Новостная лента

Классические темы и джазовые впечатления

10.03.2016

11 марта во Львовской филармонии состоится концерт пианиста Вячеслава Новикова, в связи с которым хочется вспомнить один факт – достаточно известный, но такой, что, пожалуй, заслуживает на особое внимание. В 1978 году, то есть, почти сорок лет назад, появилась первая пластинка украинского джаза. Называлась она «Лирическое настроение». А записал ее квартет известных на то время в Украине музыкантов в составе: трубач Валерий Колесников, гитарист Владимир Молотков, пианист Вячеслав Новиков и барабанщик Александр Хрістідіс.

 

 

Появление первой джазовой пластинки в Украине очень задержалась. Ради полноты картины следует заметить, что украинские джазовые музыканты записывались и раньше. В частности можно назвать известного пианиста Филиппа Брыля, руководителя многих эстрадных оркестров и джазовых ансамблей. Его квартет можно услышать в кинолентах ‘50-60-х годов «Мечта», «Пути и судьбы» и «Познай себя», а также на некоторых записях для телевидения вместе с известными тогда эстрадными певцами. Нельзя обойти вниманием и ансамбль львовянина Игоря Хомы «Medicus», который еще в ‘60-х годах сделал первые чисто джазовые записи (то есть, не «эстрадные» мелодии, а записи известных джазовых стандартов), которые, впрочем, хранились в архиве и стали доступными широкому кругу слушателей лишь в наше время. К сожалению, джазовые пластинки украинских музыкантов ‘70-80-х годов можно почти буквально посчитать по пальцам, и их небольшое количество отнюдь не отражает интенсивности тогдашнего джазового жизни.

 

Поэтому пластинка «Лирическое настроение» является первой официальной украинской джазовой пластинкой. Кстати, одна из шести композиций, записанных на ней, была джазовой обработкой украинской народной песни «По садочку хожу». Но и эта пластинка, как позже вспоминал гитарист Владимир Молотков, была записана «на скорую руку», экспромтом, практически без репетиций. Тем больший повод для удивления, поскольку и сегодня ее интересно слушать с музыкальной точки зрения, хотя прошло уже почти сорок лет со времени записи. Это живой джаз, который ничуть не устарел. Чувствуется владение различными стилями, высокий уровень мастерства музыкантов, в том числе и мастерство аранжировки.

 

К сожалению, здесь уместны слова поэта: «иных уж нет, а те далече». Валерий Колесников и Владимир Молотков ушли из жизни. Александр Хрістідіс покинул Украину и сейчас живет в Греции. Пианист Вячеслав Новиков также покинул Украину и с 1989 года живет в Финляндии, но продолжает концертную деятельность и нередко бывает с выступлениями на Родине. Именно Вячеслава Новикова, одного из участников того исторического события, и смогут услышать посетители Львовской филармонии 11 марта.

 

Вячеслав Новиков сформировался преимущественно как классический музыкант. Он окончил Киевскую консерваторию, и большая часть его концертной деятельности связана именно с классической музыкой. Однако еще во времена студенчества Вячеслав увлекся джазом, выступал на многочисленных концертах, где и познакомился с Владимиром Молотковым и Александром Хрістідісом, с которыми образовал трио. В частности, был участником первого украинского джазового фестиваля «Джем сешн-67». С тех пор джаз и классика в жизни Новикова шли рядом. Как классический пианист он был солистом Киевской филармонии, а как джазовый музыкант играл в различных джазовых ансамблях, в частности, в ансамбле Марка Резницкого в кафе «Мечта», а также работал в Укрконцерте. В 1989 году, находясь на гастролях в Финляндии, Новиков получил контракт, а позже принял приглашение преподавать музыку в Музыкальной академии им. Я. Сибелиуса, однако не оставил активной концертной деятельности. География его концертных выступлений простирается от Бразилии до Японии, не говоря уже о европе.

 

 

Главное место в репертуаре Вячеслава Новикова занимают произведения Франца Шуберта, и не случайно он считается одним из самых известных интерпретаторов музыки этого композитора. Также он исполняет Бетховена, Моцарта, Сибелиуса. Именно произведения Бетховена и Шуберта прозвучат на концерте во Львове в первом отделении. В течение последнего десятилетия Новиков несколько раз посещал с концертами Украину как классический пианист. Зато во втором отделении львовского концерта посетители филармонии смогут услышать пианиста именно в его джазовой качества. Еще в 1989 году, после выступления в Финляндии один из финских музыкальных критиков отнес Новикова к «элите мыслящих пианистов». Эти слова, хотя они касались классического амплуа музыканта, не в меньшей степени уместны и по его джазовой ипостаси.

 

На уже упоминавшейся пластинке «Лирическое настроение» можно почувствовать свойственное Новикову владения различными манерами игры – от Билла Эванса до Маккоя Тайнера. А как джазовый импровизатор Вячеслав Новиков принадлежит к редкому типу музыкантов. Он строит свои импровизации не из готовых, ранее наигранных музыкальных фраз, отработанных пассажей и других «блоков» нот. Его импровизация развивается свободно, как мысль – мысль непредсказуема, иногда капризная, но осмысленная. Пианисты также отмечают его особое ощущение «времени», темпа.

 

В Львове Новиков будет импровизировать вместе с известным украинским контрабасистом Максимом Гладецьким. Этот дуэт сложился недавно. Гладецкий также музыкант разноплановый: он принял участие в записи большого количества джазовых альбомов, играл в многочисленных проектах, а в последнее время работает преимущественно как композитор и студийный музыкант. Важной вехой на творческом пути Гладецкого как джазового музыканта было участие в ныне уже легендарном ансамбле Jazz Імргеѕѕіоп, созданном известным (к сожалению, покойным) пианистом Анатолием Алексаняном. Он также имел репутацию уникального импровизатора, свободного от любых школьных или даже сложных, но схематичных принципов импровизации. И об этом, кажется, говорил сам Максим Гладецкий в фильме, посвященном памяти Алексаняна. Поэтому не удивительно, что Новиков и Гладецкий объединились в дуэт.

 

Выступление дуэта должен быть посвящен довольно редком на украинской джазовой сцене формата «джаз и классика», то есть, импровизациям на темы произведений классической музыки. Этот формат требует опыта, ответственности перед традицией и, одновременно, внутренней свободы. Но в случае дуэта Вячеслава Новикова и Максима Гладецкого именно такой формат является вполне логичным.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика