Новостная лента

Культурные амбиции Львова: Как быть дальше?

24.04.2016

 

Именно с этого вопроса – «Как быть дальше?» – было начато достаточно внезапное, предназначено всего за несколько дней до события, публичное обсуждение двух новых коммунальных учреждений культуры в Львове. Вместо трех недействующих (давно падшие кинотеатры на Богдана Хмельницкого и «Колокол», или отчужденный в города «Киев») коммунальных предприятий предлагают создать две новые структуры. Одну – в юридическом формате учреждения, вторую – как коммунальное предприятие: чтобы иметь большую вариативность деятельности в рамках действующего, переполненного ограничениями законодательства. Ремарка: и далее не понятно, почему вместо реформировать плохие правила игры, мы придумываем способы, как их виртуозно обойти? Вопрос риторический, не обращайте внимания.

 

Итак, на встрече Александр Кобзарев представил немногочисленным собравшимся стратегию развития культуры, и коротко рассказал о пятилетней работе над ней и основные достижения. Опираясь на концепцию секторальных стратегий, Кобзарев довольно быстро представил основные пункты стратегии культуры – видение, миссию, приоритеты и стратегические цели. Миссия стратегии развития культуры Львова, согласно предлагаемому документу, – сформировать открытую, ответственную и солидарную сообщество, что хранит и развивает наследие, творит новые смыслы через активные культурные практики, превращая город в действенное культурную среду.

 

 

Поскольку в работе было задействовано более сотни добрых и очень добрых экспертов, то в стратегии действительно говорится о важном. Приоритетные направления работы – создание условий и инструментов для эффективной деятельности в сфере культуры (здесь могут возникнуть креативные индустрии), партисипативність (здесь можно преодолеть оторванность районов, маргинализации местных сравнению с туристами, пропасть между пассивным потреблением и співучасництвом), коммуникация (горизонтальные и вертикальные межсекторные связи не просто пошли бы на пользу гуманитарной сфере, но реально решили бы очень много проблем), актуализация системы формального и неформального образования-вызов времени, на котором также можно развить и частично прибыльную деятельность культурных центров). Команда очень надеется, что стратегию проголосуют этой весны. Точных дат не называют. Раньше говорили про март.

 

Так вот, одной из событийных целей, заложенных в Стратегии развития культуры Львова 2025, является подача заявки на титул Европейской столицы культуры 2024. Собственно, именно учитывая эту амбициозную идею (которую уже удалось немного попробовать в прошлом году, в рамках официального партнерства с Вроцлавом – Европейской столицей культуры 2016) и встал в администрации вопрос о институциональную способность Львова в отрасли культуры. Две новые коммунальные институты – это, следует понимать, предлагаемая исполкомом ответ. Предлагаю рассмотреть эту идею поближе.

 

Агентство проведения событий и Институт стратегии культуры

 

В дискуссии (весьма условной, учитывая формат и количество/представительство участников) приняли участие Марьяна Куземська, Юлия Хомчин, Богдана Брилинська, Марта Иванишин и Остап Лозинский. Модерировал Тарас Яценко – в рамках прямой интернет-трансляции на «Твой Город ТВ». Именно такой состав диспутантов отдельно не аргументировали никак: очевидно, что все эти люди так или иначе участвовали в работе над стратегией, или будут касательные к ее выполнению, или же – учитывая часто используемый местоимение «мы» – уже видят себя представителями будущих институтов (что не есть плохо, но не совсем ясно для внешнего наблюдателя, не погруженного во внутреннюю коммуникацию процесса).

 

Функции новых институтов, предлагаемые в презентации, были противоречивыми и порой взаимозаменяемыми в дальнейших объяснениях выступающих – прежде всего потому, что четкого представления еще никто, очевидно, не имеет, и обсуждение было затеяно будто бы именно для сбора конструктивных мыслей. Однако, учитывая крайне ограниченную аудиторию, и довольно странный как для такой цели формат (панелисты без четко определенных компетенций и единого видения отвечают на вопросы в зависимости от того, кому есть что сказать), вряд ли эта встреча оставила по себе ощущение взаимопонимания.

 

Поскольку предлагаемых институтов две, начнем с лучшей и более аргументированной – Института стратегии культуры (не уверена, что это лучшее название, но). По словам Марьяны Куземської (а именно она доказывала стратегию как документ к целостности последний год), в стратегии уже запланировано появление такой институции, которая могла бы контролировать и координировать реализацию стратегии, проводить каждые два года Форум культуры (широкое публичное обсуждение насущных культурных трендов и проблем, а также презентацию достижений по выполнению стратегии), и – формировать поле для синергии в культурной сфере. Юлия Хомчин добавила: Институт также имел бы нарабатывать нормативно-правовую базу для создания муниципального Фонда культуры, и лоббировать фиксацию процента бюджета развития на культуру. По ее мнению, создание новых институтов делает возможным изменения в целом, и в частности, в этом случае, акцентирует приоритетность культуры в Львове.

 

Богдана Брилинська со стороны управления культуры откровенно отметила: для них стратегия – это в первую очередь возможность максимализировать работу подконтрольных им учреждений. Кажется, управление решило сконцентрировать свое внимание на коммунальных предприятиях (несколько раз прозвучала за вечер подчеркнутая цифра «40» – именно столько заведений культуры менеджерує управления). Поэтому они видят Институт как еще один, дополнительный рычаг воздействия на своих подопечных; хотя неясно, каким образом должна была бы возрасти качество от удвоения контролирующих структур. И без того озабоченное управления стремится отдать часть полномочий по координации городских событий кому-то другому (и это обоснованно). Будет ли это институт (как в случае со стратегией), агентство (которой хотят отдать все городские праздники) – управлению не принципиально. В конце концов, об этом давно говорили – управление культуры должно делать дидух на Рождество или гаивки на Пасху. Поэтому будет обидно, если хорошая интенция делегировать не свойственные управлению функции преобразуется в умножение сущностей без содержания.

 

Институт стратегии культуры действительно мог бы пригодиться. Если уж мы акцентируем на культуре как третьей составляющей городского успеха Львова (выводя культуру в департамент развития вместе с ИТ и туризмом, очевидно, имели на уме именно это), то целесообразно иметь отдельную структуру, занятую візійними, стратегическими вещами. Нужен регулярный сбор данных, их аналитика, разработка и внедрение инноваций, построение стабильных партнерских отношений, лоббирование изменений на муниципальном или даже национальном уровне. Также к компетенций Института предлагают добавить стратегирования коммунальных учреждений культуры (сейчас этим занимается управление), и культурную дипломатию (чем и является, по сути, проекты вроде ЕСК). Должен ли это быть коммунальное предприятие по юридической форме? – вопрос открытый, ведь такая организация вряд ли могла бы быть прибыльной. К тому же, коммунальное предприятие не имеет права получать гранты и аплікувати на титулы типа ЕСК. Для этого нужна была бы учреждение.

 

Единственное, что представляется нецелесообразным в озвученном отношении Института – это постоянное подчеркивание общности, в совместном пути, общих ценностях. Художественные среды никогда не были и не будут единственными; и думаю, все были бы разочарованы, если бы такое произошло. Движение в культурном поле часто подстегиваемое именно несогласием, преодолением или различиями. Конечно, стиль и уровень львовской дискуссии на спорные темы еще надо поднимать и поднимать; надо учиться цивилизованных дебатов вместо закулисных срачів; надо выработать привычку продолжать здороваться, не смотря на то, что вы – за памятник, а ваш оппонент – против. Но ждать, искать и ставить себе целью полную солидарность людей культуры – это безнадежно, да и зачем? Лучше формулировать прозрачные правила игры и честную конкуренцию в секторе.

 

С Агентством проведения событий история интереснее. Эта структура должна была бы, по предлагаемому замыслу, придумывать, организовывать и проводить городские праздники (День города, День Независимости, Пасха и др), международные события, фестивали и концерты, создавать новые культурные продукты, а также развивать музеи, театры и городские галереи (что имеется в виду?…). Казалось бы, достаточно для работы целого института. Но есть несколько «но».

 

В подчинении департамента развития уже является ЛКП «Агентство по подготовке событий» (основано 2013 года), известная как Lviv Convention Bureau. Их декларируемая цель – развивать деловой туризм в Львове, популяризировать Львов как новое направление в Восточной Европе для делового туризма и сотрудничества с местным бизнесом. К сожалению, их публичный отчет за 2016 год найти не удалось; на сайте ЛГС есть лишь данные о годовой бюджет 2.7 млн. (вместо 18.3 запланированных), из которых больше всего было потрачено на текущие расходы, и меньше – собственно на рекламу. В отчете за 2015 речь идет о разработке проекта нового конференц-центра во Львове возле Арены Львов, а также (среди прочего) о съемке и продвижению промокампании «Запланируй свое мероприятие во Львове» (более 300 просмотров у самого популярного ролика из серии). Поэтому название для новой институции придумали действительно совсем неудачно; начинает двоиться в глазах.

 

Об Агентстве проведение событий больше всего рассказывала на презентации-дискуссии Марта Иванишин, руководитель отдела промоции, инициатор ежегодной Ночи в Львове. Ее тезисы и помыслы ориентированы (в противовес Богдане Брилинській) в основном на туристов. Утверждает, что бизнес во Львове готов вкладывать в культуру. Как доказательство: Ночь во Львове уже столько лет происходит без затрат из городского бюджета; честно говоря, не ясно, как еще, кроме полиграфии, могло бы тратиться город на маркетинговую акцию, в которой заинтересованы сами владельцы заведений. Новое Агентство по проведению событий, по словам госпожи Марты, имела бы привлечь к Львова качественные европейские фестивали и новых европейских игроков.

 

Вряд ли именно отсутствие Агентства не дает привлекать европейских организаторов культурных событий сейчас. Зато, мешают здесь немало других факторов: отсутствие удобных площадок для крупных или даже средних концертов (только сейчас начинает раскручиваться Fest Republic); и до сих пор проблемное авиасообщение со Львовом (понемногу надеемся на решение); отсутствие действительно высококачественной звуковой и сценической аппаратуры в Украине (не только во Львове); низкая платежеспособность львовян и украинцев в целом в сравнении с европейскими ценами на хорошие концерты. Да и если мы говорим о проектах высшего сорта, которые собирают более требовательную публику, то здесь львовские титулы типа «самый дешевый город для отдыха в Европе» не очень играют на пользу нашего реноме. С качественными услугами у нас таки есть проблемы.

 

Даже если предположить, что в процессе формулирования и обсуждения удастся устранить дублирование функций уже существующих учреждений, останется вопрос о финансировании планируемых новых. Конечно, можно двигаться понемногу во всех направлениях, и выделять по чуть-чуть бюджета и на выполнение стратегии, и на ЕСК, и на международное продвижение, но будем откровенны – в большинстве из обсуждаемых сфер малые вложения равносильны нулю. Здесь не выедешь на инициативе (да и сколько можно?), для приличных представительств заграницей и достойного приема гостей во Львове банально нужны большие деньги. И львовский бизнес не готов давать их сам-друг, да еще и с такой далекой перспективой, да еще и городским учреждениям. Отельер не сможет посчитать, сколько его гостей попали к нему благодаря тому, что в прошлом году он выложил N-ную сумму на шикарный муниципальный (подчеркиваю, общегородской, а не завешен рекламой его отеля) стенд на международной ярмарке.

 

ЕСК 2024 и Стратегия развития культуры 2025

 

Если начиналась эта беседа с потребности воплощение стратегии развития культуры и желание аплікувати на титул Европейской столицы культуры 2024, то стоит сюда же и вернуться. Что нужно иметь, чтобы аплікувати на ЕСК 2024? Прежде всего, требуется подписание меморандума между Украиной и Европейской комиссией (письмо об этом уже направлено в Министерство культуры, ответ ждут). Далее право подаваться на титул ЕСК получают все украинские города, а следовательно, Львову надо еще побороться с конкурентами внутри страны. Поэтому в произвольном порядке, но скорее – в то же время, нам нужны: координированная и мотивированная работа большинства заметных игроков культурного сектора над целостной и интересной своим наполнением и идеей заявкой на титул Европейской столицы культуры, консолидированная воля городской власти на воплощение этой заявки, и реализация этой воли в соответствующие бюджеты (значительная часть которых должны быть реализованы еще до самого титула, наперед, ибо речь идет также о инфраструктурные изменения). Как справедливо заметил в комментариях к онлайн-трансляции Владимир Воробей, директор PPV Knowledge Networks, эксперт по экономическому развитию, средний бюджет ЕСК – 64 млн. евро (исследование об долговременные эффекты и успешные стратегии Европейских столиц культуры, 2013). Город Львов, судя из этого обсуждения, в основном рассчитывает на гранты и софинансирование различных структур. Хотя действительно, львиная доля этих бюджетов всегда покрывается самими городами; эффективность таких инвестиций находится где-то на грани – там, где культурные актеры имели бы правильно и целесообразно сформулировать городскую заявку, и в ней не только продемонстрировать лучшее из городской культуры, но и запланировать равномерное, перспективно целесообразное распределение бюджетов между зрелищами и необходимой инфраструктурой.

 

Предположим, что вопрос денег действительно решится «в процессе», как обещают нам городские управленцы от культуры. Тогда все другие аспекты, необходимые для воплощения ЕСК, вполне совпадают с тем, что нужно воплощать в рамках стратегии развития культуры. Дерегуляция работы для учреждений культуры всех форм подчинения, увеличение финансовых возможностей для их деятельности, децентрализация культуры от центра на районы, инновации в работе старых институтов, сотрудничество муниципальных и немуніципальних заведений, налаживание коммуникации и обмен опытом, образовательные программы для работников культуры (которые тоже можно построить на обмене опытом внутри отрасли между молодыми и заслуженными культменеджерами). Вероятно, правильно организованный и независимый Институт стратегии культуры мог бы быть центром для решения, или по крайней мере координации решения всех этих проблем.

 

Те же методы вполне подходят к применению, если наша проблема – низкая или недостаточная качество культурных событий в городе. Потому для роста качественного уровня нужна постоянная качественная публика – не туристическая, а местная, постоянная, и готова тратиться именно на качество. Начинать воспитывать такого зрителя можно уже. Например, наладить сотрудничество между управлением культуры и образования, и обеспечить, чтобы художественные предметы в школах преподавали исключительно люди с профессиональной искусствоведческой образованием, способные заинтересовать ученика, а не наскучить до смерти; приобщить к этому сотрудничеству музеи на партнерских началах; подарить школьным учителям рисования книгу «Как разговаривать с детьми об искусстве»… И желанный нами «культурный турист» вряд ли приедет в город, который славится турами «Львов пьяными глазами», где музеи временем закрыто в выходные, театры едва знают свое расписание на месяц вперед, а в филармонии и опере сезон заканчивается как раз когда начинается самая большая туристическая нашествие.

 

Также для роста качества культурных событий во Львове и для привлечения интеллектуального туриста можно попробовать дать шанс на полномасштабную реализацию уже известным и успешным общественным организациям, которые из года в год проводят свои интеллектуальные фестивале короткого метра, перфоманса, джаза, и каждый раз придумывают хитрые комбинации коммерции, спонсорства и городского бюджета, чтобы хотя бы выйти «в ноль». А что, если бы такие организации получили возможность на тендерной основе реализовывать общегородские события? Может, тогда бы отпала необходимость в создании Агентства по проведению событий, и исчезло бы ощущение, что таким образом городская администрация хочет канибализировать рынок культурных мероприятий, на котором и так не очень много денег. (Для участия в этом процессе независимых подрядчиков еще придется решить вопрос с проплатами через казначейство; но с этим давно пора что-то решать).

 

Или еще такое предложение: а если бы отдел промоции отнесся к интеллектуальному, современного и прогрессивного, известного в Европе львовского фестиваля короткого метра так же, как в иностранных игроков? Может, тогда этот фестиваль снимал бы Планету кино, а не Дворец искусств? Может, если бы город работал на привлечение действительно масштабных спонсоров (потому что город, в отличие от маленькой ГО, есть чем заинтересовать этих спонсоров и склонить их к социальной ответственности), то все эти маленькие интеллектуальные события стали бы большими?

 

Конечно, таких риторических вопросов можно задать множество. Я согласна: легче всего – критиковать. В течение последнего года произошло действительно немало важных и нужных сдвигов в культурной сфере; может, как раз поэтому, не хочется останавливаться на достигнутом. Я попыталась выше сформулировать некоторые конструктивные предложения. В завершение добавлю еще одну, более общую. Чего больше всего мне не хватило в предложении создания двух новых институтов культуры (а особенно агентства проведения событий), так это понимание со стороны городских чиновников тех способов и механизмов, благодаря которым существует все вне прямого городского подчинения. Креативные индустрии, о которых так много теперь стали говорить, имеют немного другие рычаги регулирования, чем привыкшие экономические секторы. И здесь как нигде важен именно человеческий капитал, его качество и конкурентность. Поэтому не проблема создать новую институцию. Проблема будет наполнить ее смыслом, то есть, людьми.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика