Новостная лента

Львов прячется в деталях

01.10.2015

С центральной части Львова исчезли две старые, еще австрийские трансформаторные подстанции. Вместо них работники ПАО «Львовоблэнерго» установили современные бетонные конструкции . Такая модернизация не только вызвала возмущение горожан, которые болеют за сохранение исторической среды, но и спровоцировал целую дискуссию о важности деталей в городе.

 

На две такие «сіменівські» трансформаторные подстанции Львов стал беднее

 

«Чтобы жители центральной части города имели надежное электроснабжение ПАО «Львовоблэнерго» продолжает техническое переоснащение электросетей в этом районе», — обосновали свои действия в официальном сообщении руководители «Львовоблэнерго».

 

Таким образом в конце сентября предприятие заменило две трансформаторные подстанции кіоскового типа по ул. Левицкого ул. Франко на новые бетонные комплектные трансформаторные подстанции.

«Киосковые трансформаторные подстанции смонтированы еще в 1908 году. Сегодня они не отвечают требованиям охраны труда и безопасности, то есть это оборудование невозможно нормально эксплуатировать и поставлять электроэнергию клиентам. Кроме этого, мы имеем еще и официальные предписания Госэнергонадзора на замену этих кіоскових ТП», — говорит заместитель технического директора ПАО «Львовоблэнерго» Роман Иванцив.

Архитектурную форму новых подстанций, говорят в «Львовоблэнерго», выбрали, изучив опыт польских коллег-энергетиков. Несмотря на это, львовянам она, кажется, не пришлась по душе.

 

Свое отношение к новым трансформаторных будок львовяне выразили мгновенно

 

«Сегодня уничтожено не последнюю историческую электрическую уличную шкаф на початку вул. Левицкого. Такие шкафы спокойно стоят в Вене и Праге в Кракове и Будапеште. А во Львове надо позарез тот «старый хлам» уничтожить и поставить уродливую бетонную тумбу. Кто бы то хранил, реставрировал, кто бы приспосабливал, которое историческую среду? То все старое «то не для наших людей», — написал на своей странице в Facebook львовянин Иван Щурко. И это далеко не единственный похожий комментарий в соцсетях.

 

«Они, конечно, уже были уставшие жизнью, но после реставрации могли бы выглядеть значительно лучше новые благодаря более гармоничным пропорциям и вообще ассоциироваться с периодом расцвета города в начале 20-го века», — отмечает архитектор и работник департамента развития Львовского горсовета Александр Шутюк.

 

Что больше, оказалось что про историческую ценность австрийских подстанций «Львовоблэнерго» сообщали ранее. «Диалог с облэнерго о «сіменсовські» будки уже был несколько лет назад, их официальным письмом сообщено, что будки имеют ценность и должны быть сохранены», — заверила начальник управления охраны исторической среды ЛГС Лилия Онищенко.

 

Уже после возмущений общественности в ПАО «Львовоблэнерго» попытались успокоить львовян – обе демонтированы тумбы выбрасывать не будут. Однако на улицах их тоже не оставят.

«Демонтированы тумбы реставрируют и в перспективе планируем разместить их в музее электрификации Львовщины», — пообещали «Z» в пресс-службе «Львовоблэнерго».

 

По словам пресс-секретаря «Львовоблэнерго» Александра Горгута, в последние годы во Львове, кроме этих двух, демонтировали еще четыре такие подстанции. При этом остается на улицах Львова еще около десятка.

 

«Но со временем и их придется заменить. Правда, одну или две, на площади Соборной, планируем оставить и реставрировать на месте. Она не будет работать, а просто будет как памятник, зато рядом придется поставить другую — рабочую», — рассказал Александр Горгут.

 

По словам известного львовского пам’яткоохоронця и председателя ЛОО «Украинское общество охраны памятников истории и культуры Андрея Салюка, говорить о том, что музей может быть заменой не корректно.

 

«В музей могут перенести одну-две тумбы. Но на самом деле их бы имели не переносить в музей, а оставлять на месте. Только если ей на месте грозит разрушение и она требует особых условий, можно говорить о переносе в музей», — убежден Андрей Салюк.

 

По его словам, если бы во Львове был должным образом создан музей техники, как есть во многих европейских странах, он имел бы не только собирать в себя такие элементы, а прежде всего заниматься консервацией и сохранением похожих элементов на улицах: электрических столбов, подстанций, фонарей и тому подобное.

 

«Собственно акцент надо делать на том, чтобы они оставались на улицах. Например, в Кракове, Вроцлаве и Варшаве на части улиц до сих пор сохранены газовые фонари. Наша проблема в том, что у нас также нет эстетики промышленного дизайна. Раньше таким элементам в городском дизайне уделяли очень много внимания, зато сейчас часто не думают о допасування конкретной вещи в контекст среды. Во Львове и в Украине безразлично относятся к культурному наследию. Если бы это был вопиющий исключение, он бы бросался в глаза и все об этом говорили. Зато это почти обычное дело», — резюмирует Андрей Салюк.

 

Эту мысль поддерживает и архитектора Лидия Горницка. По ее словам, проблема прежде всего в том, что на детали исторической среды не обращает внимание сама городской совет, легко заменяя во время ремонтов аутентичные элементы на новые. В частности, в городе уже давно пренебрегают сохранением старых ограждений, бордюров, брусчатки или воспроизведением традиционного орнамента отмостку. Не уделяют внимание и таким элементам, как названия улиц и номера на домах, которые часто творили атмосферу определенной улице.

 

«Вот еще примеры таких душевных деталей, которые мало кто замечает и ценит, но с исчезновением которых атмосфера города постепенно и незаметно меняется. Старый указательных трамвайных маршрутов на вул. Русской», — Александр Шутюк

 

«Например, на Леси Украинки во время так называемой реставрации улицы заменили афишные тумбы. Теперь они другого вида и на другом месте. А это малые архитектурные формы, которые создают среду. Их надо сохранять. Даже если временами «начинка» устарела, ее можно заменить, но внешний вид сохранить. Мы с коллегами сейчас работаем над реставрацией ансамбля собора Святого Юра и ставим принципиально вопрос о сохранении подстанции на территории барочных садов. Важно сохранять не только здания, но и определенные элементы. Чем больше деталей сохранено в среде, тем полнее и ценнее оно есть», — убеждена Лидия Горницка.

 

«Вообще то, как меняется лицо с города с исчезновением таких деталей это очень интересная тема. Я решил поискать примеры таких старых трансформаторных подстанций в разных городах, но к своему удивлению не нашел почти ничего. Похоже, что практически везде их ликвидировали уже давно и особо по этому поводу не парились. Один из немногих примеров сохранения — первая трансформаторная подстанция в норвежском Осло, которую оставили на своем месте и отреставрировали», — Александр Шутюк

 

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика