Новостная лента

Как сделать из прокуратуры игрока на рынке труда

17.09.2015

В прошлом году министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляєн объявила, что планирует превратить вооруженные силы страны на одного из самых привлекательных работодателей в Германии. Усиливать свои позиции на рынке труда Бундесвер собирается благодаря сети социальной поддержки, но самое главное — предлагая военнослужащим самостоятельно решить вопрос графика службы.

 

Глава оборонного ведомства, вероятно, ясно понимает, каким модерного работодателя сейчас видят квалифицированные сообщества. Теперь не имеет значения, из какого сектора он происходит — представление наемных работников унифицировались.

 

Автор — бывший прокурор; более трех лет работал в прокуратуре города Киева

 

Рассматривая органы прокуратуры как работодателя, легко заметить, что даже с другими государственными учреждениями прокуратуре на рынке труда конкурировать крайне трудно. Нешуточная заорганизованностью рабочего процесса; преимущественно пренебрежительное отношение руководства к «подчиненным», грубая реакция первых на ошибки последних (мелкие частности); четко не определены и непрозрачные процедуры карьерного роста; фактическое отсутствие материально-технического обеспечения; высокий уровень ответственности прокуроров при одновременном высоком уровне зависимости результатов их работы от работы других должностных лиц (следователей, оперативных работников, контролирующих органов, судей). К тому же, уровень оплаты труда не просто желает лучшего — он катастрофически низкий. Такое положение вещей явно не добавляет привлекательности организации в глазах специалистов.

 

Ярким доказательством этого стал конкурсный отбор на должности руководителей местных прокуратур, который прошел осенью 2015 года: количество внешних кандидатов — адвокатов, юрисконсультов и других специалистов в области права — была небольшой.

 

Если сравнивать ее с ожидаемым количеством (свыше 20 тысяч человек), то ее откровенно можно назвать мизерной. Поэтому повышать качество работы органов прокуратуры в ближайшее время не будет кому. В буквальном смысле. Потому что не только юристы из частного сектора не желают иди работать в органы прокуратуры — наиболее инициативные и квалифицированные прокуроры уже ищут или нашли другого работодателя. И этот процесс стремительно набирает обороты. В итоге все это существенно сказывается на результатах работы не только органов прокуратуры, но и всей системы уголовной юстиции Украины.

 

В определенной степени затормозить такой процесс мог бы конкурентная заработная плата. Но в ближайшее время ее ожидать не стоит. Впрочем ведомству все-таки доступна ряд мер, которые способны существенно повысить эффективность прокуроров, укрепить их мотивацию, а также удержать их на службе. Очевидно, полноценная их реализация также приблизит украинскую прокуратуру в лиги уважаемых работодателей, что привлечет новых работников.

 

Определение миссии и ценностей

 

Системообразующими компонентами, которые перманентно направляют всю деятельность государственной организации и помогают ей развиваться в конкретном направлении, кроме определенных функций, есть также миссия и ценности.

 

Миссия выступает общим ориентиром стремлений, однако прежде всего ввиду нее формируются деловые (достижимые) цели организации. Цели же позволяют определить стратегию организации, определить ее ключевые практики, рабочие процессы и оптимальную структуру. В свою очередь, ценности и их носители обеспечивают единение миссии, целей и процесса воплощения ключевых практик.

 

Когда организация не имеет определенных миссии и ценностей, их место полностью замещает директивное управление — с тех пор все ключевые аспекты ее деятельности определяются ситуативно [директивами] «сверху», что в большой мере зависят от предпочтений или политической, бизнесовой ориентации ее первых и остальных руководителей. К тому же директивное управление всегда является непубличным, часто имеет неформальный характер. Зато миссия и ценности организации всегда являются открытыми, что позволяет апеллировать к ним в любой ситуации.

 

Очевидно, неопределенность с миссией и ценностями — а следовательно, неясность целей украинской прокуратуры — была среди главных факторов низкой заинтересованности внешних кандидатов в конкурсе на замещение должностей руководителей местных прокуратур. Показательно, что среди правоохранительных органов Украины только Национальное антикоррупционное бюро определило для себя миссию и ценности.

 

Упрощение операционного управления и взращивания digital-first культури

 

Упрощение операционного управления возможно лишь благодаря дебюрократизации рабочих процессов. Прежде всего из-за нивелирования других устойчивых проявлений заорганизованности, как лишнего паперотворення или мелочной опеки «подчиненных» прокуроров со стороны руководителей прокуратур. Потому что сейчас прокуроры просто-таки погрязли в сложной системе санкционирования почти всех решений (включая малозначительными), документирование процесса их выполнения и последствий реализации.

 

К тому же прокурорам приходится регулярно посещать немало бессмысленных совещаний, составлять разнообразные бумажные справки, а также заполнять бумажные и электронные таблицы всех форм и видов.

 

Зато переход на электронные инструменты делового взаимодействия ощутимо сэкономит рабочее время всем. Это также положит начало рабочие отношения, которые не посягают на независимость процессуальных руководителей, потому что в случае необходимости позволит легко проследить историю и характер делового взаимодействия руководителей прокуратур и прокуроров по поводу конкретных рабочих ситуаций. Если прекратить фиксировать большинство сугубо ведомственных документов на бумаге — в основном отказаться от них, а небольшую оставшуюся часть перенести исключительно в соответствующие программные комплексы — то бюрократические процедуры, особенно их репрессивные проявления, испытывают упадка. Ведь электронные инструменты не позволят руководителям прокуратур легко вводить вредные для практики работы в виде составления ненужных справок, рапортов, служебных записок и тому подобное.

 

Широкое использование информационных технологий для накопления, обработки (анализа) и обмена информацией (криминалистической, но не только) существенно упростит и ускорит процесс взаимодействия не только между прокурорами и руководителями прокуратур, но и между прокурором и следователем, органом прокуратуры и органом досудебного расследования.

 

Например, внедрение полноценного электронного уголовного производства позволит перейти на другой уровень взаимодействия с судами. Судебные вызовы, электронные экземпляры решений судов, аудио-, видеозаписи судебных заседаний могут поступать в органы прокуратуры в порядке обмена данными. В том же порядке в суд могут поступать ходатайства прокурора/следователя, согласованное с прокурором, обвинительные акты и тому подобное.

 

Важно, что прежде всего цифровой формат работы устранит возможности для принятия или изменения решений, документов «задним числом». Когда весь массив информации и материалов будет воспроизведенным в «цифре», бесследно удалить или исказить их будет крайне сложным и опасным заданием, поскольку с того момента, как электронное «чернила» торкнться «электронной бумаги», внесена в такой способ информация останутся в системе навсегда. Как и навсегда там останется информация о субъекте, который ее внес, изменил или удалил, а также когда это было сделано. И в случае введения полноценного электронного уголовного производства, в таких условиях окажутся все профессиональные участники уголовного производства: следователи, прокуроры, судьи.

 

Введение честной оценки эффективности и механизмов формирования компетенций

 

Как уже упоминалось, ведомственной статистике отведено своеобразное место в организации. Одно слово, она служит лишь простом деле давления на руководителей прокуратур и прокуроров низшего звена. Поэтому украинская прокуратура требует не только современных методик анализа статистической и иной информации, содержащейся в ведомственных программных комплексах, — организация должна внедрить широкий набор новых средств и критериев оценки эффективности и прокуроров, и руководителей прокуратур.

 

Например, реґулярне анкетирование и опрос будет способствовать полноценной и честной оценке их труда и его результатов. При том важно ориентироваться на то, чтобы результаты оценки были, насколько это возможно, персонифицированный характер.

     

Такой подход в основном обеспечит организации надежные данные о действительном характере работы управления, а также о причинах отрицательных отклонений рабочих процессов (практик) от определенных миссии и ценностей организации. Поскольку массив статистической информации (любого объема) и даже найпроґресивніші методики его оценки не позволяют этого сделать.

 

Более того, анкетирование и опрос откроют широкие возможности и для повышения эффективности каждого конкретного работника и организации в целом. Так, специальные анкеты позволят идентифицировать «полости» в навыках или знаниях прокуроров и руководителей прокуратур. Далее, на основании полученной в процессе анкетирования информации, для усиления лучших или нивелирования слабых сторон могут готовиться отдельные рекомендаций или «дорожные карты» и общего и персонального характера.

 

Однако пагубно только указывать на недостатки, организация обязательно должна помочь приобрести соответствующие знания и развить необходимые компетенции. Для примера, в органах прокуратуры вообще отсутствуют механизмы развития управленческих компетенции работников. Это касается и «рядовых» прокуроров, и тех, которые занимают административные должности. Управленческие навыки и связанные с ними знания (представления) прокуроры перенимают в процессе работы от старших коллег, которые «обогащались» ими в аналогичный способ. Понятно, что при таких условиях и далее наследуется исключительно управленческая культура советского пошиба.

 

И все же внедрять механизмы развития управленческих компетенций собственными силами вряд ли является целесообразным. Учитывая бурное развитие в Украине управленческой и бизнес-образования, а также распространения массовых бесплатных онлайн-курсов, достаточно будет воспользоваться услугами признанных поставщиков учебного контента.

 

Вместо итогов

 

Чтобы реформы в прокуратуре имели качественно другой эффект, чем тот, который имеем обычно, всем заинтересованным участникам следует начать с того, что представить ведомство как современного работодателя, у которого: есть миссия и ценности, доверие вместо тотального контроля, центральный аппарат имеет меньшее количество ролей, существенно сокращено количество управленцев, является терпимость к ошибкам, широкий обмен информацией и горизонтальное взаимодействие, честная оценка эффективности, механизмы развития необходимых компетенций.

 

Эта мечта не просто пригодится в процессе реформирования — она существенно поспособствует деле выявления факторов, которые обусловливают низкую и ухудшающейся эффективность организации, в частности укореняют отсталую структуру.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика