Новостная лента

Легенда украинского музыкального мира

28.12.2015

26 декабря исполняется 110 лет со дня рождения украинского композитора, дирижера, музыкального деятеля и публициста Андрея Гнатишина. По иронии судьбы, до недавнего времени его имя было более известно на чужбине, где его называли настоящей легендой украинского музыкального жизнь, а на родную землю вернулось каких-то два десятилетия назад.

 

 

Будущий музыкант родился в селе Чижикові на Львовщине в семье Ильи (Илии) и Анастасии Гнатишиних. Учился в народной школе, где музыкальные способности паренька разглядел сельский учитель и убедил родителей отдать сына на обучение в гимназии. Учась в украинской академической гимназии во Львове, Андрей был солистом в смешанном хоре под руководством Ярослава Вітошинського, а в последних классах талантливый ученик уже сам, правда, под бдительным оком профессора, вел мужской гимназический хор и смешанный хор в родном Чижикові во время вакаций. Именно в гимназии юноша написал свою первую песню для мужского хора на слова Тараса Шевченко «За думой дума».

 

После окончания гимназии 1928 года А.Гнатишин изучал богословие в Богословской академии, но в конце концов определился со своим призванием и перешел на учебу на педагогический отдел Высшего музыкального института им. Лысенко. Его преподавателями были Станислав Людкевич, Галя Левицкая, Нестор Нижанковский, Борис Кудрик, который имел существенное влияние на молодого музыканта и частно давал ему уроки гармонии и контрапункта.

 

В 1930 году А.Гнатишин работал как культурный референт украинской общественной организации «Просвита» во Львовском уезде, заботился о закладки читален и просвета крестьян, одновременно руководил хорами в галицких селах – Чижикові, Підсоснові, Миклашові, Запросу, Підберезівцях, Винниках и Зашкове.

 

Того же года с талантливым студентом произошел случай, который и определил его дальнейшую судьбу. На академии в честь Митрополита Андрея Шептицкого в Ремесленной палате пели разные хоры, но наибольший успех имел хор из Зашкова под руководством студента Музыкального института им. Лысенко А.Гнатышина. После выступления на сцену вышел взволнованный Митрополит и поцеловал молодого дирижера, пообещав стипендию на дальнейшие музыкальные студии в Вене.

 

Следовательно от 1931 года А.Гнатишин продолжил свое обучение в Новой Венской консерватории (класс проф. Люстгартена), одновременно став регентом хора украинской греко-католической церкви св. Варвары в Вене. В 1934 году блестяще завершил учебу в консерватории и получил диплом капельмейстера, остался в Вене и продолжал брать частные уроки вокала и композиции в венских педагогов.

 

Кроме этого, активно занимался общественной деятельностью в украинских обществах «Сич», «Семья», «Община», «Единство», которые издавали свои печатные органы.

 

В 1936 году молодой композитор вступил в брак с певицей хора Евгенией Мороз, рожденной в Вене в украинской семье. В молодой семье Гнатишинів в атмосфере сохранения родной культуры и языка воспитывалось трое детей – Вера, Игорь и Люба.

 

Не боясь экспериментов, в конце 1930-х годов А. Гнатишин испытал свой талант в кино – природная привлекательность и умение хорошо танцевать привели его на съемки фильма «Оперный бал» (Opernball, 1939), где он сыграл роль французского офицера.

 

С началом Второй мировой войны А.Гнатишин потерял дирижерскую работу в церкви св. Варвары, начался период нестабильных заработков. Чтобы прокормить семью, он на некоторое время устроился в творческую группу фильма «Возвращение домой» (Heimkehr, 1941) набирать статистов. К слову, приглашал прежде всего украинских студентов, давая им возможность немного подзаработать на съемках. Сам же также подрабатывал частными уроками пения и игры на фортепиано.

 

Вскоре безработному композитору удалось устроиться в издательство Бориса Тищенко, где он подготовил для серию сборников обработок народных песен. В течение 1942-1943 годов жил в Берлине и исполнял обязанности регента в хоре украинской греко-католической церкви. После возвращения в Вену устроился культурным референтом при обществе «Украинское Национальное Объединение» (УНО), в частности, организовывал концерты в больших музыкальных залах Вены.

 

После получения австрийского гражданства 1947 года А.Гнатишин совместно со знакомым капельместером Гайнсом Гауптманом создал «Новую студию пения», в которой учил взрослых и детей правильной разработке и постановке голоса с постоянным контролем с помощью звукозаписи.

 

В начале 1950-х годов дирижировал хорами сербской церкви св. Саввы и русской церкви св. Николая. С окончательным уходом советских войск из Вены 1956 года постепенно налаживается культурная жизнь украинской общины города и дирижер снова возвращается к любимому делу – управления хором украинской церкви св. Варвары. Вскоре украинские богослужения с участием хора под руководством А.Гнатышина, как и организованные им концерты стали уже доброй традицией для украинского среды города. Имя А.Гнатышина систематически появляется среди современных композиторов в музыкальных австрийских справочниках и энциклопедиях.

 

В конце 1950-х годов А.Гнатишин вместе с тогдашним настоятелем церкви св. Варвары Владимиром Ґавлічем организовал запись церковного хора на долгоиграющие пластинки. Вскоре эту запись стал известен практически на всех континентах, на которых проживали украинцы, и за небольшую плату его можно было заказать по почте в любую страну. Благодаря усилиям дирижера украинская музыка в исполнении хора св. Варвары зазвучала на волнах австрийского радио и австрийские храмы начали приглашать его на службы.

 

От 1974 года украинский хор церкви св. Варвары вместе со своим дирижером неоднократно принимал участие во всемирноизвестном Венском фестивале («Wiener Festwochen»), привлек внимание многочисленной венской публики и вызвав немалый резонанс в прессе – это была прекрасная возможность для продвижения его украинской культуры в неродном среде. 1980 года хор был приглашен в резиденцию президента Австрии Рудольфа Кіршлеґера в Гофбургу, где отпел короткий концерт из произведений в обработке А. Гнатышина и был неожиданно тепло принят. Интересен тот факт, что с тех пор знакомую фигуру австрийского президента с женой прихожане украинской церкви св. Варвары неоднократно видели на обычных воскресных службах.

 

Кроме этого, на протяжении 1930-1970-х годов А.Гнатишин активно выступал в прессе, в частности в львовском журнале «Украинская Музыка» и диаспорных газетах «Украинское слово», «Свобода», «Христианский голос», «Путь победы», в которых публиковал рецензии, критические статьи о музыкально-просветительскую деятельность украинских исполнителей диаспоры – виолончелиста Богдана Бережницького, скрипача Вильгельма Барана, тенора Михаила Дуду, композитора Иосифа Кишакевича, оперную певицу Ирину Маланюк, пианистку Дарью Каранович и др.

 

А.Гнатишин является автором более 260 композиций в церковной и светской музыке, среди которых оперы, пьесы для фортепиано, скрипки, виолончели, литургии, молебны, кантаты, хоры, обработки украинских народных песен.

 

В 1990 году сбылась заветная мечта композитора – он посетил родной Чижиков и дал концерт во Львовской филармонии, организованный многочисленными украинскими энтузиастами. Зал долго приветствовал маэстро и исполнителей громкими аплодисментами, не отпуская со сцены. Эти трогательные моменты еще долго вспоминал тронут до слез композитор после возвращения в Вену.

 

За выдающиеся достижения в музыкально-просветительский и творческой деятельности А. Гнатишин получил от австрийского министерства культуры звание профессора (1963), от Венского краевого правительства – «Золотой Крест Заслуги» (1977), от Папы Иоанна-Павла II титул рыцаря-командора Ордена св. Сильвестр (1985).

 

Сердце неутомимого музыканта перестало биться 2 сентября 1995 году на 89-м году жизни.

 

Мемориальная таблица на фасаде церкви Святой Варвары в Вене

 

 

Андрей Гнатишин все время находился в творческом поиске, до последнего вздоха был полон новых замыслов. Невероятная работоспособность и энергичность композитора вызвала искреннее удивление знакомых и приятелей. Этот, на первый взгляд, сдержанный и слишком сосредоточен человек, уже с первых минут разговора пленил своей чувствительностью, энергичностью и умением передать собеседнику то искреннее увлечение музыкой, которое пронес через всю свою жизнь. Его композиции были своеобразными молитвами души, которые трогали даже самые твердые сердца.

 

 

Источники и фото:

 

Андрей Гнатишин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.parafia.org.ua/person/hnatyshyn-andrij.

 

Дацюк С. Андрей Гнатишин – выдающийся композитор, дирижер и общественный деятель украинской диаспоры // Молодежь и рынок. – 2011. – №9. – С. 51-55.

 

Дирижер и композитор Андрей Гнатишин / ред. Т.Донник. — Вена, 1994. – 226 с.

 

Рудницкий А. Украинская музыка: историко-критический обзор. – Мюнхен, 1963. – 406 с.

 

Среда А. Гнатышин Андрей Илькович // Украинская журналистика в именах : материалы к енциклоп. слав. — Львів, 2013. — Вып. 20. — С. 103-105.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика