Новостная лента

Кражи денег, «польские евреи» и ксендз-колонизатор

16.01.2016

Станиславов 110 лет назад – глазами газеты Kurjer Stanisławowski.

Продолжение сериала. Предыдущая серия – «Кровь в бане и приближения выборов».

Дерзкую кражу денег совершил в начале января 1907 года банковский служащий, владелец имения в Станиславове (ныне – Ивано-Франковск) Берл Ґрюнберґ. Получив от директора банка вексель на 10 000 крон, он перевел его во Львове в наличные, после чего в родной город больше не вернулся.

«Вероятно, он бежал в Америку, где находятся трое его детей, оставив дома жену с двумя детьми», — предположила в числе по 13 января 1907 года местная газета Kurjer Stanisławowski.

Из содержания газетной публикации трудно понять, какое именно финансовое учреждение в Станиславове было обікрадено в такой циничный способ. В то время их в городе насчитывалось полтора десятка, и почти все они были филиалами львовских и венских банков. К древнейшим принадлежала украинское кредитное учреждение «Кооперативный банк» (Ukraiński Bank Spółdzielczy), которая работала в Станиславове с 1895 года. Хотя, возможно, в заметке говорится о Универсальный союзный банк (Powszechny Bank Związkowy) или о Банк Союза профессиональных земледельцев (Bank Związku Zawodowych Rolników). Доподлинно известно лишь то, что директором банковского учреждения на то время был некий доктор Остерман, а в результате кражи банк лишился немалой, как на то время суммы денег.

Мещанский банк в Станиславове

Больший урон был нанесен разве что станиславовской почте, когда 12 декабря 1906 года неизвестные воры дороге от центрального отделения почты до вокзала украли из почтового диліжансу инкассаторский мешок с 54 000 крон. Сначала в причастности к этому преступлению также заподозрили почтовых работников, но уже в новогоднюю ночь 1907 года их отпустили из-под ареста из-за отсутствия доказательств. В императорско-королевской Дирекции почты и телеграфа во Львове за содействие следствию пообещали вознаграждение в размере 1000 крон.

И вот уже во вторник, 8 января по подозрению в совершении кражи задержали еще одного работника станиславівської почты – 42-летнего почтальона Войцеха Павловского. «Было констатировано, что Павловский протяжении трех недель тратил большие суммы денег, особенно в домах, но происхождение этих денег не смог объяснить», – объяснял причину подозрения Kurjer Stanisławowski.

Как оказалось, Павловский попал в поле зрения следствия потому, что несколько лет назад его уже подозревали в кражах из здешней почты. Он тогда даже находился под следствием, но за недостатком улик был освобожден из-под стражи.

Вместе с Павловским полиция задержала еще одного местного почтальона Яна Вацебу, который помогал коллеге тратить деньги.

А пока банкиры и почтальоны жаловались на досадные убытки, станиславівські железнодорожники успешно осваивали 600 тысяч крон, выделенных правительством на реконструкцию местного вокзала, которую, по данным газеты, планировали завершить осенью 1907 года.

Станиславівські дворцы – старый и новый

«Образ нового железнодорожного вокзала, его внутренний и внешний вид, безусловно, производит лучшее впечатление, чем старый дворец, именно благодаря его архитектурному исполнению. Стиль можно обозначить как модернизированный ренессанс без неприятных для глаз сецессийных выкрутасов», – отметил в заметке газеты Kurjer Stanisławowski инженер Шаль.

Кстати, кроме средств на реконструкцию самого дворца, Дирекция железных дорог выделила также кредит в 90 тысяч крон для сопутствующих нужд. В частности, эти деньги были предназначены на укрепление фундаментов расширенный вокзала, прокладки здесь телеграфных проводов, оснащение здания и близлежащей территории электрическим освещением, новая мебель и тому подобное.

Между тем самым хлопотами в городе были проблемы с отоплением – из-за отсутствия дров на правительственном складе, расположенном в тогдашнем пригороде Майзлі (сейчас – одноименный микрорайон вблизи железной дороги). «Если зайти внутрь, то целая территория (за содержание которой правительство платит немалую ренту), есть бездеревна, как пустыня Сахара. Ни полена не найдет там найтерплячіший искатель», — иронизировал Kurjer Stanisławowski.

Газета отмечает, что такое положение дел на складе длится уже несколько месяцев, хотя различные государственные учреждения и частные лица заключили контракты на поставку дров. А тем временем из такой ситуации пользуются частные предприниматели, значительно подняв цену на дрова в этом отопительном сезоне.

Как видим, ничего нет нового под этим небом: что за неньки-Украины, что за бабки Австрии государство является плохим хозяином, открывая широкий простор для действий спекулянтов.

Чтобы помочь своим читателям немного сэкономить на обогреве помещений, газета публикует советы о том, как экономнее использовать дрова и уголь при печном отоплении. «Курить в п’єцах при открытых настежь дверцах хотя бы попільника, не говоря уже о дверцу к пьеца, чтобы, как говорится, «тепло в дом шло», является расточительством отопительного материала», – поучали жителей Станиславова газетчики.

Кроме того, владельцев печного отопления предостерегали от использования угля в больших количествах, потому что при его сгорании выделяется вредный газ, избыток которого не находит выхода через дымоход и просачивается в помещение.

Так же, как своеобразное предостережение, можно оценить статистику пожаров за предыдущий год, опубликованную в том же числе Kurjer-а Stanisławowsk-ого. Возгораний внешних (крышных) было 7, внутренних (комнатных) – 11, подвальных – два, коминових – 9, фальшивых вызовов – 12», – сообщала газета.

Но пожары – пожарами, а политика – политикой. Из-за приближения выборов все активнее становились политические организации, которые тогда имели отчетливо национальный характер. В частности, в первые январские дни 1907 года в Станиславе состоялось заседание общины так называемых ассимилированных евреев, которые, в отличие от евреев-сионистов, имели пропольскую ориентацию и даже называли себя «польскими евреями». На своих собраниях «польские евреи» постановили создать краевую организацию для защиты своих политических прав и экономических интересов

Одним из главных представителей этой среды был тогдашний станиславовский бургомистр Артур Німгін.

Реформистская синагога в Станиславове

Артур Німгін родился в 1856 году в Тлумаче, в полонізованій еврейской семье. Уверен время был редактором газеты Kurier Stanisławowski. В 1894-1896 годах занимал должность заместителя бургомистра Станиславова, а последние 10 лет на собственную руку рулил городом. Во время правления Німгіна построили реформистскую синагогу-темпль, здание которой (увы, уже без колоритных башен в мавританском стиле) сохранилась по сей день.

«Мы являемся польскими евреями и такими хотим остаться», – цитирует речь бургомистра газета. Наконец, в резолюции упомянутых сборов прямо утверждалось, что краевая еврейская организация «будет работать в интересах края и польского народа».

Для полноценной деятельности этой политической организации, призванной прежде всего противостоять евреям-сионистам, которые не чурались сотрудничества с украинцами, было решено создать исполнительный комитет с центром во Львове. От Станиславова в состав исполкома вошли бургомистр Німгін, доктор Леон Борал и торговец сырыми кожами Эдмунд Раух, член Торгово-промышленной палаты во Львове, имперский советник и будущий посол в австрийский парламент от польской Демократической партии (1911).

В то же время (начало 1907 года) пришлась попытка полонизировать пригородные села Лисец, Старый Лисец и Драгомирчаны, купленные за 3,5 миллионов корон у представителей древнего графского рода Чаки-Куденгофе (Csaky-Coudenhove) римско-католическим священником, настоятелем знаменитого паломнического места Кохавини (ныне Гнездычев возле Жидачева) Яном Тшопінським.

Письмо-автограф а. Яна Тшопінського с печатью римо-католической парафии в Кохавині

1886 года Тшопінський начал свою работу духовника в Кохавині, перестроив часовню на месте, где нашелся чудотворный образ Девы Марии. Впоследствии здесь возникло место паломничества, которое получило громкое название «Ясной Горы Львовской земли». Саму же икону короновали 1912 года при участии аж ста тысяч паломников.

Впрочем, работа этого священника была не только пастырской, но и в определенной степени колонізаторською. В 1902 году, скажем, он выкупил владения в Дашаве (круг Стрыя) и начал заселение этих земель «мазур» из Малопольши. Впоследствии приобрел село Яйківці Жидачевского уезда, где создал еще одну польскую колонию под патронатом святого Антония (собственно через это село даже изменило название на Антоновку). А в начале января 1907-го сразу три покутских села перешли в собственность ксендза Тшопінського…

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика