Новостная лента

Комарно – типичный галицкий феномен

08.02.2016

Бурная история людей и народов, которые тысячелетиями населяли украинские земли, создала прочную основу для появления разного рода феноменов. В учебниках, путеводителях, на Интернет-сайтах можно прочитать о выдающихся / уникальных людей, события (процессы) и места, соответственно, жили, происходили и в Украине. Одним из таких «ретроспективно феноменонасичених» мест является небольшой городок на Львовщине.

 

 

Комарно лежит в 45 км юго-западнее Львова, на правом берегу Верещицы. Собственно река повлияла на формирование визуального и планировочного образа города, в конце концов, она дала ему имя. Пойма реки служила естественным ареалом обитания комаров, а несколько островов между ее рукавами впоследствии стали домом комарнян, которые возвели здесь город. С юга и востока его омывают воды Верещицы, которая еще полтора века назад была истинным морем локального масштаба. В то время ее рукава отделяли центр города от пригородов: Самборского – от запада, Львовского – с востока, его продолжением на противоположном берегу «Комарнівсього моря» было верхнее предместье, которое так и называют «Гора». Каждая часть города и окрестностей сохранили (а порой затаили) немало интересного. Итак, вперед (назад) в историю!

 

 

Древнейшие следы человека на территории, где ныне лежит Комарно, происходящих из эпохи позднего неолита (4000-2500 гг. к н. е.), о чем свидетельствуют многочисленные находки каменных орудий а также керамики, найденные в окрестностях Комарна. По мнению Я.Пастернака (открывателя Успенского собора в Галиче и захоронения Ярослава Осмомысла), тогдашнее местное население принадлежало к надбужанского культуры, занималось земледелием и охотой, обладало кремневой оружием и жило в избах-землянках. Кроме того, были найдены курганные захоронении эпохи ранней бронзы (о них, а также места их обнаружения речь будет в следующих публикациях).

 

Карта авторства Ярослава Пастернака. Источник – «Комарно и Рудки и окрестности». Сборник историко-мемуарных, географических и бытовых материалов. Нью-Йорк – Париж – Сидней – Торонто, 1987

 

 

Следующие находки на территории Комарна происходят из русской эпохи. Так перед Первой мировой войной рыбаки вытащили из Верещицы железный боевой топор. Конечно же, эта единственная находка не может быть свидетельством существования здесь поселения в русские и галицко-волынские времена, но намекает на это. Здесь, вероятно, существовала переправа через Верещицю на пути между летописным Перемышлем и Щирцем.

 

Новый этап истории Комарна начался с присоединением Красной Руси до Польского королевства в 1349 году. В i половине XV века. тогда еще село принадлежало до обширных имений, их Владислав Ягайло предоставил галицкому старости Николаю Параві из Люблина, а по его смерти (1450) Комарно перешло к Станиславу из Ходча (Ходецького), будущего русского воеводы.

 

Важнейшей и до сих пор памятным для горожан событием является предоставление Комарну магдебургского права, то есть городского статуса (1473). Этот документ заложил законодательную базу для существования и развития городка в течение нескольких следующих веков. В частности, Комарно получило право на несколько крупных ярмарок в год, а также куплю-продажу по понедельникам. Основано ремесленные цехи, внедрены сбор пошлины, началось активное развитие городка. В 1592 году при содействии Перемышльского епископа Михаила Копыстенском в Комарні основано братскую школу. Братство заботилось церковью, школой и госпиталем. Сам факт наличия школы и госпиталя свидетельствует как об уровне развития городка, так и о активную общественную жизнь русинов (украинцев) в Комарні.

 

После Ходецьких городок принадлежал Мелецким, а около 1590 года Комарно переходит в собственность Яна Остророга. Этот неординарный по тем временам магнат (а по-нашему олигарх) отличился как талантливый хозяйственник и настоящий друг природы. О нем, в частности вспоминает Владислав Лозинский в своей книге «prawem I i lewem»: «Ян Остророг был одним из лучших хозяев в том времени, а, занимая большие села и имения, не отдавал их в аренду или залог, но сам хозяйничал на них с восхищением и умом. Его Комарно могло бы быть рільничою академией для целой Львовской земли, а владения в Комарнянщині – образцом ведения сельского хозяйства. Сам воевода любил Комарно и часто в нем находился. Кроме образцовой управы пашни, были в его имении: рационально ведомое пчеловодство, мельницы, просторные сады с лучшими плодовыми деревьями, хмілярні. Он заботился о сохранении лесов в то время, когда другие владельцы лесов выжигали их на «соде”. Он заліснив целые просторы дубиной. Как любитель деревьев и садов, обсадил свой двор во Львове и городской двор в Комарні, двор в Дубаневичах и др. тополями, тысячами ив оградил дома и заботился об охране зверя, которую кормил во время острой зимы, строил зверинце и разводил лебедей. Хорошим источником его доходов были пруды: городоцкий и комарнянський, которые арендовали львовские мещане». В память о тех временах осталось село Подзверинец, что лежит на 8 км южнее Комарна.

 

 

Иллюстрации из «Книги о хозяйстве…» 1549. (источник: polona.pl)

 

 

Как и каждое тогдашнее город, Комарно имело и свои укрепления. Первой линией обороны с юга и востока был стал с непроходимыми болотами и топях. С севера и запада его омывали меньшие рукава Верещицы. Очевидно, здесь существовали деревянно-земляные (а, возможно, и каменные) укрепления, о чем свидетельствует топонимика улиц. Современная улица Гончарная, еще до войны была Валовой, а в юго-восточной части старого города до сих пор есть улица Башня (по некоторым данным, следы этого здания существовали еще перед Второй мировой войной). Природные и рукотворные укрепления спасли город от турок в 1524 году, а в 1672-м – от татар, о что будет дальше. В 1648 году городок, одно из немногих в регионе, устояло перед казацкими отрядами полковника Петра Головацкого, отправились из-под стен Львова по приказу Богдана Хмельницкого.

 

Выстояв во время многочисленных войн и нападений в XVII веке, Комарно, вероятно, сохранило свой потенциал, поэтому в «кризисном» XVIII веке городок могло даже развиваться в то время, как тот же Львов падал. В 1718 году Комарно стало центром немалого ключа, к которому принадлежало 22 окрестных села. Впоследствии весь этот особняк перешел к Огинских. В 1767 году городок над Верещицей получил привилегию на проведение двух ярмарок (на Зеленые Праздники и на Св. Михаила) от последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского.

 

Новая страница в истории городка началась в 1772 году с переходом Галиции под власть Габсбургов. Это событие положительно повлияло на развитие Комарна. Интересно, что в 1775 г. в книге доходов города упоминается koffеnhaus, то есть кофейня, которая платила налог «за напитки». Трудно сказать какие именно напитки, кроме кофе, пили комарняни и путники в этом «хаусе», но можем предположить, что без чего-нибудь покрепче не обходилось. Сам по себе факт наличия кафе в небольшом городке ставит Комарно в один ряд со Львовом, куда мода на кофе пришла вместе с австрийцами.

 

После смены нескольких владельцев 1801 года Комарно с окрестностями перешло к Лянцкронських, что владели этими землями до самого 1939-го. Эта семья внесла весомый вклад в развитие городка, о чем еще будет сказано подробнее.

 

Новое ХІХ века не внесло радикальных изменений в жизни городка, которое и в дальнейшем сохранило свой торгово-ремесленный характер. На тот момент здесь действовало три ремесленные цеха, в частности, сапожный, резницко-скорняжный и смешанный, объединявший представителей нескольких профессий, таких как ткачи (упоминаются в документах еще в XV в.), пекари, бондари и др. На память о тех временах остались «ремесленные» названия улиц, в частности, Сапожная и Гончарная. Большинство «цеховиков» были украинцами, это напрямую связано с национальным составом населения Комарна, где большинство составляли украинцы и евреи (последние в большей степени занимались торговлей а не ремесленничеством).

 

В течение XIX века численность населения Комарна росла, однако сдерживающим фактором было плохое санитарное состояние в городе – как следствие эпидемии холеры, оспы, малярии, тифа. Этому способствовали многочисленные болота и болота в окрестностях с большим количеством комаров. Впрочем, во второй половине XIX века по инициативе Лянцкоронских проложен канал, в который направлено Верещицю, как следствие окружающие территории было осушено. В 1901 году в городке проживало около 5700 человек.

 

Мирную жизнь Комарна прервала Первая мировая война, которая здесь началась с межнационального патриотического митинга 1 августа 1914 года, на котором выступали представители украинцев, поляков и евреев. На следующий день жители приветствовали войска, ехали на фронт. Впрочем, это не спасло Комарно от российской оккупации, которая длилась с сентября 1914 до июня 1915-го. К счастью, война почти не помешала городу, ведь обе армии, русская и австрийская, занимали город во время стремительных наступлений, без активных боев. Однако, отступая, русские сожгли греко-католическую церковь и несколько домов на рынке.

 

Источник – Богдан Мариконь. «История Комарна» (2013)

 

 

Осенью 1918 года в Галиции установилась украинская государственность. Свою роль в этом сыграло и Комарно. В ночь на 1 ноября группа украинских воинов под предводительством Гриня Тершаківця разоружила австрийские части, дислоцированные в городе, и жандармерию в окрестностях и взяли власть в свои руки. При этом случился курьез: на постерунку жандармерии в Комарні сын разоружил своего отца со словами: «Теперь, папа, идите спокойно домой, а с вашим крисом буду дальше службу делать». Утром в городе запестрели сине-желтые флаги, появилась украинская администрация, образовано военную комендатуру и милицию, взяты под контроль стратегические мосты и железнодорожную станцию в Бучалах, налажен контакт с украинской властью в Городке и Щирца. Один из военных отделов из Комарна в начале ноября принял участие в боях на окраинах Львова, в частности, заняли Скнилов. Впрочем, локальные успехи украинцев на Комарнянщині не смогли повлиять на общую ситуацию на фронте в мае 1919 года Комарно заняла польская армия генерала Галлера, сформированная во Франции из пленных поляков. Поэтому в городе появилась новая, чужая власть, а с ней – новые вызовы для украинского населения.

 

Источник – «Комарно и Рудки и окрестности». Сборник историко-мемуарных, географических и бытовых материалов. Нью-Йорк – Париж – Сидней – Торонто, 1987

 

 

В межвоенный период Комарно отстраивается и продолжает развиваться. Это касалось, в частности, торговли и кооперации. Городок в то время славилось из фруктов. Их вывозили во Львов а оттуда – в Польшу. Один из горожан даже изготавливал и разливал в бутылки порічкове вино. Кстати, сейчас традиция выращивать фрукты в Комарні и окрестностях понемногу восстанавливается. Кроме того, в Комарні действовали и небольшие предприятия и промыслы.

 

Поскольку население города не было однородным в национальном плане, здесь функционировали политические, экономические, образовательные и культурные организации польские, еврейские и украинские. Среди последних стоит отметить кредитное учреждение «Українбанк», «Просвета», кружок «Родная Школа», общество «Сокол», футбольный клуб «Метель» и много других. Вместе с тем в городок стал ареной борьбы украинцев против польской власти (в широком понимании этого слова) в обороне своих политических и культурных прав.

 

Источник – «Комарно и Рудки и окрестности». Сборник историко-мемуарных, географических и бытовых материалов. Нью-Йорк – Париж – Сидней – Торонто, 1987

 

 

Если говорить о межнациональные отношения в городке, то, в отличие от общей ситуации в Галичине, здесь порой наблюдалось больше толерантности. Показательным является тот факт, что в 1930 году украинцам Комарна удалось избежать (или минимизировать последствия) пацификации – благодаря мерам тогдашнего бурмистра поляка Юзефа Міґулки. В течение двух десятилетий руководства городом Міґулка отличился как хороший менеджер. За это время построено електрівню, освещены главные улицы, замощено тротуары на окраинах, высажены новые деревья на рынке, расширена территория вокруг греко-католической церкви и т. д. Как уже отмечалось Міґулка был лояльным к украинцам, имел среди них много приятелей и, в конце концов, был женат на украинке. Весной 1940 года большевики вывезли Юзефа Міґулку со всей семьей в Сибирь, откуда они не вернулись.

 

Источник – «Комарно и Рудки и окрестности». Сборник историко-мемуарных, географических и бытовых материалов. Нью-Йорк – Париж – Сидней – Торонто, 1987

 

 

Кстати, о этнический состав населения Комарна в межвоенный период свидетельствуют результаты переписи населения 1931 года. Городок насчитывал 5,6 тысяч жителей, из которых 2500 украинцы, 2300 евреев и 800 поляков. Зато в окрестностях во многих селах большинство населения составляли поляки или латиняне (украиноязычные римо-католики). Это очень интересный факт, потому что обычно в тогдашней Галичине города были польскими или еврейскими, а села взамен – украинскими, если говорить об этническом составе.

 

Фрагмент этнографической карты Галиции состоянию на 1939 г. Источник: geshergalicia.org

 

 

Началом конца «того» Комарна стал первый день осени 1939 года. Мировая война изменили судьбы миллионов людей, в частности, и комарнян. Уже 11 сентября немецкие войска вошли в город, в течение следующей недели через Комарно проходили колонны военной техники, которая направлялась в сторону Львова. В воскресенье 18 сентября на горизонте завидніли черные клубы дыма – это горела бориславская нефть.

 

Тем временем территорию Западной Украины стремительно занимала красная армия. В следующие несколько дней заняли советы Щирец и Николаев над Днестром. Начались переговоры между советским и немецким командованием. Местные жители надеялись, что по крайней мере западный берег Верещицы останется под немцами. А, впрочем, трехдневные переговоры не оправдали этих надежд – большевики, в соответствии с секретными протоколами к «пакту Молотова-Риббентропа», заняла всю Западную Украину аж по Сян. Среди украинцев Комарна эта весть вызвала, мягко говоря, разочарование и то такое, от 21 сентября часть жителей городка начали в спешке покидать свои дома.

 

Последним лучиком надежды было прибытие того же дня в Комарна одного из отделов Украинского легиона, который действовал в составе Вермахта. Солдаты пришли на Службу Божью в греко-католической церкви Св. Петра и Павла, спели вместе с мещанами «Бог Велик», но после службы погрузились на машины и выехали в сторону Самбора. 24 сентябре 1939 года последние немецкие части покинули город, в тот же день сюда вступили советские войска.

 

Сразу по поступлении «советов» городок наводнили разного рода комиссары. Некоторые из жителей благосклонно отнесся к новой власти, впрочем, реалии советской жизни быстро это изменили – начались репрессии. В частности, депортации, начались зимой 1940 года. Первыми депортировали польских «осадников» (военных колонистов) с Кліцька и Поречье, впоследствии взялись за бывших полицейских, чиновников и сознательное население в целом. Апогеем стали массовые расстрелы в первые дни немецко-советской войны. 23-26 июня 1941 года в местной тюрьме замучили 23 заключенных. После повторного вступления в Комарна немецкой армии тюрьму открыто и обнаружено ужасные последствия масакри. В следующем году на местном украинском кладбище открыли памятник в честь замученных.

 

Немецкие (или словацкие?) военные на рыночной площади Комарна, 1941. Источник – «Комарно и Рудки и окрестности». Сборник историко-мемуарных, географических и бытовых материалов. Нью-Йорк – Париж – Сидней – Торонто, 1987

 

 

Памятник замученным в Комарновский тюрьме, 1942. Источник – «Комарно и Рудки и окрестности». Сборник историко-мемуарных, географических и бытовых материалов. Нью-Йорк – Париж – Сидней – Торонто, 1987

 

 

Приход новой власти не означал прекращения репрессий. Осенью 1941 года начались массовые расстрелы. Прежде всего немцы уничтожали евреев, а также пленных и лиц, сотрудничавших с большевиками. Те из евреев, кто избежал расстрела, потом попали в концлагерь в Белжце (ныне Республика Польша).

 

 

 

Памятник на месте расстрела евреев.

 

 

Примерно тогда же немцы обязали всех жителей Комарна регистрироваться на бирже труда (для вывоза на работу в Германию), а жителей окрестных сел – сдавать немецким властям «контингент» (пищевой налог).

 

Возвращение советской власти не принесло спокойствия на Комарнянщину, местные жители уже знали чего ожидать от «советов». Поэтому еще во времени немецкой оккупации на этих территориях появились отделы УПА и вооруженное подполье ОУН, которые боролись с оккупантами. Уже в августе 1944 года повстанцы атаковали районный отдел НКВД в Комарні, при этом удалось освободить заключенных из местной тюрьмы. В общем на Комарнянщині была (как на равнинную безлесные часть Галиции) довольно сильная украинская партизанка.

 

В 1946 году в рамках обмена населения между СССР и ПНР с Комарна и его окрестностей выселили польское население, которое оказалось на очищенных от немцев «новых» западных территориях Польши. Как итог 7 лет войны и повоєння, этнический состав населения Комарна изменился до неузнаваемости, закончилась целая эпоха…

 

 

Дальше будет…

 

 

 

Источники:

 

* Комарно – Рудки и окрестности. Сборник историко-мемуарных, географических и бытовых материалов / [ред. В.Лев]. Нью Йорк – Париж – Сидней – Торонто, 1987. – 697 c.

 

* Богдан Мариконь. История Комарна. – Ужгород: Гражда, 2013. – 132 c.

 

* Jerszy T. Petrus, Kościół parafialny p.w. Narodzenia Najświętszej Panny Marii w Komarnie [w:] Kościoły i klasztory rzymskokatolickie dawnego województwa ruskiego, Kraków: Wydawnictwo Międzynarodowe Centrum Kultury 1999, t. 7, s. 75-99, seria: Materiały do dziejów sztuki sakralnej na ziemiach wschodnich dawnej Rzeczypospolitej; cz. I.

 

* История городов и сел Украинской ССР. Львовская область. — К.: Главная редакция УСЭ АН УССР, 1968. — С. 243-256.

 

* Комарно. Сайт города

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика