rock-n-Roll», «Вся правда о Уголовное Галичину». А самым главным детищем Буяка стал КРЮК, один из заметных андеграундных проектов в художественном Ивано-Франковске.

 

Как именно начинали подвешивать на КРЮК картины разных художников, я частично узнала в поезде Одесса-Черновцы. На второй полке плацкарта, на слабо освещенном экране мобильного телефона рассматривала фото с Крюка.

 

Как говорит сам Петр: «История Крюке очень сложная, и одновременно простая, как борщ. Меня всегда, еще издавна, манили всякие интересные закоулки, галереи, бары на задворках, где происходит что-то такое интересное – почти таинство, где можно прийти, выпить, посмотреть какую-то выставку для ограниченного количества людей. Такие странные места обычно происходили в Киеве, когда имел там возможность временно пожить несколько лет и путешествовать по закоулкам сего мегаполиса. В голове неоднократно крутилась мысль: если бы на голову свалился мешок с деньгами, я бы открыл свой бар, где уместилось бы с десяток людей – не больше, и там можно было бы проводить интересные акции».

 

Все началось в 2015 году, когда Петр Буяк арендовал в центре города мастерскую, и просто так ему «влетела мысль в этой мастерской один раз в неделю проводить какие-то “алкоголічні встречи” под предлогом открытия выставки». Вокруг этой мысли и родился костяк концепции: открыть Галерею одной картины, но ах**ное. Все же, ходя на различные акции, ты себе рассуждаешь: это х**ня, а это – ах**нно.

 

П.Бы.: «Во время разговора с другом, галеристом Остапом Бринским, он вдруг восклицает “КРЮК!” Я спрашиваю: шо за крюк? А он ржот и говорит: “Галерея Ах**ное Картины! О!” Это был прорыв…»

 

Итак, Петр с Остапом совместно договорились, что картина должна висеть на крюке строительного крана или лебедки, и к открытию все должно быть в тайне. Картина должна быть закрыта велюровой или шелковой тканью, а в социальных сетях только в день открытия выставки анонсируют, какая это будет картина. На самом открытии в кадре должны были бы сидеть две неизвестные фигуры, пить вино и шептать: «О Боже, ах**нная картина! А какие мазки, какая рама! Это – шедевр!».

 

Кирил Кирилов, «КРЮК»

 

Петра Буяка издавна интересует наив или что-то смешное, но одновременно с намеками на общественные проблемы. Он купил крюк, ибо все начинается с малого. Благодаря сарафанному радио в арт-тусовке для Гака находились известные и не очень художники, которые работают с наивом. А на открытии Крюке 21 августа 2015 года, выступал тайный П. Хуяк. «П.Хуяк, которого никто не знает. Все думают, что это или я, или Мох Перкалаба. И пусть мучаются, так никогда и не узнают», – таинственно улыбается Петр. Он считает: такие слухи пошли от того, что он вместе с Мхом Перкалабой работают над совместными проектами, очень часто общаются и похоже смотрят на жизнь-бытие.

 

П.Бы.: «Именно открытие снимал на телефон известный художник-иллюстратор Кирилл Кириллов, потому что у меня не было телефона, который имеет камеру. Кирилл очень профессионально подошел к делу, и снимал без пропусков все выставки на протяжении существования стационарного Крюке». Недавно Кирилл проиллюстрировал «Американскую молитву» Джима Моррисона от издательства «Пьяный корабль». Потом, когда пришлось освободить мастерскую, КРЮК переехал в бар «Бардак», и уже все последующие выставки проходили там каждую пятницу в 19:00. «Приходили люди или нет, но всегда было кому на камеру крикнуть», – кричит Петр.

 

Олекса Манн, «Беги Лола беги и не забудь за пиво и сігарети»

 

Галерея возникла как альтернатива площадки для молодых и незакомплексованных художников в художественной среде Франковска, приспаного тихим течением жизни на периферии. КРЮК провел ряд выставок малоизвестных местных художников, как Кирилл Кириллов, Дідіка, Кристина Пищ, Bob SP, Сергей Григорян… Уже после нескольких выставок стало понятно, что географию художников надо расширять, поскольку идеей галереи заинтересовались авторы во Львове, Киеве. Так на Крюке появились работы Тараса Кеба, Андрея Хира, Ивана Семесюка, Станислава Силантьева, Олексы Манна… Картины многих из них выставлялись в Франковске впервые. И каждая из этих картин была живая, без коммерческого пафоса, позерства, не говоря уже о высоконравственных комплексы общественного мессианства. Откровенная тематика «18+», проблемы с алкоголем, эстетика безобразного органично вплетались в стены андеграундного бара «BarDuck».

 

КРЮК оставляет за собой право выставлять одну и более работ автора, исключением может быть диптих, триптих, серия работ, из которой невозможно исключить ни за страхом потери смысла показа серии. КРЮК оставляет за собой право запрашивать в живых только три вопроса, а у мертвых авторов больше, чем три. КРЮК оставляет за собой право проводить выставки чаще, чем раз в неделю, или реже, чем раз в неделю. КРЮК оставляет за собой право использования как в устном, так и письменном виде нецензурной лексики.

 

П.Бы.: «Концепция одной картины? И черт его знает, почему так. Это красиво, потому что крюк один. Одну картину выбирали – ту, что прет больше других. Просто хотелось донести целом свое видение проведения выставок в несколько необычном формате. Думаю: в мире есть много удивительных галерей, но в Украине, кажется, аналогов нет. Разве бы… Если есть, то и клево. Давайте дружить! Выходите на связь».

 

Диана Пернеровська( ДіДіка), «Молочные птицы»

 

Петр Буяк делает видео и фотосъемку каждой выставки, а также задает те три ключевых вопроса автору. Но – такие вопросы, на которые автор не ожидает, чтобы содержание интервью увиразнився и высказал мысли художников. Три вопроса к живых художников вяжутся с количеством до трех букв Крюке. Но есть вопросы и к умершим? На мое удивление, Петр рассказывает: «Была на Крюке такая штука, как “Мертвая зима на КРЮКЕ”. То был художник Крейзік (Роман Шаблєвський) и Парфьон. Они умерли, и пришлось попотеть, чтобы связаться с ними на том свете. Поскольку они уже там, то могут сверху больше увидеть, и более интересного нам рассказать. А вы разве не хотите узнать, как им там? Вот в Парфьона там сейчас своя выставка “Небесное биеннале”, а Крейзік научился выращивать коноплю в раю и говорит, что хорошие сорта растут».

 

Франковчане и радовались, и кривились от Крюка. А он сейчас подался в странствия.

 

П.Бы.: «Я не люблю эти определения: современное искусство или вчерашнее, или сегодняшнее или будущее. Мне как-то все одинаково. Меня или прет, или не прет, и все равно, оно нынешнее, или нет. А про КРЮК от франковчан были разные мнения. Близкое окружение по бутылке, конечно же, увлекалась той идеей и возрадовался, что есть такое явление, как КРЮК. А те, что не употребляют, очень кривились, и их то страшно раздражало: как так, что такие неудачники, как мы, можем себе иметь наглость шагать без копейки денег более широкими шагами, чем те, что имеют пафосные тяжелые намучені наработки?»

 

Тарас Кэб, «Старого Пса новым штукам не научить»

 

К сожалению, стационарный период Крюке завершился, а следующий стационар подобного проекта не начался, да и не будет. Впрочем, организаторы проекта пока планируют вместе с галереей путешествовать разными украинскими городами, не ставя художникам рамок и ограничений, потому что все все равно будут висеть на крюке, и всем гукатимуть «Ах**нно!» – также одинаково.

 

На закрытии Крюке

 

П.Бы.: «Стационар привязывает к месту, обязательства определенных правильных ритмов, потому что зритель хочет видеть и посещать, а так хочется и самому где-то попутешествовать. Да и не все авторы согласны приехать на свое открытие до Франковска. КРЮК-ТУР – то есть странствующая галерея, изменение формата. Уже клево, потому что не грустно, а приехал в гости к кому-то: сели, выпили, повесили работу и хоть на улице любого города или села, поговорили и разбежались. Путешествия – это всегда приключения и новые знакомства. И это очень круто! Сейчас КРЮК-ТУР начался 10 февраля во Львове в намоленной локации квартирника Fredra.61. Вечером в 20:00 на стенах этого заведения висело четыре крюка – потому выставлялись четыре авторы: Андрей Вовк, Лиль Мельник, Василий Карвацкий и Konstantyn Kopacz. Также в рамках КРЮК-ТУРА по городу Льва представлено новую выставку “Мать-Берегиня”. Кто знает, во что перерастет КРЮК-ТУР, чем завершится – мы не загадываем наперед. Главное – движение, а идеи родятся во время новых ах**многочисленных выставок».

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика