Новостная лента

Львов без Романа Иваничука

20.09.2015

Во время работы XXIII Форума издателей Львов потерял выдающегося писателя. В субботу утром 17 сентября на 87 году жизни скончался патриарх литературной нивы, выдающийся украинский писатель, общественный и политический деятель, Почетный гражданин города Львова Роман Иванович Иванычук (1929-2016).

 

 

19 сентября после Богослужения в церкви Пресвятой Троицы на улице Тершаковцев его гроб перенесли улице Пекарской, на которой писатель прожил десятки лет, на Лычаковское кладбище. Там Г.Иваничука похоронили на поле 3 рядом с первой женой Софией, между могилами писателя Романа Федорива (1930-2001) и журналиста Александра Кривенко (1963-2003).

 

Лычаковское кладбище, поле 3

 

 

Родился Роман Иванычук 27 мая 1929 года в селе Трач тогда Косовского уезда (ныне одноименный район Ивано-Франковской области) в семье учителя. Его стрийко Михаил Иванычук (1894-1937), ученый-геоморфолог, воин Легиона УСС и УГА, исследователь Арктики, стал жертвой сталинского террора.

 

Отец-учитель имел большую библиотеку, поэтому с детства Роман много читал. Учился в начальной школе своего села, от 1942 года – в Коломыйской гимназии, преобразованной после большевистской оккупации на Коломыйскую СШ №1, которую окончил в 1947 году. По желанию отца поступил на геологический факультет Львовского университета, но бросил, мечтая о филологическое образование. Один год проработал учителем начальной школы в родном селе. В 1948 году вновь поступил в Львовского университета на украинскую филологию, но из-за того, что не хотел идти в комсомол и на праздники ходил в вышиванке, на него был написан донос, и в 1949 году Романа Иваничука исключили из университета за «антисоветскую деятельность».

 

«Двадцатилетнего Иваничука исключают из университета за взгляды и высказывания. Хоть учительский сын хорошо знал, чем может обернуться его откровенность, однако не уберегся: ему объявили анафему – такому не место среди студенчества Львовского государственного университета. «Волчий билет» давал ему основания надеяться, что это начало еще хуже. А здесь его розпинателі из университета узнали еще такое обстоятельство: родной брат студента Иванычук Евгений был в УПА и отбывает наказание за то… А еще следует учесть, что Роман Иваничук и религиозные праздники празднует, и позволяет себе националистические высказывания… – с такой мотивацией и выбросили его за борт университетского корабля», – писал исследователь его творчества Михаил Слабошпицкий 1.

 

Отслужил три года в армии (в Азербайджане) и в 1953-м возобновился во Львовском университете, который окончил в 1957 году. Поехал работать учителем украинского языка и литературы в поселок Щирец Львовской области. Там продолжил писать, поступил в 1960 году в Союз писателей Украины. Рекомендацию к поступлению получил от писателя-модерниста Михаила Яцкива (1873-1961). В литературе считал своими учителями Василия Стефаника, Михаила Коцюбинского и Ирину Вильде, которую называл «Ненашкой». Также в ранний период творчества находился под большим влиянием сочинений Ивана Керницкого.

 

Литературный дебют имел в журнале «Октябрь», где в 1954 году появилась его новелла «Доктор Бровко». В 1958-м вышла в свет первый сборник новелл «Прут несет лед», которая принесла ему признание. В 1961 году переехал во Львов, от 1963-го работал редактором в отделе прозы того же журнала «Октябрь». В 1968 году вышел роман «Мальвы» – на историческую тематику со времен Хмельнитчины. За него Иванычук был подвергнут жесткой компартийной критике, хотели уволить из редакции. Однако роман получил широкий резонанс. Им зачитывались, восхищались, трактовали как свежее дыхание в удушливой идеологической атмосфере совєтчини. Во времена независимой Украины произведение стало программным, его изучают школьники под первоначальным названием «Янычары».

 

Тему следующего романа «Красное вино» – об обороне Олеского замка от польских захватчиков в 1431-1432 годах в ходе так называемых «Свидригайлових войн» – подсказал известный литературовед Григорий Скука. Роман вышел в 1977 году. Здесь чуть ли не впервые в украинской литературе обрисован быт средневекового Львова. За ним появился следующий – «Манускрипт с улицы Русской» (1979), который рисует картины львовского городской жизни конца XVI – начала XVII века. Оба романа получили большую популярность. В третьем «львовском» романе «Вода из камня» (1982) – речь идет о львове начала ХІХ века и юность Маркияна Шашкевича. Следующий роман – «Четвертое измерение» (1984, о одного из участников Кирилло-Мефодиевского братства Николая Гулака) – считают вершинным произведением автора.

 

Оценивая творчество Г.Иваничука в советский период, М.Слабошпицкий отметил: «Уже были строго запрещены (и еще тогда не возвращены читателю после запрета) «Мальвы». Были также «Красное вино», «Манускрипт с улицы Русской», «Вода из камня», «Шрамы на скале», «Четвертое измерение», «Город», и уже был «Журавлиный крик», написанный сразу вслед за «Мальвами», когда автор уже был на высоком творческом подъеме, потому что почувствовал в себе силу исторического романиста. («Мальвы», напомню, напечатали и начали звідусюд изымать. «Журавлиный крик» на то время также лежал в издательстве «Советский писатель», и его вместе с «Мальвами» было репрессировано. Он пришел к читателю чуть ли не через два десятилетия после того, как был написан.)… Все его исторические произведения, начиная с «Мальв», остались на своих местах в той литературной иерархии, на которую никто не имеет влияния, потому что она складывается сама собой… Главное, что переоценка ценностей его не перечеркнула и не выставила в роли голого короля. Выяснилось, что Иванычук со своими историческими романами – то действительно константа нашей прозы» 2.

 

Власть пыталась склонить талантливого писателя на свою сторону. Г.Иваничук стал лауреатом Государственной премии УССР им. Т.Г.Шевченко (1985), Литературной премии им. А.Головка (1979), наградила орденом Трудового Красного Знамени, выдвигала депутатом Львовского городского совета, делегировала на Генеральную Ассамблею ООН…

 

Иваничук формально принадлежал к КПСС, но не мог смириться с засильем коммунистической идеологии, русифікаторською политикой, уничтожением национальной культуры и родного языка.

 

Создал собственный круг общения, в который вошли близкие друзья: Нина Бичуя, Роман Кудлик, Богдан Стельмах, Роман Безпалкив… «Было бы ложно утверждать сейчас, что мы только то и делали, что боролись и страдали. Мы были жизнелюбами и принимали в судьбе то, что удавалось взять: мы дружили и влюблялись, никогда не ныли, нашими спутниками были смех, шутки, самоирония, сарказм и оптимизм. Каждый из нас, в конце концов, верил, что на городских ратушах и на бане Верховной Рады Украины крайне когда будут развеваться наши национальные флаги,– без этой веры я не написал бы и строчки. И кто мог надеяться, что это произойдет при нашей жизни!» – вспоминал Г.Иваничук в своих воспоминаниях 3.

 

Когда в конце 1980-х началось в СССР некоторое ослабление репрессий и цензуры, активно занимался общественной деятельностью.

 

«Однажды летним днем 1988 года зашел ко мне в редакцию журнала “Октябрь” высоченный, лысоватый, с кудрявой бородкой молодой мужчина. Я подумал – начинающий, попросил его сесть и протянул руку, мол, давай, мужик, свои рукописи, будем с ними знакомиться. Однако он не сел, согнулся надо мной и сказал доверительно: “Я не пишу, не с тем пришел… Хотел вас просить, чтобы Вы возглавили Общество украинского языка…”

Теперь встал я, ничего не понимая: какое общество, кто его основал, сколько оно насчитывает членов и почему этот человек думает, что я имею время для подобных дел?..

“Спрашиваете, сколько Общество насчитывает членов? Я первый, а вы будете второй, если согласитесь… Но есть много сторонников. Достаточно вам сказать ”да» – и завтра мы наберем достаточно людей, чтобы избрать Совет».

Он убеждал меня, что только я могу возглавить Общество, потому что имею среди людей соответствующее видение, а если откажусь, то все мои поклонники будут иметь основания усомниться в моем патриотизме.

Это был инженер производственного объединения “Кинескоп” Игорь Мельник: брал он ни высоко, ни низко – прямо в лоб, и я сдался. Так вот в тот день фактически начало свою деятельность Общество украинского языка им. Т. Шевченко, которое через два года назвалось “Просвещением” и насчитывает сегодня по всей Украине сотни тысяч членов.. А тогда нас было только двое: я и Игорь Мельник.

Я понял: придется отодвинуть на время с рабочего стола рукописи незаконченных произведений – пора браться за конкретную общественную работу, время не ждет. Однако не мог тогда и предположить, что эта работа поглотит меня с головой на долгие годы и что труд в Обществе станет моим вторым творческим жизнью» ⁴.

 

Роман Иваничук и Игорь Мельник

 

 

Перед тем.Мельник предлагал возглавить Общество известным писателям, но они не решались. Роман Иваничук согласился сразу, без колебаний. Компартийная власть запретила провести учредительное собрание Общества родного языка им. Т.Шевченко в Доме культуры строителей 13 июня 1988 года. Но сотни людей пошли к памятнику Ивану Франко, где провели свои собрания, стало первым массовым митингом в УССР во второй половине ХХ века и открыли путь к независимости.

 

Следовательно, Роман Иваничук стал председателем Общества. В 1989 году – он среди организаторов Народного Движения Украины. В следующем году его избирают народным депутатом Украины i-го созыва (1990-1994). Принимал участие в подготовке и провозглашении Декларации о государственном суверенитете Украины 16 июля 1990 года и Акта о независимости Украины 24 августа 1991 года.

 

Но не прекратилась его литературная деятельность. Выходят новые романы и повести Р.Иваничук: «Журавлиный крик» (1988), «Потому что война войной» (1989), роман «Орда» (1992), «Благослови, душе моя, Господа…» (1993), «Смерть Иуды» (1997), «Дороги вольные и невольні» (1999), «Сполохи над пустырем. Саксаул в песках» (2002), «Країна Ірредента. Воры и Апостолы» (2004), «Нещоденний дневник» (2005), «Огненные столбы» (2006), «Люлька из красного дерева» (2009), «Моя кунсткамера» (2009), «Понад Прутом моя Коломыя» (2010), «Крестный паломничество» (2011), «Торговица» (2012)…

 

Роман Иванычук с женой Софией, детьми Яремой и Натальей

 

 

«…Я каждый свой роман пережил. Как заканчивал – а это очень тяжелая работа, – говорил детям и жене: «Пишите сами. Я больше не могу. Не хочу, не буду!». Шло месяц – садился за новый, потому что жить без этого не мог и теперь не могу», – вспоминал Г. Иваничук в своем интервью газете «Зеркало недели» за 9 августа 2013 года.

 

Даже в почтенном возрасте Роман Иванович не упускал случая побывать на заседаниях «просвитян», где в каждое его слово вслушивались, советы его были указателем, а наставления не давали заколисатися свежей мысли под туманом спокойного существования. Всегда был интересным и всем интересовался, зажигательный и откровенный, веселый и гострословий – за что его любили и уважали в обществе. Часто вступал в полемику с литераторами, отстаивая свой взгляд на литературу и изящную словесность. Считал , что литература – это храм, а не дом разврата. В последние годы ни один Форум издателей не проходил без новой книги Писателя.

 

Был почетным профессором Львовского национального университета им. И.Франко, Заслуженный работник культуры Украины (1993), Герой Украины (16.01.2009). В кризисное время для Львовской организации Национального союза писателей Украины не заколебался ее возглавить.

 

Роман Иваничук и Нина Бичуя

 

 

Больше всего ценил мнение своих друзей. В частности найвірнішої подруги: «У меня есть большой «контроллер» – моя вторая жена Нина Бичуя. У нее очень тонкий вкус к художественной прозы. Она приносила мне свои новеллы и повести, я давал ей свои рукописи. Теперь она перестала писать, потому что боится писать хуже. Нина никогда не соврет. Это мне нужно, потому похвал имею достаточно. Хочу правду слышать» ⁵.

 

Нам будет не хватать Романа Иваничука – знаменитого писателя, доброго товарища и Почетного гражданина нашего города.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Слабошпицкий М. Талант умноженный на волю // Меч и мысль: Творчество Романа Иваничука в национальных измерениях украинской культуры. – Львов-Ужгород, 2009. – С. 12.

 

2 Там же – С. 11, 12.

 

3 Иванычук Г. Благослови, душе моя, Господа. – Львов, 1993. – С. 10.

 

⁴ Там же – С. 231, 230.

 

⁵ Там же.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика