Новостная лента

Красное и белое: Впечатление «Контрастов»

18.10.2015

 

Еще первые рекламные афиши фестиваля современной музыки «Контрасты», который, по словам организатора Богдана Сегина, является «фестивалем композиторов», намекали на сюрпризы и неожиданности. Не знаю, то ли моя интерпретация, действительно удалось уловить замысел организаторов, и для характеристики того, что произошло в сознании, всплыли два слова: приближение и модернизация.

 

 

Модернизация началась вроде бы с деталей, которые, однако, «делают» имидж: «Контрасты» впервые имели свой удивительно стильный проморолик, обновили концепцию буклетов и снаружи (новый логотип, модный и интересный прием «многослойной» обложки), и изнутри (будто-то маленький, но на самом деле – прорыв: впервые фамилии участников представлены на языке оригинала).

 

А приближение на самом деле началось еще раньше. Некоторые очень актуальные замыслы уже даже успели сделать уверенный шаг к превращению в традицию: благодаря «Кофе с композиторами» (в этом году гостями были: А. Щетинский, М. Панайотов, Сек. Либін, А. Шмурак, Д. Капирін, С. Невский, П. Махайдик), «Ланч с новой музыкой», творческого эксперимента студентов ЛНМА под кураторством Николая Хшановського «Desk music» и мастер-классам для молодых композиторов, фестиваль превратился в живую цепочку обмена опытом и платформу для создания новых идей. Еще один шаг к модернизации (а скорее, своего рода возвращение к забытой практики радиотрансляций художественных событий) – возможность прослушать пусть один концерт, но дома, в живой трансляции. И это все обертка. Думаю, пора поговорить об конфету.

 

 

Раскрою небольшой секрет: писать рецензии на хорошие концерты – дело неблагодарное, как признался Мілєн Панайотов (а он таки знает, о чем говорит). Тем более, на фестиваль международного класса такого уровня, с такой историей и репутацией. Двадцать второй фестиваль открылся прелюдией: зал Львовской Филармонии превратился в храм искусства, и в этом звуковом потоке времени словно застыл.

 

29 сентября прозвучали духовные произведения эстонского композитора Арво Пярта (Arvo Pärt), латыша Петеріса Васкса (Pēteris Vasks) и львовянина Юрия Ланюка. Хочу сразу отметить, что все исполнители проделали действительно большую работу, и звучали как никогда хорошо. Поздние произведения Пярта требуют невероятной чистоты звука и прецизионной работы над драматургией, ведь в произведениях с спокойным развитием-перетоком звуковых масс, постепенным, но неотступным «расшатыванием», что напоминает вибрато колоколов, есть опасность рано «вигаснути». Львовский камерный оркестр «Академия» (руководитель-концертмейстер – Артур Микитка, художественный руководитель – Мирослав Скорик) этого не сделал. Они сумели нам донести величие звука, величие молитвы, величие Автора, который эту музыку услышал. Концерт для скрипки с оркестром Петеріса Васкса «Удаленное свет» (Pēteris Vasks «Distant light») рассказал историю испытания веры безнадежностью и духовного исцеления через свет. Свет для композитора – струна скрипки в высоких регистрах, что ставит много требований перед солистом. Но для скрипача из Бельгии Марка Бушкова не было ничего невозможного. Солист вместе с оркестром прошли путь от открытого и однозначного консонантного средневекового органуму к полифонии нового времени. Когда смолкает все – остается только свет молитва, как голос человека, шепотом обращается к Богу – именно такое впечатление оставила последняя фраза Бушкова. Во втором отделении прозвучали молитвы: «Pater Noster» Петеріса Васкса для струнного оркестра и хора, «Богородице Дево» для смешанного хора Юрия Ланюка, «Молитва после Канона» для хора Арво П’ярта и «Dona nobis pacem» для струнного оркестра и хора Петеріса Васкса. Казалось бы: до боли знакомые слова, а как много смысла открыла музыка! Галицкий академический хор передал тончайшие нюансы музыкального текста, произведения звучали взвешенно и тембрально совершенстве.

 

Одной из самых людных событий, безусловно, стало открытие. Утром все желающие имели возможность в уютной атмосфере арт-объединения «Дзига» пообщаться со Святославом Луневым, произведение которого открыл фестиваль. Концерт-открытие = вечер контрастов, настолько разными и (для скептиков) неравноценными были произведения. Украинский композитор С. Лунев продолжил линию концерта-прелюдии. Его «Tutti» для симфонического оркестра перекликаются с композициями Пярта и Васкса. Композитору присуще медленное разворачивание музыкального времени, что могло немного утомить и разочаровать слушателя, который настроился на «показательный» фанфарний начало. Техника звуковых пятен, которую применил композитор, требует от оркестра деликатности и мягкости, очень четкой координации. Академический Симфонический Оркестр превзошел сам себя, что в конце концов было видно из неподдельного удовольствия на лице Лунева. Вместе с дирижером Германом Энгельсом оркестр выстроил драматургию, в которой все было на месте: и мягкие переливы оркестровых красок, логически выведенное нарастания, яркая, но без надлома кульминация. Зато произведения бельгийских композиторов «Забытые письма» для оркестра Воутера Ленертса (Wouter Lenaerts), Концерт для кларнета с оркестром Яна ван дер Рооста (Jan van der Roost), Ноктюрн Августа где Бока продемонстрировали многогранность и парадокс современности, где рядом с глубокими произведениями, которые перебрасывают мостики в прошлые эпохи, аккумулируют в себе музыкальный опыт предыдущих эпох, заставляют задуматься над вечным, звучит музыка-аллюзия, музыка-стилизация, что переносит в мир романтической чувственности. Рядом с композицией Лунева, произведения бельгийских коллег были восприняты как несколько декоративная стилизация. Однако на самом деле в каждом из них можно было увидеть интересную находку.

 

 

В Международный день музыки, 1 октября, состоялось одно из самых ожидаемых событий – Ночь «Контрастов». Не удивительно, что в холле, фойе и в зале Филармонии было многолюдно. Разве часто в Львове звучат органные композиции американского минималиста Филипа Ґласса (Philip Glass), да еще и в великолепном исполнении знакомого нам с Фестиваля Старинной Музыки польского музыканта Марека Топоровського (Marek Toporowski)? Спросите себя, когда вы последний раз имели возможность вживую увидеть «Историю солдата» Игоря Стравинского, и вслушаться в голос флейты соло (в исполнении австралийской флейтистки, знакомой с открытия – Аны де ла Вега) или ударных инструментов (которое подарил польский музыкант Александр Внук (Aleksander Wnuk)? Или когда у вас была возможность увидеть непосредственное создание электронной музыки (электронные сеты от ХАТНЄГРАННЯ, MANU, Николая Хшановського)? И, наконец, как много сонат для альтового саксофона и фортепиано вы знаете? А на Ночи Контрастов прозвучали как минимум две: авторства россиянина Эдисона Денисова, японца Такаши Йошимацу (Takashi Yoshimatsu); и еще три не менее интересные произведения двух словацких композиторов Janez Matičič и Nina Šenk, а также «вчерашнего» выпускника ЛНМА ім. М. Лысенко, Назара Скрипника. Все эти произведения звучали в «промежутках» между минималистичными композициями Ґласса.

 

 

Под знаком минимализма прошел еще один вечер – к девяностой годовщине Мортона Фелдмана (Morton Feldman) в среду, 5 октября прозвучала композиция «Фортепиано и струнный квартет», в исполнении молодого, но амбициозного ансамбля современной музыки Sed Contra Ensemble. Название этого коллектива стоит запомнить, особенно поклонникам современной музыки, ведь Sed Contra Ensemble от 2013 г. активно пропагандирует камерную музыку от начала ХХ века. и до сегодняшнего дня на престижных украинских и зарубежных музыкальных платформах; о них мы услышим еще не раз. Вечер прошел в очень камерной атмосфере, и это не удивительно, ведь такая музыка требует слушателя, готового к восприятию достаточно большого объема и по современным меркам нединамічного произведения (Фелдман любуется звучанием многократно повторенных, почти навязчивых музыкальных созвучий-слов, и любые звуковысотные или гармоничные изменения были очень редкими гостями). Немного ускоряла эту медитацию видео-композиция Анжелы Богаченко.

 

Также в рамках фестиваля состоялось несколько речиталів (исполнительских и композиторских) высокого класса. Один из них, «Большой фортепианный вечер» Пьера Булєза (Пьер Булез) – сольник на память о композиторе состоялся второго октября. Пианист мирового уровня Евгений Громов исполнил сериальный цикл «Двенадцать нотаций» и композиции более позднего периода, написанные в технике ограниченной алеаторики. В «Страницах отрывного календаря», «Третьей сонате», «Інтерполяціях» автор ограничивает волю исполнителя, оставляя за ним выбор только одного из нескольких детально прописанных способов выполнения. Зато постоянный участник фестиваля «Контрасты», Йожеф Ерминь подготовил ряд фортепианных опусов Филиппа Ґласса (6 октября). На следующий день в фойе Филармонии в рамках специального проекта от Четвертого международного фестиваля органной музыки «Диапазон» в исполнении Елены Мацелюх прозвучали органные композиции словацкого композитора Петера Махайдика (Peter Machajdík), поразили своей «позачасовістю» – они и современные, и близкие к архаики одновременно.

 

Однако, поистине грандиозным речиталем стал проект армянского пианиста Айка Мелікаяна (Hayk Melikayan). Пианист подготовил чрезвычайно большую и стилистически пеструю программу, которая объединила произведения лидеров европейской электронной музыки Карлгайнца Штокгаузена (Karlheinz Stockhausen, Германия) и Яниса Ксенакіса (Iannis Xenakis, Греция-Франция), современных армянских композиторов Арютюна Делейліана (Harutiun Dellalian), Арно Бабаджаняна (Arno Babajanian), Ваче Шарафіяна (Vache Sharafyan), польского авангардиста Генрика Гурецкого (Henryk Mikołaj Górecki), австрийского художника Беата Фуррера (Beat Furrer) и несколько композиций украинских музыкантов: Сергея Пилютикова, Анны Корсун, Максима Коломийца. Некоторые произведения открыли другое лицо известных композиторов – это было незабываемо. Условно к речиталів можно причислить также концерт из вокальных произведений Кароля Шимановского (Karol Szymanowski), которые прозвучали под сводами храма Св. Лазаря в исполнении Натальи Дитюк и Любви Пашук.

 

 

Еще одно интересное событие произошло 4 октября – в фойе Филармонии прозвучали произведения для контрабаса соло ХХ и ХХІ века; своей виртуозностью удивлял Назар Стець. Авторы композиций (Алексей Войтенко, Pēteris Vasks, Iannis Xenakis, Мілєн Панайотов (Болгария), Богдана Фроляк, Лучано Берио (Luciano Berio, Италия), Теппо Хаута-ахо (Teppo Hauta-aho, Финляндия), Эмил Табаков (Болгария) в очередной раз доказали – инструментов с ограниченными выразительными возможностями нет в природе. Нужно только счастливой встречи талантливого композитора и виртуозного исполнителя, чтобы контрабас раскрыл мир своих звучаний.

 

В этом году благодаря «Контрастам» и их медиа-партнеру радио Skovoroda мне удалось побывать в двух местах одновременно. Скажу сразу пожалела. Хоть качество трансляции была далеко не худшая, вечер памяти Натальи Савицкой нужно было слушать в зале. 4 октября снова прозвучали Fratres Пярта в авторском переложении для фортепиано и скрипки, Соната для скрипки и фортепиано Сергея Прокофьева и «Сюита в старинном стиле» Альфреда Шнитке, «Мелодия» для скрипки соло Золтана Алмаши. Дочь Натальи Владиславовны, Анна Савицкая в тандеме с белорусской пианисткой Дашей Мороз виртуозно заиграли программу с изысканной музыки, которая точно была бы по нраву Натальи Савицькій.

 

Перед тем, как перейти к заключительному аккорду – закрытие фестиваля, не могу обойти единой симфонии (в «чистом» жанровом інваріанті), что прозвучало на «Контрастах» третьего октября. Творчество крымскотатарского композитора Мерзие Халітової – песня любви к родному народу. Перед началом ведущая Ольга Лозинская раскрыла главную идею Пятой симфонии: это музыкальный портрет пилота-випробовувальника Ахмет-Хана Султана, подвиг которого освещен в фильме «Хайтарма». Музыка симфонии говорит сама за себя. Даже не зная имени автора и фабулы произведения, можно догадаться о содержании, настолько заметны здесь элементы татарского фольклора и опора на законы народной музыки, что пробиваются через современную композиторскую технику автора. Полнота звуковой палитры, яркое музыкальное воплощение образов, профессиональное переосмысление фольклора не могли не врезаться в память. Композитор оставила восторженные отзывы о исполнителей: Симфонический оркестр оперной студии ЛНМА ім. М. Лысенко под батутом Юрия Бервецького. Также на концерте прозвучала Симфония-концерт для скрипки с оркестром Анны Кузиной и Концерт для трубы с оркестром Александра Злотника.

 

Закрытие фестиваля – действительно один из самых ярких аккордов. Начался и завершился он двумя мировыми премьерами: прозвучали «Предание Белоозера» белорусского композитора Дмитрия Либіна и «Песни звезд» (на память о Матери) хорошо известной во Львове и не только Богданы Фроляк. Оба произведения поразили своей глубиной, богатством красок. Творческому почерку Богданы Фроляк присуща исключительная живописность. «Песни звезд» возникли под впечатлением от фильма Параджанова «Тени забытых предков». Для меня это – разговор гор со звездами, среди которых находится место для голоса маленького человека, которому есть что рассказать звезде дорогого человека – матери. На фоне насыщенной звуковой палитры как-то особенно трепетно звучит мелодия веснушки «Вербовая дощечка» – как воспоминание о детстве; как намек о том, что есть нечто вечное, неистребимое, то, чего нельзя стереть из памяти. Личным открытием для меня стал сочинение Богдана Сегина «…tymczasem to lipiec jakże (okrutnie) piękny…» для сопрано и оркестра. Кантата полна колористическими эффектами, характерными для позднего романтизма и экспрессионизма. Стилистически произведение перекликается с «Лунным Пьеро» Шенберга – и подобраны композитором выразительные средства в мельчайших деталях соответствуют утонченным образам поэзии. Собственно, на мой взгляд, здесь скорее текст уточняет смысл, а не музыка подчеркивает поэзию. Браво для солистки Светланы Глебы, которая продемонстрировала незаурядные актерские способности и широкую амплитуду вокальных возможностей своего голоса: от почти холодного металлического звука-ножа к нежной серпанкової кантилены. Это было действительно незабываемо! Еще две композиции, которые организаторы приберегли на конец, подкупили своим эмоциональным надрывом (Концерт для скрипки с оркестром «Ложь порхающей бабочки» Сергея Пилютикова) и искусством выныривать (II Symphony-Emerge молодого польского композитора Томаша Опалки/Tomasz Opałka).

 

В завершение должен сказать: ХХІІ «Контрасты» действительно открыли много нового, а за минималистичной и самодостаточной обложкой буклета спряталась целая энциклопедия фамилий и названий. Поэтому ожидая на следующий фестиваль, еще не раз смогу воспользоваться подсказками этого путеводителя из современной музыки, чтобы подсмотреть имя какого-то композитора-современника, творчество которого «не отпускает», и требует более глубокого знакомства.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика