Новостная лента

Мегалиты и лицо Одина

14.02.2016

 

“Збруч” немало писал о Збручанский культовый центр, в частности, о Пущу Отшельника с пещерой того же отшельника возле Звенигорода. Но история этих мест такая насыщенная, что постоянно всплывают все новые подробности. В частности, может оказаться, что скальное прядь, где содержится упомянутая пещера, является крупнейшим мегалітичним комплексом над Збручем и, возможно, одним из крупнейших в Галиции.

 

Священные горы Збручанского культового центра и долина Збруча

 

 

Предвидим вполне логичный вопрос: как такое могло произойти, что того гипотетического комплекса раньше никто не заметил? Ведь Звенигород, главное священное городище Збручанского культового центра, давно и тщательно исследована археологами. А в пещеру даже в их отчетах упомянуто. Мол, есть такая и, возможно, она даже входила в комплекс святилищ. На том все…

 

Пещера Отшельника и скалы с противоположной от нее стороны скальной гряды

 

 

Для людей, близко знакомых со спецификой работы археологов, никакой загадки или противоречия в этой ситуации нет. Вот пример.

 

В свое время автор неоднократно принимал участие в археологических экспедициях. В частности, в 1989 году ему посчастливилось работать под руководством Александра Яневича — ли не лучшего в Украине специалиста с палеолита и мезолита. Он, кстати, впоследствии раскопал древнейшую стоянку Homo Sapiens (современного человека) в Европе. А на то время, о котором идет речь, мы в пещере Шпан-Коба копали мезолитическую стоянку.

 

И пещера расположена в самом сердце Крымских гор, посреди Долгоруковской яйлы (до ближайшего жилья километров пять пешком улететь). Развлечений там было мало, поэтому в свободное от работы время ничего не оставалось, как обследовать близлежащие горы. И оказалось, что Долгоруковская яйла в древности была достаточно населенной местностью. Где бы не находилась обнаженная, без травяного покрова, земля – размыв, грунтовая дорога, окопы или воронки от снарядов (здесь располагался действующий полигон) – везде случались какие-то находки: кремневые скребки, ножи, резцы, наконечники стрел, керамика и тому подобное. Все это немедленно вручалося “шефу”. Реакция в 90% случаев была какая-то равнодушна: “А… Ну это – неолит… Это вообще энеолит… Это – что-то античное…”. Далее была просьба обозначить место находки на карте и… все. Но стоило принести что-то “мезолитическую” (палеолит, к сожалению, не попадался), как ситуация кардинально менялась. Глаза загорались фанатичным блеском, и господин Александр был готов бежать куда глаза глядят, чтобы срочно обследовать участок, где нашли интересную ему камень.

 

Пещера Отшельника. Под окошком, почти у самой земли видно “след дракона”, справа – ниша (под “козырьком”), где в древности тоже было какое-то сакральное изображение.

 

 

Это лирическое отступление – хорошая иллюстрация к пословице про “узких специалистов, подобных флюса”. Большинство ученых являются фанатиками исключительно “своей” темы, а до остальных им дела нет. Поэтому вполне можно понять супругов Ирины Русановой и Бориса Тимощука (выдающихся специалистов по истории славян), которые в 1980-х годах исследовали Звенигород. Скалы с пещерой просто оказались вне зоны их интересов. Затворники и отшельники – то едва не современность (последний из них здесь погиб 1914 года). Мегалиты – тоже совсем не “слов’янщина” (их возводили задолго до славян, в медно-каменную и медную сутки).

 

Пещера Отшельника расположена у подножия живописного скального хребта, что возвышается за какую-то сотню метров от валов священного Звенигорода. Заметим, что такие скалы на вершинах этих гор – дело привычное. Они даже дали название всему пряди – Товтры (происходит из латинского “tutrur mons”, что, в свою очередь, заимствовано через фракийцев, греков, в значении “конец, острие”). То есть, “острые вершины”.

 

Николай Рубанец (на фото 1) считает, что камни, на которых он стоит — не просто так, а менгиры. На фото 2 — одна из скальных ниш, где когда-то стояло какое-то сакральное зображання

 

 

Но Звенигородская скала отличается с других, потому что над ней очень хорошо поработали люди. Речь прежде всего не о рукотворную пещеру (хотя и о ней тоже), а о ее окружении. На это внимание автора обратил историк Николай Рубанец, который серьезно исследует мегалитические сооружения Украины. В частности, по мнению господина Николая, многотонные глыбы, торчащие под скалой — не естественная формация, а искусственно установленные людьми мегалиты-менгиры. Он также не исключил, что три огромные плоские камни, украшающие вершину стекле — тоже дело рук наших предков. Кроме того, Николай Рубанец обратил внимание и на многочисленные ниши и углубления, выдолбленные в камне по всей поверхности скалы. По мнению историка, у них в свое время стояли некие идолы, а сама скала и камни у нее были великим древним святилищем.

 

Из-за нехватки времени Николай осмотрел памятник очень бегло (на все чуть больше 20 минут), поэтому более ничего не разглядеть не успел, но его замечания стали поводом еще раз посетить Звенигород и все подробнее осмотреть именно сквозь призму поиска мегалитических структур.

 

 

Исследования начались от прорубленных в скале ступеней. В предыдущей публикации автор отнес их к времен волхвов Звенигородского городища-святилища. Но в свете новых данных они вполне могут оказаться гораздо более древними.

 

Разрушенный дольмен?

 

 

Понятно, что просто так, от нечего делать тратить время и немалые усилия на создание этих ступеней никто не стал бы. Логично предположить, что они ведут к чему-то достаточно важному, и их использовали с сакральной целью (подняться в этом месте можно и без них). Тщательное обследование хаотического, казалось бы, нагромождение известняковых валунов вскоре прояснил ситуацию. В частности, привлекла внимание большая плоская глыба, торчком стояла между двумя огромными камнями. Естественным образом такое образоваться никак не могло. Измерения (пришлось воспользоваться хворостиной вместо линейки) подтвердило: когда эта плоская глыба лежала в роли перекрытия на соседних камнях. То есть, здесь мы имеем разрушенного дольмена, аналогичного тому, что можно увидеть на соседнем Богите.

 

Дольмен на Богите

 

Напомним, что в древности дольмены символизировали врата между мирами. Звенигородского дольмена, скорее всего, уничтожил один из местных отшельников (они здесь поселились по крайней мере с XVII века) в рамках борьбы с “языческим наследием.

 

 

Возле Звенигородской пещеры, возможно, есть еще один дольмен. На это также обратил внимание господин Рубанец. Мол, хорошо видно, что один большой камень специально установлены на меньших. Детальное обследование показало, что Николай действительно может иметь смысл. По крайней мере, здесь до сих пор сохранилась типичная для дольменов “ворота”-проход под большой глыбой. Правда, чтобы ее увидеть, придется немного стать на четвереньки.

 

 

Среди скал, метров за 15 от “кандидата в дольмены” автор нашел то глубокую нишу, то в крохотную пещеру, посреди которой лежит увязла в землю немалая прямоугольная плита. Выяснить, есть ли какое-то изображение на ее нижней стороне, не удалось – слишком тяжела. К какому периоду принадлежит, тоже трудно сказать, но однозначно что-то очень древнее; по крайней мере самые молодые местные сооружения относятся к волхвовских времен, после них здесь уже не строили). Стоит заметить, что плита оказалась очень тщательно обработанной, что не является свойственным для обычных строительных блоков.

 

Внизу, на скале, чуть правее от входа до самой пещеры, видно немалое углубление, по форме напоминающий огромный след лапы сказочного дракона. По одной из местных легенд, это действительно след удара лапы Змея, который якобы пришел, чтобы прогнать отшельника напрочь. И святой старец с помощью горячей молитвы превратил нападающего в кучку песка.

 

Легенда, не такая уж и безосновательная, если вспомнить, что в христианской традиции Змей воплощает не только Сатану, но и старую языческую веру.

 

Хорошо видно, что “след” образовался вследствие поражения какого-то древнего изображения. Вероятнее всего, это было изображение какого-то божества воплощения. Здесь все становится на свои места, и вместо сказочной легенды имеем абсолютно реалистичную рассказ о том, как отшельник уничтожил древнее изображение языческого божества (превратил “Змея” на песок)

 

Еще одно уничтоженное изображение.

 

 

“Лапа Дракона” – не единственное древнее сакральное зображання, разбитое ревностным святым отцом. На противоположной стороне скалы неутомимый фанатик уничтожил еще одну, гораздо большую фигуру. Ее контур хорошо прослеживается, поэтому можно с большой вероятностью предположить, что когда-то здесь было что-то подобное на антропоморфные стелы медной суток.

 

Антропоморфные стелы медной суток

 

 

Единственный, чудом уцелевший барельеф можно увидеть сразу над входом в пещеры. Почему его “помиловали” – загадка. Но, конечно, уцелел он вовсе не потому, что изображение размещено достаточно высоко. Учитывая неугомонность и упорство неизвестного нам отшельника в уничтожении языческих памятников, это обстоятельство его вряд ли остановила бы. Барельеф уцелел скорее потому, что не нес никакой откровенно языческой символики.

 

 

 

О времени, когда загадочный лик появился на скале, можно только рассуждать. Это место считается сакральным уже в течение многих тысячелетий, поэтому и зображання на скалы могли появляться в разное время.

 

По иконографии можно более-менее достоверно предположить, что это зображання Одина (Вотана) – главного божества скандинаво-германского пантеона. По географии – не такая уж и чушь. Когда-то территория над Збручем была плотно заселена “черняховскими” племенами, которые имели мощную готскую составляющую.

 

Одноглазый Друг?

 

 

Бог Один

 

 

Если внимательно рассмотреть барельеф, то хорошо видно, что один глаз у вырезанного на скале лыка вирячене, а второе – едва обозначенное контуром. Именно так традиционно изображали одноглазого Одина. Один глаз он добровольно отдал Міміру — великан, охраняющий источник мудрости, за право напиться из него.

 

Но Один там или нет — вопрос второстепенный. Главное – в том, что “священную скалу” Звенигорода надо детально исследовать, а не только бегло осмотреть, как то делалось раньше. В частности, необходимо провести тщательные археологические исследования. Если гипотеза относительно рукотворного происхождения некоторых структур скального гребня подтвердится, получим еще одну уникальную историческую достопримечательность Галичины. Конечно, говорить о “надзбручанський Стоунхендж” будет огромным преувеличением, но журналисты все равно не удержатся :).

 

Пещера Отшельника и древний жертвенник перед ней

 

 

P. S. Надеяться на государственное финансирование исследований – дело бесполезное. Однако, возможно, найдется неравнодушный к истории родного края меценат. Речь идет об относительно умеренную сумму — какие-то 3-4 тысячи “зеленых”. Это на порядок меньше, чем стоит брендовая дамская сумочка. Неужели столько не стоит разгадка тайны бога Одина?

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика