Новостная лента

Меч в камне, или Миф в тесте

13.05.2016

В будущем наше время постмодерна будут определять в том числе и по таким фильмам, как «Король Артур. Легенда меча» режиссера Гая Ричи. Классический миф-сказку до такой степени переделали, осовременили и видоизменили, что хватит думать о его прошлую версию – больше о ней никто не вспомнит. Наше время – это пространство старого, поразительно упорядоченного по-новому.

Момент формы, собственно, является главным в этих пертурбациях – это точка опоры, с помощью которой кинематографические Архімеди переворачивают мир. И новейший «Король Артур» является очередным переворотом, тотальным и всепоглощающим, настоящим лихим сальто, во время которого исполнитель наливает шампанское, улыбается в тридцать три зуба – включая один зуб мудрости – и при этом держит дулю в кармане. Поверить в такое – признать себя дураком. Но так хочется верить в сверхъестественное! Как в детстве, когда все удивительное и естественное одновременно. «Король Артур» Гая Ричи апеллирует именно к воспоминаниям детства. Этот фильм так же вкусный, как в детстве, только для того тебя, который уже вырос. Невероятно удачно перенесенный с прошлого восторг, но переработанный с максимальным соблюдением современного представления об этом. Как такое удалось Ричи – объяснить едва ли возможно, ибо там, где сочетаются детские воспоминания, талант и предоставленные миллионные возможности для их воплощения, рождается чудо. А чудо не объясняют, в него верят. И пусть тебя потом будут называть дураком, безразлично: в вере – счастье!

Кощунства здесь нет. Ибо и религия, и кино дают утешение, хотя сравнивать их бесполезно. Ричи очень близко подошел к статусу кінобожества. Так ли это, думаю, можно будет узнать в ближайшие месяцы после 10 мая, когда его «… Артур» вышел в мировой прокат. Основания для такого утверждения есть.

«Легенда меча» представляет собой сочетание «Властелина колец», «Игры престолов» и «Карт, денег и двух стволов». То есть, масштабные фэнтезийные картины сочетаются с малой формой, которая выполнена в фирменном стиле Ричи – со всеми его грубоватыми остротами, колоритным бандитским миром и «клиповым» монтажом. Со стороны – это не держится, но я же не зря говорил о чуде. Ричи удалось органично смешать ранее не сочетаемое вплоть до признания этой прекрасной смеси эссенцией, жанровой амброзией. В целом, это лучше киношное варево этого года с заслуженной оценкой в 10 баллов из 10 возможных.

Итак, что мы имеем? Кроме режиссуры Ричи выполнял работу еще и сценариста (плюс камео). И делал это с твердым намерением существенно «почистить шкаф»: повыкидывать из нее все старое – что касалось поисков Грааля, задрипанной мальчика, Мерлина и всех остальных Ланселотів и Гвіневр. Любовный треугольник так же полетел в помойку. Зато был начерчен треугольник по гамлетовським сюжетом, когда короля убивает его брат, а сын убитого мстит своему дяде. За форму же брались предыдущие річівські колоссы – две части «Шерлока Холмса», так хорошо приняты и зрителями (почти 1 млрд. 100 млн. долларов мировых сборов), и, соответственно, руководителями студии-производителя Warner Bros(иначе ему бы не заплатили 13,5 миллионов гонорара с процентами).

Имея факт долгого отсутствия в прокате чего-то подобного «Властелина колец» («… престолы» идут только по ТВ), Warner решил сделать ход конем – зайти на территорию толкінівськіх поэм, но под видом другой, обновленной легенды. Возможную сложность восприятия такого «абґрейду» очень удачно помогал обойти юмор Гая Ричи. В Америке он известен так же хорошо, как и на родине режиссера, Англии, через популяризаторську работу Квентина Тарантино и Брэда Питта, крупных заокеанских фанатов річівського стиля. Всю эту конструкцию правильно было скреплено 102-ю миллионами долларов, а съемки проведены в не очень дорогих регионах Уэльса и Шотландии… стоит Ли говорить, что даже без подтверждающих миллиардных сборов первой части уже есть согласования на создание двух серий продолжения и, возможно, целого сериала.

Впрочем, это все не объясняет, почему первая часть получилась такой совершенной! Мы знаем, как Питер Джексон создал шедевр под названием «Властелин колец»: как его рисовали, готовили, придумывали целый мир, в то же время подгоняя его под мир, уже придуманный Толкиеном и распространенный многомиллионной армией его верующих сторонников. У «Артура…», несмотря на многочисленные рыцарские романы Кретьена де Труа в средние века и около сотни (!) сериалов и фильмов в наше время, такой «религиозной» составляющей не было и нет. Более того – главные составляющие здесь вовсе не основаны, как хорошее вино. Там все молодое и игристое! Там, к тому же, все смешное: никакого величия, никакого пафоса! Конечно, без резкости, сломанных носов и уличного арго, как в «Картах…», «Большом куши» или «Револьвере». Поскольку требования студии касались массовости. И надо было вписаться в аудиторию PG-13, ранее непривычную для Ричи и его английских лент, сознательно доведенных до рейтинга R – «вход лицам до 16-ти лет запрещен». Поэтому теперь возможно смотреть практически всем. К примеру, в Британии, Ирландии, Голландии и Германии местные Экспертные комиссии при тамошних Госкино ограничили аудиторию 12-ю годами, в Швеции – 11-ю годами, а в Японии – вообще никаких ограничений не ввели. И эта толерантность никак на сказалось на зрелищности.

Новейший «… Артур» превосходит всех своих предшественников во всем. Эффектный, динамичный, оригинальный, смешной, музыкальный и грамотно выписанным героем, что может понравиться массам. Он одинаково умело дает в морду и получает удар, за что благодарит улице, на которой вырос. Мечом фехтует так же ловко, как трепется – и с подчиненными воришками договорится, и с местными мечниками тоже – как не в один, то в другой. А личико имеет писаное (не то что в Клайва Оуэна в фильме 2004-го или тем более у Малкольма Макдавелла 1985-го годов). Вообще выбор на роль Артура английского актера Чарли Ханнема был довольно противоречивым. Несмотря на его председательство в сериале «Сыны анархии» и участие в фильмах Гільєрмодель Торо – «Тихоокеанском рубеже» и «Багряному пике» – это не давало гарантий на успех у публики. Но экранное время делает свое магическое дело – ты привыкаешь к актеру, даже если имел к нему амбивалентное отношение, он начинает тебе нравиться, и в конце концов ты болеешь за него, как за свою команду, едва не выпрыгивая из кресла после каждой его победы или поражения… Конечно, речь не обо мне – я же степенный, уравновешенный кинокритик, – речь о других… Хотя именно я после показа фильма хотел остаться незаметным в зале, чтобы второй раз его посмотреть.

Ричи хорошо натаскав актера, все время, перед каждым кадром, говоря с ним, наштовхуючи на правильное восприятие сцены, даже на жест или деталь. Обычно это делает каждый режиссер, но достучаться до актера и доказать его игру и свой фильм к легкости могут лишь единичные… Детали определяют «Короля Артура» так же, как короля делает его свита. Например, после одного боя герой, будто отходя в сторону, шутливо хлопает своего противника плоской стороной меча по заднице, чем разряжает атмосферу, «опуская» ее с вершины доблести на уровень панибратства. Вот эти хи-хи, разбросанные по всему фильму, как в дружеской беседе двух друзей, превращают двухчасовой эпос на приключенческую комедию, комедию без напряжений.

Одним из неявных, но без подвоха – вполне законных – факторов такого захвата является музыка. Именно она является той волшебной палочкой, которая – среди других палочек – помогла необразованному и малокультурному Тарантино стать культурным феноменом финала XX столетия. В отличие от «Криминального чтива», где вся музыка была крупным пазлом из разных песен, найденных самим режиссером по «канавам мира», в « Артуре … » музыкальное фон состоит из невербальный композиций и нео-фолковых песен. Да и вообще вся музыка фильма – неофолк. И больше тут как раз «нео», а не фолка (от Нео у самого Артура тоже много, но об этом потом). В одном из интервью Гай Ричи рассказал, что полностью доверился композитору Дэниелу Пембертону, правда, испытанного им на своем предыдущем фильме «Человек из А.Н.К.Л.». Он дал ему карт-бланш, проводив в путь, словно король посланника, с наставление: «Будь смелым, когда совмещаешь экзотичность с простотой!»… И смелость у Пембертона была, и была она в силе, и он создал маленький шедевр…

Осовремененный фолк – это то, что и должно быть в осовремененном мифе. Хоть от мифа практически ничего не осталось. Правильно ли это? Думаю, после такой постановки вопроса легко вырулить на философский дискурс по поводу смены традиционных парадигм и, под влиянием современных тенденций, формирование «этого безумного, безумного, безумного, безумного» «дивного нового мира». Эта тема более чем актуальна, важнее всевозможных Артурів, и даже за тему музыки в кино. Однако, мне сейчас ведется не об этом. А о Нео.

Артур в фильме Ричи вполне классический. То есть, его идейный каркас составленный из прописных истин человеческой жизни и художественной драматургии, в основе которых лежит конфликт. Сын короля должен унаследовать трон, преступно отобранный у него изменчивым дядей. Он должен пройти цепочку испытаний, боли и духовных терзаний, и наконец родиться как новый лидер. Гамлет Шекспира таким не стал, потому что речь шла не о том. Таким стал Нео в «Матрице», а сам фильм – этапным для кино и эпохальным в целом для искусства, философии и мира. На идею нереальности жизни и выхода из бреда, в котором мы якобы находимся, начали смотреть иначе, начали переносить иллюзорность на мир вокруг. Это был очевидный шаг вперед (хоть и не известно в правильную сторону). «Король Артур. Легенда меча» тоже о себе такого Нео, Избранного с большой буквы. Потому что он не просто превозмогает в себе фрейдистские страхи детства и берет в руки меч Экскалибур. Он отыскивает в себе сверхъестественные силы, переданные ему генами отца. Не просто возвращает себе свое, не только побеждает злого дядьку и с ним злые силы. Он – выпестованный воспитан улицей – получает вместе с троном и власть в Камелоте, а за круглый стол усаживает своих друзей, вчерашних карманных воришек и вышибал в том же, родном, home-sweet-home, дома. Добрый, отзывчивый, красивый парень голубой крови с прошлым и навыками разбойника, неоднократного свидетеля того, что кровь у людей таки красного цвета. И вот он – при власти. Он – осовремененный король Артур, образец для детей, мечтателей и финансистов. Это выстрел не в бровь, а в глаз. И очень похоже на очередную парадигму, новый способ посмотреть на мир, где не нужна культура, традиции, страна, национальность, образование, преемственность поколений, даже классические знания не нужны. Важна настойчивость, целеустремленность, сила, выносливость и поддержка единомышленников, кем бы они не были…

Ну, может такого и не имеет в фильме. Может это только развлечения, искусно сконструированы так, чтобы даже кинокритики, кто разглагольствует о философии и дух, хотели увидеть их снова. Может. Но то, что теперь мифы лепятся, словно из теста – легко, изобретательно и вкусно – так это точно.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика