Новостная лента

Любомир ГУЗАР: Истинный либерализм должен быть более дисциплинирован

02.03.2016

 

 

Чтобы поговорить с кардиналом-эмеритом Любомиром Гузаром, к его резиденции в селе Княжичи, где он живет, каждый день приезжают разные люди – как известные, так и простые, что нуждаются в совете. По словам помощника отца Николая, Блаженнейший Любомир ежедневно много работает, несмотря на почтенный возраст. Восьмой час вечера – время особенное: Блаженнейший включает «Радио Свобода», чтобы послушать итоги дня и узнать последние новости. Потеряв зрение, он уже не может писать собственноручно, однако надиктовывает тексты, что выходят как колонки в украинских изданиях.

 

Корреспондент Общественного телевидения Дария Гирна приехали в Княжичи записать праздничное поздравление учеников и учредителей первой в Украине католической школы – гимназии Шептицких, созданной во Львове 25 лет назад под эгидой УГКЦ. Пользуясь случаем, Блаженнейший Любомир согласился ответить на несколько вопросов для ZBRUČ.

 

— Ваше Блаженство, скажите, важно ли, по вашему мнению, чтобы Церковь принимала участие в образовательном процессе?

 

— С давних времен образование очень важно для человека. Ее важность осознавал тот избранный народ, который ожидал приход Мессии Иисуса Христа. В Палестине, посещая святые места, мы побывали в одной синагоге. Это было место, где сходились набожные жители Святой Земли, евреи молились, читали Священное Писание, учились своей веры. Интересно, что возле этой синагоги была школа, к которой хаживал дети. И она была больше синагогу. Это не значит, что люди пренебрегали синагогой, но скорее высоко ставили и ценили существования школы при святыни.

 

После прихода Иисуса Христа Его Церковь разошлась по всему миру и везде обращала внимание на образование. Дело не только в том, чтобы много знать: не само знание, а мудрость жизни, понимание того, что происходит вокруг нас – очень хорошее основание для развития нашей религиозной жизни, лучшего понимания, приспособление веры в Бога. Вера – это Божий дар, она приходит от Господа, но веру человек должен развивать, углублять, укреплять, и этому служит образование. Образование поддерживает нашу веру в Бога.

 

— Немало людей с либеральными взглядами критикует Церковь за вмешательство в государственные процессы. Правы ли они?

 

— Отношения Церкви и государства в Украине в определенной мере упорядоченные 35-й статьей Конституции. С другой стороны, мы еще немножко дышим понятиями прошлого – коммунистическим, атеистическим, безбожным пониманием. Коммунизм, запущенный в Советском Союзе, отрицал Бога. Его понятие человека было совершенно иное, звихнене. Коммунистические принципы, на которых человек должен был строить свою жизнь, были особенные еще и тем, что отрицали достоинство человека. Партия или государство не имели желания воспитывать сознательных полноценных граждан, скорее наоборот – невольников, рабов, людей, которые не думали, а только повторяли то, что им было сказано. Поэтому мы еще не полностью этого избавились, хотя уже сделали определенные шаги, и сейчас в Украине есть много людей, которые искренне веруют в Бога.

 

Мы должны быть очень осторожны, чтобы не пренебрегать религией и чтобы избавиться от духовного невольничества, другими словами – духовного разврата. Не так в самой Украине, но в большой степени в Западной Европе сегодня приходит очень много так называемого либерализма – отрицание христианских, религиозных основ человеческой мудрости и понимания. Это имеет свои причины, и за это мы должны быть очень осмотрительны, чтобы не допустить того либерализма, того безбожия до наших сомнения, понимал, сердец, к нашей общины.

 

— Как вы понимаете понятие либерализма?

 

— Либерализм, который имеем сегодня на Западе, в сегодняшней интерпретации – это делать то, что хочется. Такой либерализм есть сокрушительный. Человек интерпретирует свободу так: «я могу все, что хочу», в независимости от того хорошо оно или нет, полезно или неполезно, истинное или ложное. Люди будут называть черное – белым, а белое – черным, только, чтобы оправдать свои прихоти.

 

Сегодня в Западной Европе имеем очень странные понятия о супруги, общения, об отношениях мужчины и женщины. Очень популярными, к сожалению, являются аборты. Например, женщина упирается в то, что она имеет право убивать своего ребенка. Услышите много аргументов, что каждый имеет право распоряжаться своим телом. Своим телом — да, но не жизнью ребенка. Это не есть уважение к человеческой жизни, потому что истинный либерализм – это противостояние насилию, хранения оправданным прав человека. Либерализм может быть более дисциплинированным, — не в смысле навязывать людям правила жизни, которые их очень ограничивают. Это есть форма свободы или, скорее, сохранение свободы. В Украине мы долго имели коммунистическую философию и общественный порядок был сформирован так, что человек должен делать то, что ей говорили, что было насилием. Противопоставлением этого есть разумный, оправданный либерализм, когда свобода принимает во внимание человеческое достоинство и природу такой, какой ее сотворил Господь. Либерализм является положительным явлением, когда уважает права человека в рамках определенного морального порядка.

 

— Означает ли это то, что у людей сейчас неправильное понимание свободы?

 

— Часто так, особенно возвращаясь к примеру об абортах.

Украина очень хочет в Европу, однако не все, что там проповедуют доброе, справедливое, чистое. Европа выросла на христианских принципах, но она их сохраняет? Мы должны быть осторожны: должны принимать то, что хорошо, но очень критически относиться и проверять, то, что предлагают нам сегодня в литературе, кино, философских произведениях есть ли оно хорошо, оно есть справедливое, оно соответствует Божьему порядку. Правда, справедливость, подлинные духовные ценности – это то, чего мы должны хотеть.

 

— Нет ли у вас ощущения, что современная молодежь теряет интерес к Церкви и религии как таковой? И если да, то почему, по вашему мнению, так происходит?

 

— Я не знаю, до какой степени это происходит, но я об этом слышал. Знаю, что есть определенные группы священников и мирян, которые стараются, чтобы молодое поколение не вырастало в духовной пустоте, зато формировалось на солидных духовных и религиозных ценностях. Да, опасность есть, и мне кажется, что мы мало работаем сегодня для того, чтобы помочь молодежи. Потому что молодежь по своей природе идеалистическая: она ищет добрая и очень чувствует несправедливость. Это естественно, но это нужно лелеять, поддерживать, поощрять.

 

Сегодня мне очень приятно вспомнить, что в Украинской Греко-Католической Церкви – к сожалению, не владею информацией о ситуации в других церквях – есть подлинная заинтересованность тем, чтобы молодые люди, которые ищут правды и справедливости, действительно хотят почувствовать достоинство и важность человека, вырастали в этом духе. Я искренне надеюсь, что Церковь будет противодействовать тем опасностям, поэтому либерализму, который мог бы нас подтачивать и который, увы, распространен в Западной Европе.

 

— Часто молодые люди говорят, что церковные традиции устарели. К примеру, протестантские конфессии стремятся идти в ногу со временем – строить современные церкви, петь современных песен… нуждается Католическая Церковь определенного обновления?

 

— Конечно, нуждается. Церковь должна быть очень активной, чувствительной к проблемам молодежи, потому что семьдесят лет в восточных областях Украины и по меньшей мере 45 лет в западных царил коммунизм, который сознательно разрушал людей. Этому надо противодействовать. И Церковь, я думаю, должен стараться не теоретически, а практически, в образ жизненный, проговаривать до молодых людей. При этом важно понимать, что наши традиции и обряды не являются устаревшими, но нужно их объяснять, изучать, чтобы познать их красоту.

 

Помню, примерно двадцать лет назад я был во Львове, и мы заказали опрос: что думает молодежь о Церкви? Некоторые молодые люди воспринимали Церковь как своеобразный формализм: пойти в воскресенье в церковь, там отбыть определенные практики, и тому подобное. Но я отчетливо помню: в одном из областных центров восточной Украины вывод опрос был необычным. Они сказали: Церковь – это сообщество верующих людей. Каждое слово здесь кажется мне очень важным. «Сообщество»: это не каждый для себя, а вместе. «Сообщество верующих людей»: людей, которые веруют в Бога, для которых вера является чем-то очень важным – не формализмом, а интегральной частью их жизни.

 

— В УГКЦ есть хороший пример современного прогрессивного образовательного учреждения – Украинский католический университет. Часто он привлекает студентов не так религиозной составляющей образования, как ее качеством – известными преподавателями, новыми учебными платформами… Поэтому учиться в университете приходят люди, которые не могут быть христианами. Является ли это, по вашему мнению, проблемой?

 

— Я, к сожалению, не так активно общаюсь с университетом. Не могу сказать, насколько студенты УКУ живут миром, а насколько верой. Но я не имею ни малейшего сомнения в том, что католический университет – значит университет, построенный на солидных религиозных началах, и, кроме знания, он также должен обращать внимание на духовный аспект. Профессора и воспитатели УКУ, которых я знаю, слава Богу, есть люди, для которых религия и вера что-то значат. И я убежден, что они стараются передать это своим студентам. Чтобы сказать точнее, как это выглядит, надо было бы провести определенный анализ – поговорить с ректором, профессорами, студентами. Как они видят, чего они ищут. Наконец, почему они идут до католического университета, а не до какого-то другого.

 

— Как вы оцениваете качество коммуникации церкви и украинского общества?

 

— Это очень сложный вопрос, в котором я не чувствую себя очень компетентным, но искренне скажу, что почему-то мое впечатление является несколько пессимистичным. Не хватает нам этого контакта, коммуникации даже между самим духовенством и мирянами. Я немного слежу за тем, на что наш епископат хочет обратить внимание: на живую приход, на то, что приход – не обычная организация, а место, где мы встречаем Бога и наших близких. Значит, эта мысль уже ходит, ее выражают, стараются развернуть. Но я не вполне уверен, что этот процесс набрал обороты.

 

— УГКЦ строится в Киеве. Какие главные вызовы перед ней существуют здесь, в очень неоднородном, многокультурной среде?

 

— Главный вызов – чтобы верующие люди были сообществом. Чтобы они жили своими религиозными убеждениями, чтобы их вера проявлялась во всем, что они делают для себя, для своей семьи, общины и города. Верующие люди в таком городе как Киев, имеет очень важную религиозную традицию, должны очень серьезно жить своей верой и развивать, углублять, возвышать тон жизни.

 

Беседовала Дария ГИРНА

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика