О свадьбе | Блог для умниц
Browsing Category

О свадьбе

Новостная лента

Образованное невежество

21.05.2017

В общественных дебатах доминирует высокопарная конкуренция, чтобы увидеть, кто скажет последнее слово, и почти нереально, чтобы кто-то признал собственное невежество

 

 

«Каждая эпоха и каждое общество имеют свои формы невежества», – пишет Марина Гарсес в своей книге «Новое радикальное просвещение», которое стремительно сверкает в нашу эпоху стольких привилегированных умов, что поселились в ретроландії. В общественных дебатах присутствует постоянная конкуренция, шумная и высокопарная, чтобы увидеть, кто скажет последнее слово (обычно это Google) – и почти нереально, чтобы кто-то имел настолько ясный ум, чтобы признать собственное невежество. Или то, что мы погрязли в конфликтах, главная причина которых культурная: незнание, о котором не знают. Какова же наиболее распространенная форма невежества? Образованное невежество: «Наше – это невежество, что тонет в знаниях, которые невозможно ни понять, ни переварить».

 

Это форма невежества порождает бессилие, потому что мы думаем, что знаем все, являются такими себе латифундистами знания, но ничего не можем. Марина Гарсес, которая является преподавателем сравнительной философии Восток-Запад в Сарагосе и одним из создателей группы Espai en Blanc, которая возникла в Барселоне, устанавливает связь между этим невежеством, что не признается невежеством – невежеством просвещенного невежества, – и так называемой інтерпасивністю, что является пассивностью, которая не признается пассивной: «Начиная с ксерокопий, что мы, сделав, так никогда и не прочитаем, как говорил Умберто Эко о академиков, и заканчивая песнями и фильмами, которые мы, загрузив, никогда не послушаем и посмотрим».

 

Я представил себе это: мы делегируем нашу активность машине или каком-то там ґаджетові. Копируя или загружая из Интернета, мы думаем, что увидели и услышали, хотя за нас это сделала машина. Однако мы думаем, что обманули пассивность: у нас есть иллюзия, будто мы это сделали. При просвещенном невежестве ум превращается в склад миражей, на огромное хранилище ектоплазми – что-то вроде вещества, из которого сделаны привидения. В Вербное воскресенье, 25 марта, я провел замечательный день с «Новым радикальным просвещением». Жизнь полна случайных случайностей. Того самого дня я пил кофе со Стивеном Спилбергом – из интервью, которое взял у него Гильермо Абриль. Есть люди, которые тебе нравились и нравятся еще больше, когда их послушаешь. Потому что это секрет хорошего интервью: оно позволяет тебе слушать того, у кого его принимают. Ты не бросаешь его, не делегуєш слушания. Даже делаешь заметки. Как тогда, когда он говорит о страхе как двигатель созидания. Именно это относит Спилберга, какими бы большими не были его творения и сколько бы он не работал в «индустрии Голливуда», к чистой традиции повествовать. Именно страх, потребность его преодолеть является стержнем искусства рассказа.

 

И лучшее случилось при прощании. В своей манере Спилберг давал отпор напасти просвещенного невежества. Он говорил о чрезвычайной человеческую способность, которую нельзя делегировать. Вопрос был о том, есть ли какая-то жизненная мудрость, которую он хотел бы передать своим внукам, какая-то «ключевая жизненная подсказка». Ответ был такой: «Своим внукам я всегда говорю одно и то же: перед тем, как говорить, » остановись и послушай другого».

 

Слушать. Именно этот мост нам постоянно бомбардируют. Нет и не будет похожей на эту технологии. Видишь эту простісіньку конструкцию и не понимаешь, почему ей не посвящены главы в Книге Бытия: «Прошел день, и прошла ночь, и Господь создал молот, наковальня, барабанную перепонку, вестибулярный нерв… Евстахиеву трубу!» Слух является превосходным инструментом, его научный прогресс сможет восстановить и развить. И действительно чем-то важным, учредительным, цивилизационным действием является активизм слушания. Вот как проникновенно об этом говорит Ранаджит Гуха в своих «Голосах истории»: «Слушать-значит быть к чему-то открытым и экзистенциально склонным: ты немного наклоняешься в одну сторону, чтобы слушать». Этот индийский историк имел в виду такую важную и замалчиваемое роль женщин в общественной борьбе при колониализме. Они сплетали солидарны сети быстрее, потому что из поколения в поколения были приучены слушать голоса, что говорили тихо, зболено, против характерного для власти тона: «Характерно мачистський крик приказа». Именно с этого должно бы начинаться лечение просвещенного невежества: немного наклоняться в одну сторону, чтобы слушать.

 

Manuel Rivas
El analfabetismo ilustrado
El País, 08.04.2018
Зреферувала Галина Грабовская

 

Новостная лента

Экслибрис – суток своей знак

19.05.2017

Украинский книжный знак ХІХ–ХХ веков: Каталог коллекции Степана Давимуки: В 3 т. / Составитель и автор вступительной части Лариса Купчинская. – Львов: Априори, 2017.

 

 

Экслибрисами я интересовался давно, с глубокой юности, можно сказать. Читать далее

Новостная лента

Константин Левченко: жизнь на пороге

19.05.2017

Константин Левченко так и не стал при жизни известным. О скульптура начали вспоминать только посмертно. Более сотни своих работ он раздал, подарил или продал за бесценок. Самые дорогие для него скульптуры – те, что украшали фасад его дома, банально украли. Читать далее

Новостная лента

Дни Степана Гайды

19.05.2017

 

И.

 

Степан Айда лежал на изогнутом топчане и широко открытыми глазами смотрел на повалу. Мысли, как сполошене гнездо заяців, стрібали, исчезали и снова срывались.

 

Это была порядочная драка.

 

Он бил. Сильно, с размахом и долго. В конце все били. Читать далее

Яндекс.Метрика