Новостная лента

Миф: Смерть расстояния

09.06.2016

«Мир плоский, а географическая расстояние больше не имеет значения? Нет, не так. Фрікційні расходы, связанные с физическим расстоянием, могут снижаться вследствие использования информационных и коммуникационных технологий, но есть еще много другого дистансного трения, что заставляет экономические субъекты группироваться в пространстве.

 

 

В течение столетий расстояние было анкерною точкой экономиста для анализа пространственных экономических взаимодействий в форме транспорта, торговли, миграции, коммуникации или туризма. Центральная роль в экономических исследованиях обусловлена экономическими затратами на преодоление географических расстояний. Эта «истина» явно включена во все гравитационные модели в экономике, которые, по сути, вдохновлялись ньютоновской физикой. Новая экономическая география (NEG), предложенная Полом Круґманом с соавторами, за краеугольный камень анализа экономических взаимозависимостей в пространстве берет расходы на дистансне трения.

 

Недавно было высказано несколько предложений, которые утверждается, что в современной экономике роль информационно-коммуникационных технологий (ICT) — и, в частности, цифровых технологий — настолько вездесущая, что географическое расстояние больше не имеет значения. Это утверждение о смерти расстояния привело к новой экономической парадиґми, характеризующийся утверждением, что мир плоский.

 

Итак, география больше не будет учитываться в современной пространственной экономике: конкуренция есть везде и не определяется географическими локациями — при условии, конечно, что они имеют открытый доступ к все pervading открытого киберпространства. Это явление будет иметь большое влияние на дисперсию экономической активности на нашей планете: ландшафт нашего мира станет однородным и плоскішим.

 

Гибель гипотезы о расстояния и соответствующая гипотеза о плоский мир не выглядят слишком надежными по нескольким причинам.

 

Во-первых, не факт, что доступ в Интернет — или, более шире, доступ к киберпространству — равномерно распределен по всему миру. Есть миллионы людей, которые никогда не сделали даже простого телефонного звонка! Итак, наш мир был — и остается — весьма пикообразной.

 

Во-вторых, доступ к цифровой технологии не значит использование этой технологии. Таким образом, условия спроса являются критическими для преимуществ, получаемых от использования информационно-коммуникационных технологий и открытого киберпространства.

 

В-третьих, преимущества использования Интернета в густонаселенных районах — благодаря разнообразному портфелю агломерационных преимуществ всех видов — гораздо выше, чем в изолированных районах. Дистансне трения — это что-то более затратную физическую отделенность, но находит свой аналог в географических предпочтениях.

 

В-четвертых, сочетание физических кластеров и преимуществ урбанизации и виртуальных интернет-преимуществ обеспечивает сильную конкурентоспособность городских пространств с тем неизбежным эффектом, что в наше время крупные города будут иметь тенденцию к росту и вызвать еще более заостренный пространственно-экономический ландшафт.

 

И, наконец, даже если в результате информационно-коммуникационных технологий фрікційні расходы, связанные с физическим расстоянием, снижаются, есть еще много другого дистансного трения, что заставляет экономические субъекты группироваться в пространстве. Это четко отражено во французской «школе близости», где близость — как противоположность физической удаленности — рассматривается как основная организующая кластерная парадигма для пространственно-экономических ландшафтов нашего мира. Близость интерпретируется здесь как принцип связности, объединяющей экономических агентов вместе с социальной, когнитивной, предпринимательской, технологической или культурной перспективы.

 

Вывод: текущая тенденция к массивной урбанизации во всем мире является структурным подтекстом современной и технологически продвинутой мировой экономики, в которой идея смерти расстояния и плоского мира является наименее вероятным предположением. Мир «ковра-самолета» — это миф в экономике.

Питер Найкамп
Tinbergen Institute, Амстердам, Нидерланды

 

Peter Nijkamp
The Death of Distance
Economic Ideas You Should Forget [Экономические идеи, что их должны забыть] (март 2017)
Отреферировал А.Д.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика