Новостная лента

Кино: искусство vs попкорн

17.09.2015

ИОШ О АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КИНО

 

Среди неравнодушных к культуре жителей Львова трудно найти людей, которые никогда не слышали о Иош. Соучастница Феминистической мастерской, куратор кинозала во Дворце искусств, основательница первого в Львове легального кинотеатра – все это об Анне Шибирин (именно такое имя скрывается за лаконичным Иош).

 

По ее мнению, не только простые зрители, но и те, кто занимается культурным менеджментом, не знают на самом деле, что такое киноиндустрия. Исправлять ошибки львовян Иош начала после переезда из Харькова и пять лет спустя уже уверенно говорит, чего не надо делать в вопросе киноиндустрии на местном уровне.

 

Во время лекции в рамках проекта «От разрушения к созиданию. Пути примирения в украинском обществе»* Анна Шибирин рассказала о том, как с нуля открыть легальный киноклуб и не навредить ни производителям фильмов, ни государству.

 

 

Киноиндустрия, условно говоря, имеет три составляющие: производство, распространение и демонстрацию фильмов. Конечно, эти части связаны между собой и было бы еще лучше, если бы они друг другу помогали.

 

Производством сегодня могут заниматься не только киностудии – контент создают как маленькие продакшн-компании, так и мы сами, используя свой телефон или фотокамеру. Распространением фильмов занимаются дистрибьюторы. Это звено является наиболее интересным и одновременно наиболее непонятной. Если мы, в первую очередь, говорим о фильмах, которые были произведены за рубежом, то для того, чтобы они попали в украинские кинотеатры, нужно получить прокатное удостоверение в Государственном агентстве по вопросам кино. Это единственный орган, который может дать разрешение на демонстрацию кино зрителю. То есть неважно, будет ли это аренда, или телевизор, или какой-то сайт, где есть легальный контент. Надо получить разрешение в Госкино, а перед этим составить соглашение с владельцами авторских прав и сделать украинский перевод − дубляж, субтитры. Если фильм украинский, то его распространением занимается непосредственно продюсер.

 

Госкино было создано в 2006 году, то есть ранее система, которая занимается кинопроизводством и распространением фильмов, работала совсем иначе. Первый частный кинотеатр в Украине появился в 1998 году, до этого все кинотеатры были коммунальными. В Советском Союзе был единый орган, который распределял фильмы по всех странах. В каждой столице тоже была своя инстанция, занимавшаяся распределением, и в каждой области еще Облкіно, которое сортувало фильмы по кинотеатрам, потому что тогда, например, были кинотеатры, где показывали только детское или только премьерное кино.

 

Я работаю в коммунальных кинотеатрах и вообще развиваю какие-то альтернативные методы распространения кино. Например, киноклубы. Этот канал важен для меня потому, что коммерческие частные кинотеатры на 95% занимаются фильмами, которые сложно назвать продуктом искусства. Это «попкорн». В них не говорится о том, чтобы что-то менять, развивать и доносить какие-то идеи.

 

Первое, что я сделала, когда переехала во Львов в 2012 году – основал с группой единомышленников, агентство по развитию и экспансии альтернативного кино «Сінефільське розгруппуваня» − сокращенно «СюР», буква «ю» для интриги. Чем занималась эта инициативная группа без никакой формы регистрации? В первую очередь, анонсами «кино со вкусом» − так мы решили назвать этот тип фильмов, потому что, например, слово «артхаус» стало популярным и утратил за последние лет десять свой смысл. Делали подборки из того, что можно посмотреть в львовских кинотеатрах. Зачем это было делать? Потому что у нас есть, например, сеть кинотеатров «Планета кино», где, конечно, показывают то, что лучше продается, но могут поставить в каком-то из многих залов хороший фильм. На неделю. Одним сеансом. Эти кинотеатры, во-первых, не работают отдельно с аудиторией, а, во-вторых, не выставляют это на своем сайте. Не смотря на то, что Львов неофициально считается культурной столицей, каналов для распространения анонсов об искусстве, какие-то культурные события не так и много.

 

 

Кроме того, мы занимались субдистрибуцією, потому что есть кинотеатры, в которых демонстрируется очень много фильмов, и какой-то отдельный мог даже не пройти в прокате из-за отсутствия спроса. Мы помогали сориентировать эти компании-рассылающим на месте. Брали кино, которое уже давно получило прокатное удостоверение, и искали место, где его можно показать. Мы сделали лишь несколько таких показов, но их особенность заключалась в том, что мы проводили их в напівпокинутому коммунальном кинотеатре. Если речь идет о артхаусное кино, ремонт неважен. Для зрителей, которые придут посмотреть такой фильм, будет интереснее, если они попадут к специфической трешової локации. Пусть там будет немного холодно, можно сделать горячий чай. Таким образом можно открывать заброшенные места, которые есть почти в каждом городе, привлекая внимание к их состоянию.

 

Сейчас мы уже не занимаемся «Сінефільськими розгрупуваннями», но у нас осталась группа в Facebook, которую мы используем как канал распространения любой информации относительно интересного кино или даже его производства.

 

Во Львове я постоянно критиковала все существующие киноклубы-за того, что они не вписывались в кинопроцесс. Такие вещи делаются немного халтурно с точки зрения менеджмента, плюс иногда могут даже мешать кинотеатрам. Если в городе есть маленький коммунальный кинотеатр, до него очень сложно привлечь зрительское внимание. Таким образом, киноклубы, где фильмы не показывают ежедневно, могут перетягивать на себя аудиторию бедных-несчастных, но таких перспективных, коммунальных кинотеатров. Поэтому я решила создать первый легальный киноклуб с участием дистрибьюторов и назвать его «Кінокуб» без «л». С юридической точки зрения он работает так же как и кинотеатры, то есть я договариваюсь с дистрибьютором, подписываю договор, плачу деньги и продаю билеты. Но проводить показы я могу в любом месте, даже в заброшенном помещении.

 

Весной я провела шесть таких «кінокубних» событий, после чего сделала паузу, но теперь хочу восстановить. Ничего нового я не открывала, просто знала, что есть дистрибьюторы, есть фильмы, есть проектор, есть места. Свела все в одно, как обычно делают менеджеры. Достаточно зарегистрироваться как ФЛП (физическое лицо-предприниматель – прим.) и иметь код ОКВЭД (классификации видов экономической деятельности – прим.) на показ кинофильмов. ФЛП подписывает очень простой договор с дистрибьюторами и имеет право демонстрировать определенное количество сеансов в определенное время за определенную цену. Для маленьких городов, где есть один кинотеатр, а возможно и нет никакого, это очень хорошая возможность договориться, например, с «Артхаус трафиком», который является крупнейшим дистрибьютором фестивального кино в Украине.

 

 

В основном люди отдают предпочтение каким-то определенным трендам, почему-то понятном. Понятным, например, для львовян является формат фестиваля. Поэтому, если мы делаем фестиваль британского или артхаусного кино, а до этого еще делаем какие-то дополнительные развлечения, то это надежный способ привлечь внимание. Другой способ – собирать публику на конкретного человека, чем на название, которую они слышат впервые. Поэтому, если у нас есть спикер или лектор, люди могут прийти именно на него.

 

Элемент легальности и вообще авторские права – тема очень большая и сложная. Не могу сказать хорошо или плохо работает в этой сфере украинское законодательство. За демонстрацию фильма, скачанного из интернета, например, могут оштрафовать на 50 тысяч гривен. Но, на мой взгляд, если кино не попало в Украину никоим путем, то показать его хотя бы так – благое дело.

 

Проблема украинского пиратства, да и русского тоже, потому что мы пользуемся их плодами, в том, что люди не представляют и не видят разницы между продуктом, который был сделан в Голливуде, и фильмом, который создал один режиссер, потратив на это пять лет жизни и приобщив к делу друзей. У потребителя часто складывается ошибочное представление, что разницы между ними нет – если создали что-то, то пусть радуются, что это посмотрели. Они [авторы фильмов] – тайное зло, которое загнало все в пределы авторских прав и не хотят ни с кем делиться. На самом деле чаще надо просто спросить и вам дадут, если речь не идет о зарабатывании денег.

 

Если развивать легальные киноклубы, можно таким образом поддержать страну, потому что те же самые украинские фильмы, которых в лучшие годы выходило по десять в год, не всегда есть где показывать. Вот, например, скандальный фильм «Племя» даже во Львове прошел незамеченным, потому что, опять-таки шел только в одном с половиной кинотеатре, только одну неделю. Сейчас коммунальные кинотеатры и киноклубы является платформой для того, чтобы показывать в том числе и украинское кино.

 

Жить за счет такой деятельности мы начнем тогда, когда научим людей платить за это. Но это очень долгий процесс. Учитывая мой опыт (я уже пять лет работаю в кинотеатрах) пока все только на стадии начала, впереди долгий путь, чтобы выживать благодаря культуре и на показах кино.

 

*Проект «От разрушения к созиданию. Пути примирения в украинском обществе» проходил при поддержке Министерства иностранных дел Германии под патронатом Института по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации народных университетов (DVV International) и Общественной организации «Информационно-исследовательский центр «Интеграция и развитие»

Фото: Петр Смирнов.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика