Новостная лента

Китайская мощь

03.02.2016

После того, как Китай стал второй экономикой мира, логичным желание попасть на первое кино-место путем вытеснения из него Соединенных Штатов. В прошлом году Китай прыгнул для этого вверх – стал лидером по количеству кинотеатров. Следующий скачок – создание кинопродукта, способного доказать лидерство и в коммерческом кинематографе. Фильм «Великая стена» (со второго февраля в украинском прокате) – именно такая визуальная демонстрация оснований изменить статус кво.

 

 

Если разобрать слои «Великой стены», то мы получим политику с фундаментом бизнеса, который в свою очередь держится на политике. Фильм представляет собой популяризаторський вроде чисто китайских кіноіндустрійних возможностей распространения на весь мир своего взгляда на историю, сказки и их визуализированное сочетание. И этот взгляд дентичний до голливудских блокбастеров, то есть, американских образцов, с той лишь разницей, что конкретно этот взгляд – китайский.

 

Соединенные Штаты еще в далеком прошлом прошли этим путем совмещения бизнеса с кинопроизводством (сейчас кинокомпании в США или входят в крупные корпорации и ими финансируются, или финансируются инвестиционными фондами). Китай только сейчас это делает, а параллельно создает кино за деньги (на заказ!) государства, читай – китайской коммунистической партии. И здесь не стоит удивляться сращиванию бизнеса с политикой: как мы знаем по нашим реалиями – это банально, и отличается от Китая только по объемам коррупции, давления на бизнес и целями).

 

Итак, по поводу «Великой стены»: мы имеем дело с крупнейшим китайским мультинациональным конгломератом DalianWanda Group, который задумал снять самый дорогой китайский фильм в 150 миллионов долларов с лучшим режиссером Китая Чжаном Имоу и голливудской звездой в центре Мэттом Дейманом. По сюжету великая китайская стена – охранный мур не от набегов человеческих племен, а от нападения армии чудовищ, некогда замурованных в горах, но 20 веков назад, метеорит откупорил их тюрьму на погибель всему живому. Что 60 лет они пробуют взять штурмом Китай. И только Тайный орден воинов, стена и случайные европейские приблуды-воры могут этому помешать…

 

 

…Сюжет просто (!) о Большую стену хотели воплотить еще в 2011 году, но предложенная идея не устроила Голливуд своей чисто китайской географией и классическим историко-военным жанром. Взамен Голливуд предложил написать свой сценарий и для этого выделил ряд сценаристов, из которых китайцы выбрали тех, с кем уже раньше работали: Макс Брукс, Эдвард Цвик и Маршалл Херсковіц разработали историю, а Тони Гилрой (борніана), Карло Бернард с Дагом Миро («Принц Персии») написали сценарий. Так американцами были привнесены чудовища, как элемент жанра фэнтези. А со временем – и американские звезды: Дэймон, Пабло Паскаль («Игры престолов») и Уильям Дефо («Человек-паук»). Кстати, писаный голлівудівцями сценарий предоставил фильмовую уместной рассудительности. А несколько острот, вложенных в уста некитайським исполнителям, вовремя, хоть и мало, разбавляют густой фэнтезийный экшен, закрученный практически вокруг одной локации – стены. Еще очевидный плюс и очень важный – это игра испанца Пабло Паскаля, который своей харизматичностью просто таки кладет навзничь своего куда «дороже», но однообразного американского коллегу Мэтта Дэймона.

 

С развитием истории, очевидно, увеличилась территория распространения фильма и, конечно, бюджет. Впрочем, в масштабный и амбициозный проект он перерос только с развитием самого конгломерата DalianWanda Group и его выходом на арену мирового кинобизнеса. От момента, когда в начале 2016 года он купил за 3,5 миллиарда одну из крупнейших голливудских компаний (мейджер) Legendary Pictures, которая за нового владельца и в сотрудничестве с дистрибьютором-мейджером компанией Universal вышла на рынок с экранизацией культовой игры «Варкрафт». Несущественно, что на то время фильм провалился в Америке, важно, что средства китайской участия (копродукция) на китайском рынке (где нет ограничения для фильмов, созданных при поддержке китайцев) он собрал 220 миллионов. Таким образом он продемонстрировал могущество китайского фактора, а суммарные мировые сборы в почти 450 миллионов обеспечили продолжение фильма.

 

Однако, «Варкрафт» был только пробой пера, базировался на позакитайському сюжете и делался совместно, поэтому и ответственность была минимальной. «Великая стена» – вот полноценная, профессиональная и адекватный ответ Китая Америке! Это настоящий документ, писаный под дуду власти лучшими и богатыми, скрепленный всеми возможными твердыми и мокрыми печатями, подписями человеческой кровью и бизнес анаграмами. Он говорит, что а) китайская стена строилась 1700 лет, и на протяжении еще большего времени будет защитой от всех возможных нашествий, и будет стоять еще столько же (читай – сам Китай); б) китайское войско даже во времена средних веков мало невероятную мощь, храбрость и оснащение (читай – и настоящее войско); в) китайское кино, отдавая должное истории империи, не менее могучее за стену (читай – будущее за ним, а не по каким-то другим).

 

Чтобы показать все это, бесспорно, мало одного факта, что главный инвестор фильма, владелец DalianWanda Group, Ван Цзяньлінь, самый богатый человеком Китая с состоянием в 32,1 млрд. долларов. Мало и того, что главным заказчиком является крупнейшая китайская кіноструктура, China Film Group, со 100% государственным подчинением. Поэтому и был приглашен в режиссерское кресло прославленный на весь мир Чжан Имоу, лауреат всех главных кинофестивалей мира Каннского (за фильм «Жить»), Берлинского («Красный гаолян», «Дорога домой», «Герой») и Венецианского («Подними красный фонарь», «Эту Цзу идет в суд», «Ни одного терять нельзя»). Он несколько раз номинировался на «Оскар», его фильм «Герой», по словам прокатчика Харви Вайнштейна, заработал более 100 миллионов долларов в прокате и на DVD в Северной Америке, к тому же, Имоу уже работал с голливудской звездой: в «Цветах войны» главную роль исполнил Кристиан Бэйл.

 

То есть, составляющие фильма формировались таким образом, чтобы, с одной стороны, демонстрировать чисто китайский род, а с другой – тяготение и неравнодушие к отношениям с инородцами. С одной стороны – производство и финансирование за китайцами, с другой – дистрибуция за американцами; семантически все создавалось исключительно по правилам Главного государственного управления печати, радио-, телевещания и информации (никакой религии, эротики, политики, ругани), а сюжетно – по лекалам голливудских блокбастеров. «Великая стена» – это смесь «Властелина колец» с «Чужими», и вкраплениями «11 друзей Оушена», «Мулана» и фильмов о супергероях (иначе объяснить удивительные возможности Дэймона-воина не возможно).

 

 

По форме получилась гремучая смесь ура-патриотизма, спецэффектов и нейняти-веры-истории, которая даже в фильмах категории «Б» нереальная. Впрочем, именно такое сочетание, именно в таких пропорциях является едва ли не универсальным (читай идеальным) переписи кінострави, готовой для употребления большей частью зрителей современной планеты Земля. Хоть сразу в космос отправляй, как зашифрованный в образы (желателен) портрет среднестатистического землянина. Набор штампов из китайских исторических (и псевдоисторических) фильмов и голливудских боевиков и комедий воспринимается при таком раскладе удивительно органично, ведь не знаешь, чем пренебречь, или что можно было бы выбросить. А ничего! Это как тот же гамбургер, который, ты знаешь наверняка, является вредным и точно вызовет боли в желудке, и все равно представляешь именно в такой конфигурации, с такими ингредиентами и именно таким вкусом, пусть ему будет конец!

 

«Великую стену» стоит назвать показательным примером, как внеконкурсное выступление чемпиона мира. Типа «вот так надо делать, если хочешь завоевать первое место». Конечно, это никаким образом не касается китайской культуры, вкарбованої в истории человечества философом Конфуцием, современным художником Ай Вейвеєм тем самым кинорежиссером Чжаном Имоу, фильмы которого, вроде «Жить» или «Подними красный фонарь», являются неоспоримыми шедеврами искусства кино. И то, что Имоу согласился на «Великую стену», можно объяснить, например, опять же политикой: не забывайте, что отец режиссера имел отношение к Чан Кайши, и Имоу, вероятно, не единожды в течение жизни должен иметь как минимум неприятные разговоры с представителями компартии и силовых структур Китая. Кто знает, может, » Дамоклов меч «неправильного» прошлого до сих пор над ним висит, делая его заложником для «правильных» коммуняк.

 

Так или так, он совершил нехарактерный для себя, прямолинейный, жанровый и развлекательный фильм, где главное – сюжетные перипетии, батальные сцены, компьютерные эффекты, а для полетов фантазии и визуальной поэзии места несоизмеримо мало. И пусть для самого Имоу это не шаг вперед, для фильма он сделал то, что требовалось – прыгнуть выше китайской головы: помпезный экшен с акробатическими трюками и пышной учтою цветов. Китайское войско здесь еще более впечатляюще, чем войско людей и эльфов во «Властелине колец»: поделен на группы по виду оружия, оно так же делится и на цвета. И оно как раз – не компьютерное, как в трилогии Питера Джексона. Это настоящая массовка из сотен, если не тысяч человек, и для каждого (!) был пошит собственный, отдельно впечатляющий, дизайнерский костюм «от-кутюр». Так же, как и все оборонительные башни, катапульты, ножи, арбалеты и тому подобное являются реальными, а не нарисованными. Кто из современных голливудских режиссеров может похлитися такой наглядной, не эфемерной великолепием и совершенством?

 

«Великая стена» – это достижение, хоть и не совсем художественное. Его можно было бы сравнить с достижениями владельца конгломерата DalianWanda Group, Вана Цзяньліня, или с его ближайшим в таблице миллиардеров Китая коллегой – владельцем AlibabaGroupДжеком Ма (22,7 млрд). В бедной и зашоренной, хоть и культурно богатой стране, с до сих пор господствующим абсурдом коммунизма, благословенно запрещенным в Украине, они смогли построить империи, что бросают вызов империям сытой и капиталистической Западной Европы и непреодолимым Соединенным Штатам.Теперь это двое угрожает господству Голливуда, говоря: мы можем так же как вы, и смогли это не за 100 лет от рождения кино, а меньше чем за 20-ть… В декабре 2016-го года Alibaba Group объявила о выделении в течение трех лет следующий 7,2 миллиардов долларов на развитие своего нового направления, развлекательного бизнеса, и заключила долгосрочный договор с компанией Стивена Спилберга Amblin Entertainment, в кейсе которой сейчас находится 17 фильмов. В свою очередь, в январе 2017-го подразделение DalianWanda Group, компания AMC Theatres, купила крупнейшую сеть кинотеатров Северной Европы, состоящий из 118 кинотеатров, и таким образом превратилась в крупнейшую сеть кинотеатров в мире, обладающий одной тысячей кинотеатров с 11 тысячами экранов в 15 странах.

 

Что дальше? Пока «Великая стена» собрала лишь 211 миллионов – главным образом в Китае. И несмотря на критику, распространенную как в китайской, так и в американской прессе, впереди прокат как минимум в 21 стране, в том числе и в США. И собрание, думаю, не самое главное, потому что этот фильм – заявка, перчатка, брошенная противнику в лицо, это вызов. И здесь денег не жалеют. Потому что на кону весь мир.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика