Новостная лента

Ложь православия

19.05.2016

Развитие религиозности в Центральной и Восточной Европе идет в противоположных направлениях: в обществах, где преобладает католицизм, наблюдается тенденция к секуляризации, зато православные государства – вместе с Украиной – декларируют свою большую «воцерковленість». Как свидетельствует масштабное социологическое исследование, обнародованное только американским Pew Research Center, этот разрыв начал расти примерно со времени падения Берлинской стены.

 

Число респондентов, которые признаются к православным христианам, в Украине выросло с 39% в 1991 году до 78% в 2016-м, а, для примера, в России – с 37% до 71%.

 

Pew Research Center связывает рост числа православных оттепелью после десятилетий принудительного атеизма в странах бывшего Советского союза. По мнению исследователей, противоположные тренды в преимущественно католических и преимущественно христианских странах «можно объяснить политической географией»: католические общества лежат в западной части региона, среди них только Литва входила в СССР. В то же время исследовательский центр обращает внимание на то, что во многих «совковых» странах религиозность стала элементом национальной идентичности без великой преданности собственно церковным ритуалам или доктринам.

 

 

Зато в странах, где преобладает католицизм, динамика противоположна. В Польше за 25 лет число католиков уменьшилось с 96% до 87%, в Литве – с 88% до 75%, в Венгрии – с 63% до 56%. В связи с интерпретацией исследователей, это частично объясняется тем, что значительная часть населения в таких странах как Польша и Венгрия по коммунистической эпохи продолжала исповедовать католицизм, а затем после распада СССР не претерпела «религиозного вакуума».

 

«Возвращение религии в регион, в котором некогда доминировали атеистические режимы, впечатляет – особенно у некоторых исторически православных странах, где уровень религиозности в последние десятилетия ощутимо вырос», – прокомментировали в Pew Research Center.

 

 

Политические различия проявились, когда респондентам задавали вопрос: «Насколько религиозным, по Вашему мнению, была Ваша страна в 1970-1980 годах и насколько далека она сейчас?». С незначительными исключениями почти все государства бывшего СССР доказали, что нынешнее общество является более верующим, чем 30 лет назад. В частности, в Украине религиозность современного социума подтверждает 59% респондентов, а «советского» – 15%. Наибольшую разницу в росте верований наблюдали в Грузии (разница между ответами составляет 62%), в Украине (+44%) и России (+40%).

 

Для сравнения, наши европейские соседи – Польша и Румыния – наблюдают религиозный «отступление»: отрицательный прирост составляет соответственно 30% и 27%.

 

 

Несмотря на то, что число католиков по сравнению с православными будто уменьшается, они строже придерживаются религиозных предписаний. Для примера, в Польше 41% из числа всех верующих посещает храм каждое воскресенье. В Украине – только 16%, а в России – вообще 7%.

 

Доля католиков, которые осуществляют религиозные обряды – принимают причастие и придерживаются Великого поста, – значительно опережает практиков православия. Кроме того, для католиков более свойственно делиться с другими людьми своими соображениями о Боге, читать или слушать тексты из Священного писания.

 

Так, в Польше к причастию идет 77% католиков, а в России – 30% православных; придерживается поста – 74% поляков-католиков и 27% русских-православных.

 

 

Интересно, что разрыв в соблюдении христианских практик очень ощутимо заметно на примере Украины. Pew Research Center в своих результатах отдельно подает мнению украинцев-православных и украинцев-католиков (а собственно, прихожан Украинской Греко-Католической Церкви). Исследователи подчеркивают: Украина – единственная из исследованных стран, в которой большинство католиков не принадлежит к Римской католической церкви.

 

Украинские католики в религиозных практиках очень похожи на поляков и литовцев, зато украинские православные – на русских или грузин. Так, 76% католиков участвуют в таинстве евхаристии, а 54% – соблюдают пост. Среди православных 38% ходит к причастию, а 29% ограничивает себя в пост.

 

 

Вдвое больше число католиков ежедневно обращается к Господу с молитвой – 56% против 28% у православных.

 

 

Кроме того, жители стран с православным большинством склонны придерживаться архаичных взглядов на гендерные роли: например, считать, что обязательства женщины перед обществом – рожать детей; что жена всегда должна подчиняться мужу. В Украине так считает 41% респондентов – вдвое больше, чем в Армении, однако на 5% меньше, чем в России.

 

 

Согласно результатам исследования, во многих странах религиозная и национальная идентичность тесно связаны. Pew Research Center акцентирует на том, что это касается государств, которые жили под коммунизмом, в частности России и Польши, где большинство респондентов указывают на то, что принадлежность к православной или католической церкви – важное условие, позволяющее считать человека «истинным россиянином» или «истинным поляком». В целом же этот тренд характерный для православных стран.

 

«Хотя в регионе католики всего более придерживаются церковных предписаний, чем православные, и связь между религиозной и национальной идентичностями является сильным в странах с православным большинством. В странах, где православные христиане составляют большинство, значительная доля населения утверждает, что быть православным важно для того, чтобы действительно принадлежать к национальной идентичности их страны (с медианой в 70%). Для примера, в четырех странах с католическим большинством медиана в 57% утверждает подобное о принадлежности к католикам», – комментирует Pew Research Center.

 

В Украине православная идентичность значит для национальной идентификации 51% респондентов.

 

 

При этом исследователи отмечают, что быть православным особенно важно для россиян, хотя процент охвата такой идеей в РФ по сравнению с другими государствами является как раз не сильно выразительным – 57% (то есть это «католическая» медиана). Хотя интересно, что «православную» Россию любит почти четверть тамошних россиян. Возможно, Pew Research Center акцентирует на этом учитывая то, что большинство православных государств является російськоцентричними.

 

«Политическая, а иногда и религиозная – карта Центральной и Восточной Европы неоднократно перекраивалась в течение столетий. Россия, фактически как синоним Российской империи или СССР, всегда играла ключевую роль в определении политических и культурных границ региона. Сегодня много православных христиан и не только христиан Русской православной церкви – придерживается пророссийских взглядов. Большинство видит Россию как важный буфер против влияния Запада, и много кто говорит, что Россия имеет особое обязательство защищать не только этнических русских, но и православных христиан в других странах», – комментируют исследователи.

 

 

Согласно результатам исследования, в Центральной и Восточной Европе нашлась единственная православная страна, которая не соглашается с мнением, что Россия должна защищать православных за пределами своего государства. Да, это Украина. Хотя даже для Украины – государства, которое уже три года стремится отделаться от «защітніков» – показатель поддержки является весьма большим: 38%, и это при том, что исследование не проводилось на оккупированных территориях.

 

Право России на защиту православных поддерживают: Армения (79%), Сербия (74%), Россия (72%), Греция (69%), Румыния (65%), Молдова (63%), Беларусь и Грузия (по 62%), Болгария (56%).

 

 

Исследование также установило, что много православных христиан, проживающих в Центральной и Восточной Европе, признают духовное лидерство России. Отвечая на вопрос относительно признания проводника православной церкви, значительная доля наделила статусом «primus inter pares» («первый среди равных») не Патриарха Константинопольского Варфоломея I, а российского Кирила. Патриарх Москвы имеет наибольший вес для православных в России (69%), Эстонии (65%), Латвии (57%), Беларуси (54%) и Молдове (51%). Национальный патриарх выступает основным авторитетом для Грузии (93%), Болгарии (59%), Румынии (58%), Сербии (56%), Украины (46%). А Патриарха Константинопольского больше всего почитают в Греции – 56%.

 

 

При этом интересно, что в России – несмотря на ее собственное восприятие как лидера православного мира, несмотря на то, что с такой трактовкой соглашается основном и вся православная паства Центрально-Восточной Европы – лишь 44% чувствуют связь с православными христианами из других стран.

 

Что, собственно, и хотелось подтвердить: в русском православии – гораздо больше политики и геополитики, чем собственно религии.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика