Новостная лента

Классно быть наставником

17.03.2016

В Украине множество детей нуждается в опеке, поддержке и крыши над головой и их число стремительно растет. Каждый день в Украине в дома для детей-сирот попадает около 250 детей. Такая неутешительная тенденция прогрессирует частности за неприменение знаний по социальной педагогике, которая предлагает основательный подход к решению этой проблемы с акцентом на причинах.

 

 

Марьяна Кащак, заместитель директора Львовской образовательной фундации, преподаватель социальной педагогики в УКУ рассказывает о сверхважное значение этого направления и реальные проблемы, которые призвана решить социальная педагогика.

 

ДЕТИ БЫСТРО РАЗВИВАЮТСЯ И ЧАСТО ЗНАЮТ ТО, ЧЕГО НЕ ЗНАЮТ РОДИТЕЛИ

 

– Каковы основные вызовы для социальной педагогики?

 

– Есть четыре основных аспекта в социально-педагогической деятельности: постоянное улучшение социальных услуг, формирование этических стандартов, когда социальную помощь мы подаем как этическую норму, и изменения общественно-политического значения, когда наши действия имеют реальное влияние на законодательство. И последнее – систематическая работа для предупреждения проблем.

 

Эти аспекты и являются вызовами для этой науки. А их успешная реализация возможна только через ежедневную работу, непрерывную практику в различных социальных организациях, которые руководят процессами, явлениями, изменениями, причинами и последствиями. От одного вашего решения может быть или не быть минимум 2-3 последствия положительные или отрицательные.

 

– Эта наука сегодня активно развивается в Украине. Или так было всегда?

 

– Еще несколько лет назад современная педагогика как направление не было столь распространенным, а для многих людей вообще было непонятно, какими вопросами занимается социальная педагогика. Такой педагог мог работать максимум в школе или интернате, тогда как сейчас – это менеджер в социальной сфере.

 

Конечно, в Европе в то время уже понимали, что, например, профессиональная помощь детям из интернатов или из проблемных семей зависит от понимания основ именно социальной педагогики. Например, во время визита в Нидерланды, в рамках обучения, я стажировалась в школе поведенческих проблем. То есть когда в Украине вообще еще не выделили такую проблему, в Европе эта школа существовала уже двадцать лет. Но сейчас мы видим положительную динамику, все больше людей понимают, что помогать нужно осмысленно.

 

– Какие реальные проблемы можно решить при помощи социальной педагогики?

 

– Одна из проблем, которой занимается именно социальная педагогика, является проблема детей-сирот различных категорий и, соответственно, интернатов. Но, прежде чем браться за эти вопросы, надо отличать от определений дефиниции. Мы часто слышим: «Мы спасаем детей-сирот», – но о которых сам детей идет речь? Есть дети, лишенные родительской опеки, социальные сироты, дети улицы. Биологических сирот в Украине 20%, остальные – это сироты при живых родителях.

 

Собственно, вопрос интернатов можно было бы решить с помощью наработок социальной педагогики. Привлекать можно, например, опыт Словакии, где нет интернатов, как и во всех европейских страна. Но, собственно, в Словакии эту систему удалось преодолеть совсем недавно, когда начали работать с детьми до того, как те попадают в интернат, то есть с причинами, а не последствиями.

 

– А какой подход в Украине?

 

– Практически всегда мы работаем с последствиями – общаемся с детьми, которые находятся в интернате, думаем, как им помочь, но не изучаем, как предупредить попадания этих детей в интернаты. Другими словами, мы не знаем, а что же происходит «до»? Если мы будем правильно работать с семьями, которые имеют проблемы, то 80% детей не оказалось бы в этих заведениях. Мы можем построить еще восемьдесят домов для детей, но это будет непрерывный поток, ведь каждый день в интернат попадает примерно 250 детей.

 

– Как можно изменить ситуацию?

 

– Представьте, если бы в каждой области была организация, которая работала хотя бы с десятью проблемными семьями. Уже тогда мы могли бы уберечь многих детей от попадания в интернат.

 

Очень яркий и резонансный пример так называемых «детей-маугли» в Львове, которые шесть лет жили практически запертыми в доме. Учитывая то, в каких условиях проживали дети, социальные службы не слишком интересовались этой семьей, а, следовательно, не оказывали им качественных социальных услуг. На основе этого были сформированы этические стандарты у людей, которые жили или работали по-соседству, руководителей магазинов, что есть рядом с домом этой семьи. То есть всем было безразлично, как жила эта семья. И на третьем этапе общественно-политическое решение от государства следующее: папа в тюрьме, мама – в психиатрической больнице, а двое детей – в интернате.

 

Очевидно, что эту ситуацию можно было предупредить, если бы мы правильно работали с общественностью на основе правильного социально-педагогического знания.

 

– Но как реально можно помочь тип детям, что уже оказались в интернатах?

 

– Здесь отличным примером является наставничество. Например, в Киеве действует организация ONE HOPE, которая инициировала программу наставничества для детей из интернатов Ее суть в выборе наставников, которые помогают детям интегрироваться в общество. Наставники проводят с детьми из интерната много времени, учат их, становятся фактически друзьями извне.

 

Вторым этапом программы была работа над этическими нормами, то есть донесения в общество мысли о том, что наставничество является нормой, естественным явлением, к которому стоит приобщиться. Организаторы начали распространять информацию, что «классно быть наставником» и в этом году этот проект будет реализовываться уже на государственном уровне.

 

– Возвращаясь к проблеме предупреждения проблем в семье, расскажите о проекте семейного центра «Обильное». Какова его цель?

 

– Да, центр, который работает уже более года, является определенным ключом, попыткой активизировать общину и предупредить возможные проблемы в семье. Мы работаем с детьми разных социальных категорий, разных возрастов. Организация различных учебных, развлекательных занятий является инструментом привлечения семей к совместному воспитанию детей.

 

Очень важной является работа с родителями, которым мы пытаемся объяснить, что семья должна развиваться гармонично с ребенком. Ведь дети очень быстро развиваются и часто узнают информацию, которую не знают сами родители. Поэтому важно, чтобы в этих центрах родители учились ладить с детьми и предупредить таким образом конфликты.

 

– В помощи нуждаются не только дети, но и подростки, молодежь. Или организовывали для них определенные проекты?

 

– Да. Один из таких проектов носит название «Неформальное образование». Идея зародилась, еще когда я сама была подростком. Мой дом был напротив общежитий и тогда произошел несчастный случай: молодая девушка, что жила там, выбросила своего новорожденного ребенка из окна. К счастью, ребенок выжил. Когда я узнала об этом, то поняла, что этими подростками никто не занимается и они нуждаются в помощи.

 

И сейчас, когда долгое время занимаюсь социальной педагогикой, мне вспомнился тот случай и я решила организовать тренинги для тех подростков, молодежи, в частности девушек, которые живут в общежитиях, чтобы ненавязчиво пропагандировать правильное поведение.

 

Тогда мы обратились к мастеровых и договаривались с ними о совместном проведении тренингов, которые происходили в холле общежитий и даже проводили так называемые вечера кино, в котором пропагандировались моральные ценности. И еще ездили в Карпаты и организовывали походы в театр.

 

– Комфортный Львов для социальных инициатив?

 

– Так, во Львове достаточно легко реализовывать различные инициативы. И каждый город может стать таким, если просто качественно работать в этом направлении. Проблемы везде практически одинаковые и активных людей очень много. Здесь важно понимать, что работы много, но надо стараться все же работать на опережение, чтобы можно было предупредить проблему за десять лет.

 

Беседовала Оксана Левантович

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика