Без рубрики

Куда пойти учиться энтузиастам с фотоаппаратами

04.04.2013

Фотоискусству не учат в украинских вузах, то же по образованию придется ехать за границу или искать курсы на Родине, где под масками мастеров нередко скрываются любители

Казалось бы, с бешеными скачками развития цифровой техники искусство «писания светом» должно бы становиться все доступнее. Но правдивее было бы сказать, что распространяется сама техника. А искусство как было, так и остается открытым только для избранных. Сегодня называться фотографом стало модно, свои услуги по созданию портфолио, съемки праздников или детей не предлагает только ленивый владелец камеры. Вот только мало кто осознает разницу между фотомайстром и человеком с фотоаппаратом. И в этом не вина любителей. Ведь высшего образования для фотографов в Украине нет, а многочисленные фотошколы и студии нередко возглавляют такие же любители, которые наловчились зарабатывать на модных тенденциях. В наших широтах фотография существует в основном как хобби или как бизнес.

Заокеанский вариант

«Образование – очень болезненная тема, – говорит фотограф и основатель собственной фотошколы Виктор Марущенко. – В мире это прочный культурный пласт человечества, имеет более 200 лет. В частности, фотография является и историческим пластом! А у нас нет фотографического процесса: нет образования, выставочной деятельности, не печатаются фотоальбомы (попытался Павел Гудимов печатать, но ему не удалось вернуть даже те деньги, которые он вкладывал). Украинская фотография не является продуктом искусства». Изучать ее (как и любой другой предмет), несомненно, лучше там, где есть соответствующая традиция, где перед тобой этим путем прошли известные мастера. Из ближайших вариантов это Россия, из наиболее качественных – США и Франция, из самых лояльных по цене – Чехия. Если, к примеру, магистерская программа по специальности «фотограф» в США, Нидерландах, Британии или Германии обходится от €15 тыс. за семестр (а гранты и стипендии, если таковые имеются, покрывают максимум половину расходов), то в Чехии, если предварительно выучить чешский, есть шанс учиться бесплатно.

Фотограф Игорь Гайдай делится соображениями относительно особенности зарубежных школ: «В России сильная школа, потому что Москва – мегаполис, где пересекаются много разных ветвей. Но все равно там осталась имперская составляющая. С одной стороны, они потенциально хотели бы быть лучше всех, а с другой – остался комплекс неполноценности. Если обращать внимание на цены и на ментальность, то Чехия ближайшая! А потом Франция уже. Немецкую школу не рекомендую. Там очень хороший уровень, но эта страна продвигается лучше на уровне рекламном и техническом. Ориентир на искусство там более современный, классического образования меньше. Я бы выбирал восток Германии, там классная школа, которая является более доступной, чем на западе.

На западе и обучение, и жизнь дороже. А вот в Лейпциге, в Академии искусств, к примеру, фотографию преподают очень качественно. И очаг там интересный». Правда, образование за границей требует жертв, и это не только расходы непосредственно на обучение, но и знание языка на должном уровне (что автоматически влечет за собой предварительные затраты средств и времени на курсы, сдача экзамена по иностранному языку для получения сертификата: TOEFUL, IELTS, DAAD и т. п), оплата и пробивания визы, поиск жилья и подработки в чужой стране и множество других «насущных вопросов».

Альтернативы украинские

Тот, кто не хочет или не готов «долбить эту скалу», может попытать счастья и в наших широтах. В Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры не выкладывают фотографии, однако немало ее выпускников, будучи ознакомленными с законами визуального жару, берутся за камеры. По мнению Виктора Марущенко, арт-пространство в мировой (а также украинской) фотографии вступил в свои права в конце 1990-х, именно тогда, когда за фотоаппараты взялись художники: «Камеры приняли Чікан, Савадов и начали делать проекты. Но их уничтожил цена на этот вид искусства – она ниже, чем на живопись».

Выкладывается фотография и в рамках программ журналистики. В частности, в Институте журналистики КНУ имени Тараса Шевченко студентов знакомят со старинными методами работы: в лаборатории они собственноручно проявляют пленку и фотографии – мистерия, закладывает фундаментальные представления о законах работы со светом. Минус этого учения в его узконаправленности, ведь фотография не ограничивается только репортажным фото. «Конечно, академическая школа необходима, – говорит фотограф Александр Козулько, руководитель фотоклуба «Икар». – Лучшее, что я знаю, – это университет имени Карпенко-Карого. Специальности «фотограф» там нет, но операторы проходят прекрасный двухлетний курс фотографии». Этот же путь в свое время выбрал для себя и Игорь Гайдай: «Туда вступить можно только тогда, когда ты уже владеешь техникой фотографии. Для этого некоторые люди сначала учились в фотографическом техникуме. Я закончил операторский факультет и считаю, что там очень неплохое образование. Операторская школа у нас имеет свои корни, кое-что из нашего опыта заимствовали даже голливудские операторы». Техникумы, ныне гордо переименованы в колледжи, – еще один способ освоить техническую сторону фотодела.

На безрыбье и фотоклуб – академия

Как ответ на призыв моды активно размножаются различного рода студии и мастерские, нередко весьма сомнительного качества (но сомнительность это, конечно, может оценить фотограф хоть немного опытный, новички же рискуют превратиться в таких же «псевдомастеров», как и те, что возглавляют школы).«Все школы, которые есть, – это, как мне кажется, просто бизнес, – говорит Игорь Гайдай. – Без фундаментального подхода. Там или выбирается одно какое-то направление, или за деньги делают шоу: когда человек, который совсем не владеет фотографией, сделала постановку, конечно, это интересно, это нравится. Но знания, которые там дают, бессистемные. А в тех заведениях, что склонны больше к мистецькості, вообще фотографии не учат, только очень много говорят о концепции, но базиса не дают».

К примеру, одна из наиболее рекламируемых фотошкіл Киева предлагает девятимесячный курс обучения стоимостью 2 тыс. грн на месяц. Работы преподавателей на сайте школы не представлены, их имена не разглашаются. По просьбе потенциальных студентов мастеров называют, Google на запрос выдает их работы и… имеем галерею гламурных «лав-стори» фотографий из пересвітами, которых постеснялся бы любой любитель. Может ли такой учитель воспитать достойных (хоть технически, хоть художественно) фотографов? Вряд ли. Чтобы избежать такого риска, Александр Козулько советует идти на обучение в известных и признанных мастеров: «Виктор Марущенко, Валерий Решетняк, Саша Ляпин, Кривенко Василий… Но, по моему мнению, лучшая школа – это школа Елены Полищук, там классическое обучение». Виктор Марущенко утверждает, что в своей школе заставляет людей думать, однако не все ученики способны перенять такую непростую науку: «Я знаю современные студии, они совсем не содержательные! Много таких пооткрывали наши выпускники – это ужасно, они дурят людей и требуют денег!».

Альтернативой является фотоклубы – там не учат, однако на постоянных заседаниях происходит обмен опытом, можно услышать полезные советы и наставления выдающихся фотографов. Старейшие и самые известные из них – это «9х12» и «Икар». «Мы не подстраиваем членов фотоклуба под какое-то направление, – рассказывает Александр Козулько. – Главная цель – выявить, поддержать и сохранить индивидуальность каждого. Конечно, каждому автору прежде всего следует пройти курс фотографии, чтобы уметь работать с композицией, освещением и тому подобное. Сейчас, правда, появилась тенденция, что обучение отбрасывается как ненужное, мол, есть яркая идея, концепция… Но восприятие фотографии мозгом никуда не денется. Все его законы как в живописи, так и в фотографии одинаковые, и их надо знать, чтобы потом понимать, почему один снимок нравится, а другой – нет. Учитывать цвет, расположение предметов в кадре, в какую сторону должен двигаться автомобиль, чтобы фотография лучше воспринималось». Раз в месяц в клубе проходит открытая встреча с одним из выдающихся фотографов. Участие в заседаниях таких клубов бесплатная.

На помощь начинающим приходят новоиспеченные фестивали, среди которых Chernihiv Photo Fest, мастер-классы и открытые семинары выдающихся мастеров, становятся все более открытыми к коммуникации. Остаться в шкуре человека с фотоаппаратом приятнее, проще (и порой доходнее); чтобы стать фотографом, приходится постоянно учиться, думать, спрашивать, анализировать. Но, как известно, дорогу осилит идущий. Главное – определиться с направлением.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика