Новостная лента

Китайгород – без китайцев, но с рускімъ міромъ

10.05.2016

 

Село Китайгород, что у Камкаменца-Подольского, достаточно “раскрученное” как в “настоящих” медиа, так и в многочисленных туристических блогах. Почему бы и нет? Это поистине мечта любого заядлого путешественника: головокружительной красоты пейзажи, удивительный растительный мир, многочисленные природные и исторические достопримечательности, до многих из которых вполне подходит эпитет “уникальная”.

 

 

Большинство “изюминок” Китайгорода давно зафиксированы и описаны, поэтому найти что-то неизвестное широкой публике здесь, казалось бы, невозможно. Но Z всегда что-то раскопает J. Что удивило: обнаруженная нами “изюминка” оказалась весьма масштабной, интересной и яркой. В некотором роде даже уникальной. Несмотря на это, ни в многочисленных туристических Интернет-отчетах, ни в обзорных статьях, ни в путеводителях о ней – ни слова. Но об этом позже, а начнем с краткой исторической справки.

 

Китайгород. Рисунок Наполеона Орды. Обратите внимание на огороженную столбиками дорогу, этаж мыса спускается в долину. О ней речь пойдет дальше.

 

 

Сначала о местной топонимике. Жители Поднебесной к ней никаким боком не причастны. Первые китайцы здесь могли появиться разве что в 1920 году, когда красные выбивали из Каменца последних защитников УНР. Тогда на стороне большевиков воевало немало китайский наемников, якобы “интернационалистов”. О них упомянуто даже в известном романе Николая Островского “Как закалялась сталь”. По местным преданиям, несколько земляков товарища Мао, привлеченных специфическим названием, побывали здесь где-то в 1990-х. Вот и все, что связывает Китайгород с родиной популярного ныне ширпотреба.

 

На самом деле страна Китай здесь ни к чему. В древности славяне “китаями” называли огражденную территорию. Отсюда и полный тезка Китайгорода на Днепропетровщине, и Китаев под Киевом, и Китай-город в Москве.

 

Главные “изюминки” Китайгород – каньон реки Тернавы и Товтры

 

 

Городок был заложен каштеляном каменецким Андреем Потоцким около 1607 года. Впоследствии его второй сын Станислав “Ревера” Потоцкий заложил здесь замок и укрепил поселение стенами. “Ревера” – исторический персонаж незаурядный. Достаточно назвать его должности: воевода брацлавский (1631), подольский (1636), киевский (1653), гетман польный и великий коронный. Именно в его честь назвали город Станиславов (ныне Ивано-Франковск).

 

О далеком прошлом напоминают старые погреба, которые встречаешь в самых неожиданных местах.

 

 

В популярных публикациях случается экзотическая версия о том, что некогда на месте Китайгорода якобы был античный город Метоніум, упомянутое в “Географии” Птолемея. Но никаких следов чего-то серьезно античного в окрестностях села не выявлено, за исключением разве что римских монет II-III ст. н. е. Но для Подолья, как и для соседней Галичины, это не редкость, а лишь свидетельство активной торговли местных племен черняховской культуры с Римской империей – и не более.

 

Ну, и, конечно, всюдисутні трипольцев (как же без них?) – трипольские поселения в этих краях находят чуть ли не на каждом поле.

 

Старый господский дворец стоит на месте замка.

 

 

От древнего замка пока ничего не осталось. Неутомимый исследователь оборонных сооружений Украины Филипп Гавриленко, который изучал также и историческое ядро Китайгорду, считает, что замок стоял на месте барского дворца Поповских (очередных владельцев городка).

 

Вот таким дворец был в лучшие времена. Сейчас левое и правое крыло полностью разобраны, а центральная часть – руины. Эта и другие давние фотографии сделаны Павлом Жолтовским (1930).

 

 

Заметим, что это является достаточно традиционным для Подолья. Исходя из типа кирпича, можно сказать, что дворец построили где-то в начале XIX века. Причем тесаные известняковые блоки указывают на активное использование строителями и “замкового” камни.

 

Остатки дворцового балкона-террасы

 

 

Филипп Гавриленко исследовал и дворцовые погреба. По его мнению, они гораздо древнее саму постройку и относятся к разрушенного укрепления.

 

Дворец и костел. Фотографии – zamki-kreposti.com.ua

 

 

 

Костел на утесе

 

 

За какую-то сотню метров от руин особняка над обрывом каньона реки Тернавы возвышается костел, освященный в честь Посещения Елизаветы Пресвятой Девой Марией, в архитектуре которого ярко прослеживаются оборонительные черты

 

 

Очевидно, что костел в комплексе с замком создавал единую линию обороны Китайгорода. На это указывает как его расположение, так и специфическая, характерная для оборонных сакральных сооружений архитектура. Подтверждает эту версию и высокий, почти крепостная стена, опоясывающая храм.

 

Считается, что костел Посещения Елизаветы Пресвятой Девой Марией построен в 1772-1776 годах (освящена в 1775 году), но есть ряд свидетельств, что на это время приходится только его большая реконструкция, а сам храм был построен раньше – в середине XVIII века. Даже если начало строительства действительно приходится на 1772 год, его фортификационное назначение вполне понятно. Напомним, что за несколько лет до того, 1768-го турки разорили и ограбили соседний Жванец, а за Днестром, до которого от Китайгорода лишь несколько километров, лежали владения Османской империи – и это состояние зберегався еще до начала XIX века.

 

В целом архитектуру самого храма назвать уж слишком уникальной тяжело. Уникальной является его новейшая история.

 

 

Как и большинство храмов Подолья, в 1930-х годах костел закрыли большевики, но пустым он простоял недолго. Во время немецкой оккупации богослужения возобновились. По тому это был один из немногих костелов в регионе, что действовали в послевоенный период вплоть до распада СССР.

 

Один из майоликовых медальонов костела. Крестный Путь Христа на ней изображен почти в наивном стиле.

 

 

На службы, а особенно на большие праздники, до Китайгорода время приезжали по несколько тысяч верующих со всей южной части Хмельницкой области. Как вспоминают старожилы Каменца-Подольского, штурм автобусов на Китайгород был изрядным приключением. Однажды это привело к трагедии – в давке погиб человек. Несмотря на этот досадный случай, 1978 года власть была вынуждена разрешить служение в самом городе, под что была выделена полуразрушенная часовня на Нигинском шоссе.

 

_10

 

С началом перестройки и массовым открытием храмов костел в Китайгороде знелюднів – отпала необходимость ехать куда глаза глядят, чтобы помолиться Богу. В самом же селе, кроме членов небольшого сообщества „миссия Святого Духа”, которые живут при храме, римо-католиков нет. Правда, изредка на службы приходят немногочисленные верующие из соседних сел.

 

Еврейское кладбище был менее чем за сотню метров от костела.

 

 

За какую-то сотню метров от католического храма виднеются надгробия старого еврейского кладбища. Раньше, до Второй мировой, евреи составляли едва ли не две трети населения Китайгорода. Расположение киркута почти под боком христианских храмов (еще и под носом у господского дворца) – ситуация для городков абсолютно нетипичная. Почему так произошло, совершенно непонятно.

 

Типичная еврейско-местечковая застройка Китайгорода. До Второй мировой войны евреев здесь было почти 2/3 населения.

 

 

Слово “храмы” во множественном числе употреблено неслучайно. Рядом с костелом стоит еще и православная церковь Собора Богородицы. Постройка современная и в архитектурном смысле абсолютно никакая. Типичный сельский новострой. На этом месте храм поставили еще в 1703 году. И церковь была деревянная. Ее разобрали 1882 года и продали в село Субич Ушицкого уезда. Еще новую церковь Собора Богородицы возвели в 1872-1876 годах. Это была постройка в классическом российском („синодальном”) стиле. Этот храм тоже не сохранился.

 

 

Старая дорога и трилобиты

 

 

Старинный путь.

 

 

От храмов до каньона реки Тернавы ведет узкий мыс, окруженный с обеих сторон крутыми склонами. По его гребню проходит старинный путь, который является еще одной из изюминок Китайгорода. Известна она прежде всего немалыми каменными столбиками, торчащими вдоль ее обочины. Им хоть 200 лет, возможно, больше. В каждом – большие сквозные отверстия, в которых когда-то крепились толстые деревянные брусья.

 

Именно эта участка дороги фигурирует в кинофильме “У чертова логова” (1980)

 

 

Окружающие обрывы – тоже немалая памятник природы. Все эти скалы является известным на весь мир Китайгородським обнажения. Здесь стоит процитировать Википедию:

 

«Китайгородское обнажение – геологический памятник природы общегосударственного значения в Украине…. Один из самых полных в мире разрезов отложений силура и девона, международный геологический эталон обнажения третьего и четвертого периодов палеозойской эры…

 

Студентки-географы Каменец-Подольского национального университета имени И.Огиенко на полевой практике во время исследования обнажений

 

 

Площадь данного обнажения равна 60 га. Небольшая часть отложений, в основном песчаников, которые находятся в пойменной части реки, после поднятия уровня воды в 1983-1984 гг оказались под водой. Но сам разрез сохранил свою уникальность и сегодня. Уникальность разреза заключается в том, что только в районе с. Китайгород можно наблюдать полный разрез силурийских отложений.

 

 

На основании результатов настоящего исследования силурийских отложений Подолии, которые являются достаточно уникальными, единственными на территории современной Европы и исследуются учеными со всего мира, можно выделить три горизонта верхнего силура Подолья:

 

нижней – песчаники;

средний – сланцы;

верхней – известняки.

 

Поскольку окаменелости встречаются только в известняковом горизонте, возраст его определяется точнее. Всего здесь различаются три яруса: венлокский, лудловский и даунтонский».

 

 

Старое кладбище

 

 

И только теперь – уже обещана только что найденная “изюминка” Китайгорода, о которой почти никто ничего не знает. По крайней мере, несмотря на все возможные поисковые запросы, найти хоть какое упоминание в “інтернетрях” о ней не удалось.

 

О старинном кладбище в Китайгороде в Интернете – ни одного упоминания

 

 

Речь о очень интересный старинный погост. Исторически сложилось (почему так – тема для отдельного большого исследования), что большинство старых христианских кладбищ почтенным возрастом похвастаться не могут. Самые старые гробницы датируются хорошо, когда первой половиной XIX века (в то же время для еврейских киркутов даже XVII века не редкость). Старое кладбище в Китайгороде уникален уже хотя бы почтенным возрастом – даже при беглом осмотре удалось найти несколько надгробий, датированных концом XVIII века. Но и это не все. Среди надгробий начале XIX века (1802 и 1806 годы) бросаются в глаза огромные каменные кресты редкой семираменної формы.

 

Надгробия самого начала XIX века. Кресты такой формы – большая редкость

 

 

Достаточно интересными являются и т. зв. “підплитні захоронения”. То есть, когда могилу сверху накрывали огромной горизонтальной каменной плитой, на которой вырезали крест и надгробие. Такие захоронения достаточно распространены на юге Подолья, а в остальной Украине практически неизвестны. Речь, конечно, о традиционные сельские кладбища. Что интересно: такие захоронения в Китайгороде происходили с конца XVIII века и вплоть до начала ХХ-го.

 

Підплитні захоронения – традиционные для Каменеччины

 

 

Почему же такой интересный и яркий объект не попал на глаза многочисленным туристам и журналистам-“краеведам”? Объяснение простое. Как-то так сложилось, что все приезжие до Китайгорода прежде всего опрометью спешат в исторической части села и до каньона (“до долины”, – как говорят местные). Кладбище же содержится в “безынтересной” части села, которую абсолютное большинство приезжих проходит без остановки.

 

Крест 1803 года

 

 

Как удалось выяснить Z, это кладбище не единственный с неизвестных общественности давних некрополій Китайгорода. Как сообщил каменецкий историк и археолог Павел Нечитайло, недавно в северо-западной исторической части села исследователи обнаружили останки еще одного кладбища с захоронениями, датированными XVII веком. То есть, они относятся к начальному этапу существования городка. Правда, историкам посчастливилось найти там лишь несколько каменных крестов и их фрагментов. Эта находка еще не опубликована, поэтому на просьбу господина Павла фотографии этих реликвий мы “светить” не будем (но видели).

 

 

Немного “русского мира”

 

 

На еще одну “изюминку“ (правда, неизвестной ее не назовешь) автор этого текста тоже наткнулся случайно. Началось с того, что внимание привлекли два каминных столбики – явно довольно древнего происхождения. Между ними была жестяная калитка украшена чем-то похожим на контур бердиша. Толкнул, а та-а-ам…. Там – “русскомір” и русским духом пахнєт…

 

 

За калиткой оказался беспрецедентный во всех отношениях “памятник”, изготовленный в какой-то провинциальной каменярсько-грабарской мастерской. От обсуждения вопроса его эстетичности воздержимся. Все видно на фото. По этой же причине не цитуватимемо “эпитафию”. Заметим лишь, что этот памятный знак является едва ли не самым ярким воплощением пресловутых “скрєп”, московской логики, мировоззрения и видения “нєіскажонной истории”.

 

 

Итак, первое, что бросилось в глаза:

 

“1698 – 1998 гг. Памяти 300-летия казну стрельцов”…

 

Здесь возникает первое недоумение. Что были замучены царем Петром московские стрельцы до глухого подольского села, которое на то время лежало далеко за пределами их царства?

 

Но дальше идет “разъяснение”. Оказывается, когда будущая царица Елена Глинская (мать Ивана Грозного) якобы уехала из крепости Китайгород в Москву, прихватив с собой вышеупомянутых стрелков. Точнее, их предков. Что интересно: случилось это 1526 года – за века до того, как упомянутая крепость вообще появилась.

 

Если верить надписи, стрелки Глинской, вывезенные ею из несуществующей на то время китайгородской крепости, впоследствии стали родоначальниками “регулярной армии славян”. Тут вообще без комментариев. Какая “армия славян” в XVI веке?!

 

Но все равно мозг выносит вопрос: причем здесь смертная казнь стрельцов?!

 

Ну, и последнее. Памятный знак установили “Благодарные потомки”. И до сих пор не понятно: кто же эти “потомки”? Потомки Елены Глинской или стрелков? А может палачи, которые рубили стрельцам головы? Памятник же в честь их казни. А, может, регулярной армии славян?

 

Древние каменные конструкции с резьбой

 

 

Вопрос относительно того, кто 19 лет назад построил в глухом селе такой неординарный и странный “монумент”, к сожалению, остается открытым. В полупустом селе бывает много туристов, есть студенты-практиканты и заезжие представители религиозной общины, зато найти “аборигена” – проблема.

 

Все же это творение безумного краеведческого гения имеет и историческую стоимость. Потому что кроме упомянутых фрагментов старинных колонн, “памятник” украшен еще и какими-то резными фрагментами ли не XVII века и очень симпатичной декорированной балкой того же времени.

 

 

Эпилог

 

 

 

Несмотря на то, что исторических и сакральных памятников в Китайгороде сохранилось не так уж и много, на посещение этого места стоит не пожалеть хотя бы дня. Местность здесь удивительная – как по красоте гор и каньона, так и по богатству растительного и животного мира. “Фауну”, правда, заметить проблематично, но можно вдоволь полюбоваться множеством колоритных цветов, многие из которых являются краснокнижными и эндемичными.

 

Цветет ветреница лесная

 

 

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика