Новостная лента

Как звучит бархат

02.06.2016

 

Существует миф о так называемых «виртуозные» и «неперспективные» музыкальные инструменты. Действительно, не каждый музыкальный инструмент от начала своего изобретения и до современности может похвастаться «гладким» концертным жизнеописанием. Некоторые из них, что на протяжении длительного времени считаются яркими солистами и неотъемлемой частью камерного и симфонического оркестров, на заре возникновения жили в тени «старших братьев». Например, альт, который вытеснила более технически податливая, звонка и света с тембровыми характеристиками скрипка, своего «звездного часа» ждал вплоть до рождения Николо Паґаніні. Большинство концертных организаций может предложить слушателям нечто, к чему они давно привыкли; и не обедняет это музыкальный опыт аудитории?

 

Шаг к расширению тембровых горизонтов в мае сделала Львовская областная филармония. Благодаря совместному проекту виолончелиста Дениса Северина и оркестра «Виртуозы Львова» (дирижер Сергей Бурко) в Концертном зале им. Станислава Людкевича на протяжении всего вечера стала виолончель. Неудивительно, что концерт собрал достаточно наполненную зала Филармонии. Не последнюю роль в этом сыграло имя Дениса Северина. За спиной преподавателя Женевской Высшей Школы Музыки) и Бернской Высшей Школы Искусств – пятилетний опыт сотрудничества с «Виртуозами Львова» и мастер-классов в городе Льва. Вполне закономерно, что Северин уже имеет свою аудиторию во Львове.

 

Денис Северин

 

На этот раз Северин пригласил к совместному музицированию Катажину Полонек (Польша), Рафаэля Пойду (Франция) и Артема Полуденного (Украина). Также по приглашению исполнителя прибыл дирижер из Китая, Шу И-Бинг, профессор Пекинской консерватории и основатель первого круглосуточного фестиваля классической музыки в Китае «Super Cello». Для Академического камерного оркестра «Виртуозы Львова» Cello Gala стал тестом на профессиональность – ведь все музыканты прибыли накануне концерта и времени на репетиции было крайне мало.

 

Признаюсь, что я ожидала хронологического подхода к формированию программы. Однако, организаторы открыли речиталь Первым из трех концертов для виолончели венского классика Йозефа Гайдна. Немало исполнителей считают эталонным исполнением этого произведения в интерпретации Мстислава Ростроповича. Легенда віолончельного исполнительства, Ростропович 33 года играл на самой дорогой виолончели мира Дюпора работы Антонио Страдивари. Итальянский мастер сделал более 80 виолончелей, а инструмент Дюпора (изготовлен в 1711 г.) один из 60, что сохранились до наших дней.

 

Чтобы добиться чистоты стиля виолончелистам нужно «обуздать» страстность, которая кроется в тембре виолончели. Виолончель – инструмент контрастов: басовые струны имеют глубокий бархатистый густой голос, в то время верхние могут звучать по-скрипичном нежно и прозрачно. Однако в произведении Гайдна следует максимально нивелировать эту контрастность. Виолончель может звучать сдержанно, но не холодно. Именно так, стилистически оправдано, звучала сольная партия концерта До мажор Йозефа Гайдна в исполнении Рафаэля Пойду – профессора виолончели Парижской Высшей Национальной Консерватории. Пойду пользуется репутацией вдумчивого и наделенного тонкой музыкальности исполнителя с безупречной техникой. Не противоречила замыслу Гайдна авторская каденция Рафаэля Пойду, богатая на интересные исполнительские находки. Рафаэль соединил некоторые элементы закрепленных в практике каденций с собственными. Сложно сделать вывод: мелкие интонационные и штриховые огрехи в каденции – случайность или часть авторского замысла? Приятно поразила сыгранность солиста и камерного оркестра. Исполнители играли Первый концерт Гайдна на йоту медленнее, чем принято, и музыка только выиграла от этого. Приятно слушать совместное музицирование равноценных артистов.

 

Рафаэль Пойду

 

За свое произведение «Кол нідрей» немецкий поздний романтик Макс Брух попал в черный список нацистской власти. Вариации для виолончели и струнного оркестра на тему еврейской молитвы «Все обеты» стали «красноречивым» свидетельством еврейского происхождения музыканта. Молитву «Кол нідрей» традиционно зачитывают в начале праздничной вечерней службы в честь праздника Йом-Киппур – День Искупления и Всепрощения. Оригинал написан в двух вариантах для виолончели и фортепиано и для виолончели в сопровождении симфонического оркестра. На Cello Gala пьеса звучала в переложении для струнного оркестра Юрия Ищенко. Мелодия вариаций довольно прост. Но в ней есть скрытая экспрессивность. Молитва выражает не откровенная просьба, а осмысленное искреннее покаяние, что идет из глубин души. Композитор поручает мелодию в низком регистре виолончели, который очень напоминает человеческую речь.

 

Исполнительница Катажина Полонек сумела точно уловить и выполнить различные грани молитвенности. Мелодия звучала то горячо, то просветленно и лирично; партия солиста была выразительной, но не чрезмерно импульсивной, что произвело бы ненужное впечатление надривності молитвенного экстаза. Насыщенно, но не тяжело звучит Катажина Полонек в самых низких регистрах. Оркестровая партия протяжении произведения меняет свою функцию. В начале – это хорал, который начинают первые скрипки и постепенно подхватывают все оркестранты. Важно достичь эффекта звучания инструмента соло. Артисты «Виртуозов Львова» на протяжении всего произведения держались хорошо, но первые звуки «Кол нідрей» прозвучали несколько неуверенно. Бесспорно, в этом произведении оркестр имеет роль сопровождения. Но есть эпизоды, в которых подголоски оркестра подхватывает солист. Выверенно и слаженно прозвучали подобные диалоги между Полонек и «Виртуозами Львова». В середине произведения является имитация арфы. Немного не хватило синхронности пиццикато, ведь некоторые мелодические ходы «арфы» в исполнении низких струнных неприятно «чавкающий». Также иногда хотелось большей ритмической гибкости, чтобы некоторые подголоски прозвучали не формально, а были проспіваними. И несмотря на эти мелкие несовершенства, сочинение принес эстетическое наслаждение и заслужил свое «браво».

 

Катажина Полонек

 

После романтической молитвы на суд слушателей выставили один из самых известных скрипичных концертов Антонио Вивальди. Концерт ля минор для двух скрипок и оркестра львовяне слышали в начале сезона в исполнении Олега Крысы и Юрия Мазуркевича. На этот раз известный произведение слушатели открывали по-новому: в переложении для двух виолончелей Орфео Мандоці. Сольные партии поручили звездному дуэту в составе Артема Полуденного и Рафаэля Пойду. Совершенно других красок вступил концерт Вивальди: замена ясного и нежного тембра скрипки на объемный бархатный тембр виолончели добавила произведения новой глубины.

 

Очень важно «не перегрузить» звучание, ведь барочные произведения Вивальди славятся легкостью и прозрачностью виртуозных сольных партий. Солисты визвучили каждый знак партитуры до мельчайших деталей. Особенно выразительно исполнили вторую медленную часть концерта. Протяжная мелодия изысканной арии для двух инструментов по-особенному тепло звучит на виолончели. Произведение музыканты исполнили достаточно убедительно. Единственное пожелание на будущее: музыка барокко=музыка контрастов, поэтому хотелось услышать более четкую и весомую разницу между форте и пиано. Тем более, что другие номера віолончельного вечера показали, что оркестрантам это по силам.

 

Артем Полуденный

 

Произведения Вивальди стали центром Cello Gala – второй отдел также открылся концертом «Рыжий падре». На этот раз тройной концерт для двух виолончелей и клавесина выполнили Денис Северин, Катажина Полонек и Елена Мацелюх. Польская исполнительница получила шанс продемонстрировать свое понимание барочной музыки. Кончерто ґроссо (а именно в этом жанре свой опус написал Антонио Вивальди) предусматривает соревнования между участниками. Обычно клавесин в барочных композициях не имел самостоятельной роли. Ему поручалась партия генерал-баса (basso-контініо). Однако, в эпоху зрелого барокко все больше композиторов увлекаются выразительными возможностями этого инструмента, и поручают клавесина сольные партии. Музыкальная спор между виолончелями, клавесином и оркестром – это каскад типично барочных виртуозных эпизодов. Вивальди с первых тактов показал «кто главный» – первую часть начинает трио солистов. Все участники ансамбля (Северин, Полонек, Мацелюх) продемонстрировали хорошую ансамбльное игру, при этом не сгладив уникальности и самостоятельности собственной партии.

 

Денис Северин выполняет много музыки барокко. Его творческим кредо является расширение горизонтов в двовекторному направлении. Выбрав за точку отсчета романтическую эпоху, исполнитель последовательно делает шаги навстречу современной и древней музыке. Катажина Полонек тоже продемонстрировала свою универсальность. Она одинаково убедительна в экспрессивных романтических партиях, когда виолончель должна звучать как можно наповненіше, и в барочных произведениях, когда нужен ровный звук и точность исполнения мельчайших деталей сложной токатної фактуры. Интересно, что во второй части произведения Вивальди оставляет трио солистов наедине. Кажется, их конфликт – исчерпан. В финале – клавесин и виолончелисты вместе соревнуются с оркестром. Кто победил? Поединок закончился в ничью: каждый из участников ансамбля звучал профессионально.

 

Интересный контраст к музыке барокко составь два произведения современных композиторов, прозвучали под батутой гостя из Китая. И Бинг-Ую добился от солистов (Артем Полуденный и Денис Северин) максимальной слаженности. Произведение Джованни Соліми, современного итальянского композитора и виолончелиста, «Виолончели, вібруйте!» пользуется популярностью. В нем сильное эмоциональное напряжение сочетается с созерцательностью. Пьеса состоит из контрастных эпизодов, среди которых – виртуозное соло виолончелистов. По сложности этот эпизод не уступает каденции какого-то концерта. Итальянский виолончелист в партиях виолончелей использовал едва ли не весь спектр сложных штрихов и их сочетаний: разнообразные тремоло, флажолеты, глісандо, прыгающие штрихи и их комбинации. Перпетум мобиле построено по принципу канона. Постепенно активный диалог Полуденного и Северина усиливают виолончели и контрабасы. Большинство слушателей ожидала, что Соліма выстроит дальнейшее развертывание произведения по принципу нарастания. Но драматургическое крещендо разрывается возвращением созерцательного рефрена.

 

Произведение интересно, и достойно сыграть его могут только исполнители с хорошей школой. Тандем Северин-Полуденный был успешным. Также слушателей очаровало то мастерское диминуэндо, которого дирижер добился от оркестра: музыка Соліми растворилась в пространстве, прозвучало так гладко и убедительно, словно то была не живая игра, а запись, кто-то в шутку постепенно «придержал». В завершение концерта Рафаэль Пойду, Катажина Полонек и Артем Полуденный исполнили романтический Реквием для трех виолончелей чешского композитора и виолончелиста-виртуоза Давида Поппера.

 

Оркестровая партия в Реквиеме также выразительная, но порой ловила себя на мысли: автор прописал трио так, что его вполне можно исполнять без сопровождения. Символично, что вечер Cello Galа завершился произведением композитора-романтика, ведь именно в эту эпоху виолончель заняла стабильную позицию одного из наиболее ярких мелодических голосов оркестра и выразительного солиста.

 

Тонкий интеллектуал и ценитель высокой классики, Тарас Шевченко считал виолончель наиболее выразительным среди других инструментом. Проект Cello Gala – пропуск в мир звучаний этого инструмента, который завораживает нетипичным сочетанием противоположностей. Cello Gala – это концерт-обзор виолончели через призму творчества музыкантов едва ли не всех эпох: барокко, классицизма, романтизма и современной эпохи. Возможность услышать лучшие образцы мировой віолончельної литературы в хорошем исполнении подарила нам сотрудничество бывшего харьковчанина Дениса Северина и Академического камерного оркестра Львовской филармонии «Виртуозы Львова». Надеюсь, что следующая программа Cello Gala вмещать также и страницы творчества для виолончели украинских композиторов – ведь есть из чего выбирать.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика