Новостная лента

«Ковер»: «сотканный» в Украине

17.09.2015

Когда в течение одного дня во Львове можешь посетить выставку известного модерниста Петра Гулина, концерт «Альфа-джаз-феста» и экспозицию актуального искусства, понимаешь, что настало время, когда интеллектуальная культура выходит за пределы узкого круга причастных и посвященных, и может претендовать если не на массовую, то, по крайней мере, на ощутимо многочисленную аудиторию в украинских мегаполисах.

 

На открытии проекта «Ковер» в Львовском Дворце искусств

 

Выставочный проект фонда Zenko Foundation «Ковер. Современные украинские художники» в залах Львовского дворца искусств логично продолжил дискурс, начатый проектом «Экзистенция → Космос – вектор львовского модернизма. 1960-1980-е гг.» (март этого года, Львовский Дворец Искусств), открыл общественности уникальный пласт альтернативного искусства 1960-1980-х. Знаковое совпадение, что дорога к экспозиции «Ковра» проходит через экспозицию Славского пленэра «Максим», где добрые стремления организаторов и высокий уровень профессионализма большинства участников пропадают в анахронізмі банального «зітханнях о том, как там хорошо в Карпатах…». За относительно небольшие двери попадаешь в концептуальное пространство опытного куратора. Перед дверью – те произведения, которые бы хотел иметь в доме, а за дверью – те, что побуждают остановиться, задуматься и рефлексировать в какие-то совсем другой способ…

 

Инсталляция Дарьи Кольцовой «Изгнание из Рая»

 

Амбициозное стремление инициаторов «Ковру» охватить национальный масштаб експонатури, его опора на живую рефлексию свидетельствует о тенденции переформатовування выставочного среды Украины. Меткое название проекта – «ковер» как элемент традиции, «ковер» как форма семиотического летописания, «ковер» как фон исторических событий, «ковер» как транспарантна конструкция … – демонстрирует активную попытку молодых художников разрушать стереотипы и искать разновекторные формы выражения своих мировоззренческих позиций. Каждый из участников под метафорой «ковра» выражает свое понимание «Украины»: коллаж ее обычаев, ее супрематические ландшафты, архетипы ее семиотических карт, семантику уникальной среды воинов-поэтов… Когда писал эти строки, Украину обошла весть о гибели на линии фронта в составе ДУК солиста парижской оперы Василия Слепыш. Инсталляция Дарьи Кольцовой «Изгнание из Рая» сразу приобрела другое значение: если бы выставку открывали сегодня, уверен, что в подобранных к установке словах Жадана «..мы никогда больше не вернемся сюда» многие бы отчитал реалии современной Украины. Другое толкование этого образа я слышал из уст вынужденных переселенцев Донбасса: «Это действительно про нас… и очень понятным языком».

 

      

Выставка дает возможность проследить разнообразие спектра актуального искусства Украины, которое миксует постмодернизм, «contemporary», неомодернизм… Артефакты, построенные на индивидуальных эмоциональных нотах языке краски авторстве Екатерины Берлової, фигуративная гипертрофия как выражение подсознательного в живописных полотнах Романа Михайлова – обращают внимание на экзистенцию, ту, о которой говорит в предисловии к проекту Александр Соловьев. И хотя К. Берлова и называет свои условные ландшафты сроком «по пейзажу», по форме и по содержанию это настоящий супрематические пейзаж («духовное определение предметности в пейзаже» по К. Малєвичем). Эта природная цикличность обращения искусства к Человеку говорит о наступлении новой, отличной от постмодернизма эпохи нового украинства: без болезненных стереотипов прошлого (по произведению А.Сидоренко «Защитник культурного фобии»), без ситуативных или территориальных разделений на «своих и чужих» (по произведению Романа Минина «Ковер обещаний»), однако с неописуемым потенциалом формообразования (по произведению Степана Рябченко «Медонос») и креативной практичностью и предпринимательским умением создавать горизонтальные связи между сильными индивидуумами (по произведению Юрия Пикуля «Мертвые пчелы не гудят»).

 

 

Но «стереотипы», «архетипы» и «медиумы» на самом деле важны только для интерпретаторов этого явления, и настоящий шедевр – это тот, который не надо комментировать. Поэтому несколько маскарадно звучат «сенсорная депривация», «деривация» и «сконцентрированы смыслы» в комментариях к своим произведениям Зои Орловой и Алексея Золотарева. Лично для меня, эти тексты сузили зону образного восприятия. Зато вербальные расширение содержания в композициях Сергея Петлюка, Андрея Сидоренко и Романа Михайлова – словно воркшоп с понимания концептуального искусства. Здесь изложена логика взаимодействия объектов, а больше на самом деле и не надо…

  

Инсталляция Сергея Петлюка «Элементарная манипуляция»

Есть в экспозиции и плоскости вторичного порядка, удостоверяющие пережитый опыт «олдскульного граффити» или «стилистики мусорных ведер», не ностальгируют, а скорее констатируют то, что уже перейден. Для примера, и піктограмна фиксация впечатлений, которое оказывает произведение Алексея Яловеги, уже была в художественных проектах группы каталонских художников (Испания) в начале 1990-х («Импреза-1993г».). А «векторная» инсталляция «Матч-поинт» Антона Логова привязана к идее проекта очень слабо, потому что выявляет стилистическую типологию совсем другого порядка. Кроме того, модель спортивной игры как форма иронии над жизнью – не такая уж и новая фишка постмодерна контекста «Нью-Йоркской группы» середины 1980-х.

 

Антон Логов «Матч-пойнт»

 

Вне тем сам проект «Ковер» я бы назвал довольно качественным срезом современного украинского искусства. Из него можно сделать немало выводов: об общей тенденции нашего искусства выражаться понятными формами; о непреодоленных стереотипы восприятия актуального искусства, об объединяющую виражальну идеологию тех «кто творит новое национальное искусство». Множество адаптированных западных форм, их типология в нашем формате звучит естественно лишь в исключительной ситуации: там, где их требует идея. Отсюда современное украинское искусство не наративное и не мультиконтекстне – оно идейное, чувственное и простое в высказывании.

 

 

«Дверь», как и «Ковер», могут иметь свое метафорическое толкование, их можно закрыть для сохранения тайны герметических знаний, а можно и приоткрыть – для расширения кругозора и понимания другого поколения.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика