Новостная лента

«Мы и Мир» Мирона Левицкого

08.12.2015

 

В начале декабря 1938 года во Львове усилиями украинского художника и писателя Мирона Левицкого увидел свет первый номер иллюстрированного литературно-художественного месячника «Мы и Мир».

 

Обложка первого номера журнала «Мы и Мир»

 

 

Редакция не задекларировала основных задач журнала, но подчеркнула, что «Мы и Мир» — «заодно первый и единственный украинский иллюстрированный журнал, посвященный культуре, искусству, кино, моде и т. п.». На его страницах планировалось помещать «актуальные фотографии, новеллы, короткие литературные рассказы и известия о культурно-художественные осяги наших учреждений и обществ».

 

Издание богато иллюстрировано – на его страницах немало фотографий культовых сооружений, общественных и культурных деятелей, фотомоделей, кадров из кинофильмов, сцен из спектаклей, а также репродукций произведений художника Олексы Грищенко, фото работ скульпторов Григория Крука и Антона Павлося.

 

 

Обложка второго номера журнала «Мы и Мир»

 

 

Интересен тот факт, что в марте 1939 года ответственный редактор журнала Роман Луцкий обратился к архидиакона Львовской митрополичей капитулы Иосифа Слепого с просьбой поддержать инициативу редакции в деле издания «Альбома греко-католических Церквей и Духовенства Галицкой Церковной Провинции». Архидиакон благословил это намерение и согласился «патронировать цему делу», назвав его «выдающимся причинком к истории украинской Церкви и Священства». Был реализован замысел, узнать не удалось.

 

Несмотря на усилия Г.Левицкого продлить жизнь журнала, когда ему как издателю приходилось преодолевать значительные материальные трудности и неоднократно обращаться к подписчикам с просьбой покрыть задолженности, «Мы и Мир» не смог удержаться на неустойчивом медиа-рынка Галичины. Последнее число (ч. 4/5) вышло в апреле 1939 года.

 

 

Обложка последнего номера журнала «Мы и Мир»

 

 

Этот недолгий прессовый проект был только частью активной творческой жизни одного из самых ярких художников украинского модерна, графика, иллюстратора, карикатуриста, писателя, редактора и журналиста. Мир Мирона Левицкого был красочным – его можно узнать по изящной линией, простыми формами и живым пламенным цветом. Талантливый ученик Олексы Новаковского, который подписывался на своих полотнах Lev, еще во Львове увлекся украинской иконой, впоследствии путешествовал по Галичине и изучал национальную орнаментику. Искал себя в дальних вояжах, но каждая новая поездка лишь утверждала мысль о неповторимости родной стилистики и колористики.

 

 

Мирон Левицкий (вероятно, 1930-е гг.)

 

 

М.Левицкий родился 14 октября 1913 года во Львове в семье Николая Левицкого и Антонины из дома Рущицької. В 1923-1931 годах учился в Академической гимназии во Львове, где увлекся рисованием и мечтал о художественные студии, имел врожденное чувство ритма и гармонии. Следовательно 1931 года вступил в известной во Львове Художественной школы Олексы Новакивского, где обучался на протяжении двух лет. В 1933-1934 годах М.Левицкий изучал графику в Академии изящных искусств в Кракове под руководством профессора Владислава Скочиляса. Во время каникул объездил почти все уголки Западной Украины, изучая орнаментальные и колористические особенности народного искусства каждой местности.

 

1935 года вернулся во Львов, работал иллюстратором книг в издательстве «Батькивщина», откуда и начался его творческий путь мастера гравюры. Первым его заказом были иллюстрации к двухтомнику «Энеиды» И.Котляревского. Также оформлял обложки книг издательского концерна Ивана Тиктора «Украинская пресса», «Калины» и Издательского союза «Дело». К слову, с И.Тиктором их объединяли дружеские отношения, которые зародились еще в начале 1930-х гг., а впоследствии переросли в многолетнее сотрудничество в эмиграции.

 

 

Издатель Иван Тиктор

 

 

1938 года стал членом Ассоциации независимых украинских художников (АНУМ).

 

Во время советской оккупации Львова в 1939-1941 годах М.Левицкий работал художником Археологического отдела Академии наук и Исторического музея во Львове, где оформлял выставки, копировал оригиналы и изучал ренесансову и барокко архитектуру Львова, богатую коллекцию старинных икон, стиль которых позже лег в основу его творческой манеры.

 

Пейзаж с мостом, 1938

 

 

Во время немецкой оккупации в 1942-1943 годах занимал должность художественного редактора в «Украинском Издательстве», где отвечал за всю книжную графику. Преподавал в Художественно-промышленной школе во Львове на отделе графики вместе с Владимиром Балясом, Владимиром Блавацким, Николаем Бутович, Яковом Гніздовським, Эдвардом Казаком (Эко), Григорием Смольским. Одновременно продолжал заниматься живописью, в частности работал акварелями и маслом. В 1942 году его работы экспонировались на совместной выставке во Львове, однако большинство из них не сохранилась доныне.

 

Автопортрет, 1948

 

 

В 1943-1944 годах М.Левицкий был военным корреспондентом газеты «К победе» Украинской дивизии оружия СС «Галичина», сотрудничал с «Краковскими известиями», «Львовскими известиями», печатал зарисовки, очерки, корреспонденции на страницах других легальных журналов периода немецкой оккупации – «Известия», «Голос», «За свободу и права», «Родная земля», «Украинский доброволец», «Украинский вестник», «Холмская земля». 1945 года попал в штаб Украинской национальной армии генерала Павла Шандрука, выдающегося украинского военного деятеля.

 

Полоса №32 газеты «Известия» за 1944 г. с публикацией Н.Левицкого

 

 

В конце войны художник с первой женой Марией перебрался в Краков, где некоторое время сотрудничал с газетой «К оружию». Впоследствии переехал в Австрию и поселился в Инсбруке, где преподавал рисунок в украинской гимназии, выполнял графические работы и рисовал маслом, участвовал в многочисленных выставках художников-эмигрантов в Германии и Австрии.

 

Мария Левицкая, первая жена Мирона Левицкого

 

 

Из лагеря беженцев в Австрии супругов Левицких эмигрировало в Канаду. В Виннипеге Мирон работал редактором и иллюстратором юмористического журнала «Комар», издателем которого был И.Тиктор, – на его страницах освещалась жизнь и деятельность украинской диаспоры и международное общественно-культурной жизни, умещалось много карикатур, улыбок, шаржей на известных украинских деятелей. В «Комары».Левицкий публиковался под коллективным псевдонимом Порфирий Горотак, придуманным совместно с Леонидом Мосендзом и Юрием Кленом (псевдоним Освальда Бурґгардта).

 

Обложки первого номера журнала «Комар» за 1949 год и книги Леонида Мосендза «Канітферштан» (Инсбрук, 1945)

 

 

Работал художественным редактором в издательстве И.Тиктора – оформил ряд обложек таких изданий, как «Большая история Украины», «История украинского войска» и «История украинской культуры», а также иллюстрировал детский месячник «Мой приятель». Интересен тот факт, что когда И.Тиктор взялся за сложную и длительную работу над подготовкой к печати «Великой истории Украины» (объемом более 1000 страниц), многие скептики пророчили провал этого смелого издательского замысла, ведь смета издания составил 30 000 000 долларов и эти средства нужно было получить или дать взаймы под высокие проценты. М.,Левицкий был одним из тех, кто поддержал издателя и осуществил художественное оформление издания. А когда в 1951 году И.Тиктор организовал издательство «Клуб приятелей украинской книги», на протяжении многих лет тесно сотрудничал с ним как иллюстратор и график – практически каждая книга выходила с обложкой в исполнении художника.

 

Обложка книги «Большая история Украины» (Виннипег, 1948) и обложка 7-го номера журнала «Мой приятель» за 1963 год

 

 

1952 года в семье Левицких родился сын Марк. Того же года художник получил заказ на полихромия церкви св. Петра и Павла в Етельберті (штат Манитоба), а в 1954 году выполнил роспись церкви Христа Царя в Виннипеге. Параллельно работал в портретном жанре живописи, не изменяя своему постімпресіоністичному стиля с добавлением новых элементов.

 

Марк Левицкий, сын

 

 

Вскоре в поисках лучших условий для развития художественного творчества М.Левицкий с семьей переехал в Торонто, где расписал иконостас в церкви св. Духа в Сиднее. В 1955 году устроился художественным руководителем киностудии «Орбит», целью которой было зафиксировать и сохранить на кинопленке документальные материалы о украинские поселения в различных уголках мира. Незабываемые западноевропейские города, метрополии Индии, лесистые пейзажи Канады и Америки, экзотические уголки Австралии, убогие поселения Мексики – места, в которых жил и работал во время многочисленных путешествий по делам киностудии. Впечатления от этих странствий позже ложились на его полотна.

 

Еспанське город, 1965

 

Юкатанське село, 1973

 

 

1956 года временно поселился в Париже – эти два года жизни стали определяющими для формирования модерного стиля М.Левицкого, в котором доминировали цветные геометрические плоскости. По словам литературоведа и писателя Марка Роберта Стеша, «Париж стал для него благоприятной средой для попытки вписаться в вненациональное культурный контекст, и атмосфера города, словно катализатор, помогла перетопить заученные средства традиционного искусства на самобытный современный стиль».

 

 

Ева. 1954

 

 

1958 года в «Galerie Ror Valmar» в Париже состоялась первая самостоятельная выставка.Левицкого под протекторатом известного французского авангардиста и кинорежиссера Жана Кокто, которую благосклонно оценили французские критики. Другие его персональные выставки экспонировались в Торонто (1961, 1963, 1964, 1973, 1976, 1978), Ватерлоо (1965), Нью-Йорке (1964, 1974), Детройте (1972), Оттаве (1975), Эдмонтоне (1977), Чикаго (1984), Львове (1991) и Киеве (1992). Картины Левицкого отличаются богатой гаммой теплых цветов, линейной стилистике форм, определенной абстрактністю, широтой жанрового диапазона. В творческом наследии художника большое количество экслибрисов, более 300 иллюстраций к книг и журналов в присущем лишь ему графическом стиле, сотни масляных картин (портреты, урбанистические пейзажи и пейзажи), дереворитов, икон и фресок.

 

«Церковь Святой Семьи в Барселоне» и «Голова Апостола» (оба произведения – 1957)

 

 

После двух очень успешных лет в Париже Мирон Lev вернулся в Торонто и стал своеобразным открытием 1960-х гг.: в то время, как Канада пыталась отойти от традиционных художественных форм и находилась в плену абстрактного экспрессионизма, в центре его творчества находилась женщина. Женские портреты подавал настолько оригинально, что вызывал искреннее восхищение канадских художественных критиков, а ведущие французские называли его блестящим колористом.

 

Пробуждение, 1969

 

 

Начиная с 1961 года, на протяжении 25 лет Г.Левицкий преподавал историю украинского искусства на курсах украиноведения. В последующие годы расписывал иконы для церкви св. Андрея в Лідкомбі (Сидней), церкви Святой Покровы в Вулунґабба (Брисбейн) в Австралии, церковь Святой Евхаристии в Торонто и др.

 

Церковь св. Андрея в Лібкомбі (Сидней, Австпалія). Святилище и иконостас

 

 

1972 Г.Левицкий женился во второй раз – с Галиной Горюн. Более десяти лет возглавлял Украинский союз изобразительных художников в Канаде. В 1980-1983 годах много путешествовал, в частности, побывал в Австралии, Испании, Португалии, Франции, где продолжал расписывать церкви. В 1982 году увидела свет его сборник рассказов «Фонари», посвященная довоенному Львову.

 

Портрет жены Галины. 1965

 

 

1991 года М.Левицкий вместе с женой посетил Украину, выставлялся в Киеве и Львове. До последних лет жизни художник оставался активным (по натуре был общительным человеком с очень тонким чувством юмора) и было полно творческих замыслов, но не все удалось реализовать – скончался на 80-м году жизни в Торонто, где и похоронен. Его сын Марк Левицкий сей день является редактором канадской газеты «Украинские вести».

 

Мирон Левицкий во время росписи церкви св. Андрея в Австралии, в 1960-е годы

 

 

2006 года Галина Горюн-Левицкая выдала в киевском издательстве «Родовид» каталог модернистских произведений украинских художников за пределами Украины, в который вошла самая большая сборка лучших работ Н.Левицкого. А в марте 2009 года в Украину из Канады вернулись 120 полотен выдающихся украинских художников – п. Галина подарила эту уникальную коллекцию Национальному музею во Львове. Наряду с картинами Н.Левицкого в Украину приехали полотна семьи Кричевских, Алексея Грищенко, Василия Хмелюка, Якова Гнездовского, Любослава Гуцалюка, Михаила Кмита, Галины Мазепы, Николая Неділка, Эдварда Козака и других художников.

 

 

«Богородица» (1980-е годы) и «Неожиданный дождь» (1988)

 

 

По иронии судьбы, модернист Lev большую часть своей жизни провел на чужбине, однако никогда не забывал родного города Льва. Как и большинство коллег-художников, которые вынуждены были эмигрировать после советской оккупации, своими творческими достижениями пытался интегрировать украинское искусство в западноевропейское культурное пространство. Мирону Левицкому удалось выработать собственные выразительные средства, выделявших его среди других художников, легкую импрессионистскую колористику, в которой доминирование зеленого, красного смягчается желтым и оранжевым, однако важнейшую роль в его творчестве все же играла украинская культурная традиция во всем ее разнообразии.

 

P. S. К слову, 25 ноября в историческом комплексе Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого открылась выставка живописных и графических произведений из наследия Галины Горюн-Левицкой, которая продлится до 29 января 2017 года.

 

 

 

Источники:

 

 

Даревич Д. Мирон Левицкий. – Торонто, 1985. – 128 с.

 

Кедрин И. Мирон Левицкий // Свобода. – 1993. – Ч. 139 (23 лип.). – С. 2

 

Лысяк А. Отошел великий художник и добрый воин // Америка. – 1993. – 6 окт.

 

Костюк Г. Мирон Левицкий с перспективы девяти десятков лет [Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.infoukes.com/newpathway/Page439_2003.htm]

 

Лист Г.Луцкого к а. Й.Слепого (Львов, 27 марта 1939 г.) // Центральный государственный исторический архив Украины во Львове. – Ф. 451 (Греко-католическая богословская академия, г. Львов), оп. 2, спр. 170. – Арк. 152-153.

 

«Мы и Мир» : [сообщение] // Накануне. – 1938. – Ч. 8. – С. 8.

 

Среда А. Левицкий Мирон Николаевич // Украинская журналистика в именах : материалы к енциклоп. слав. – Львов, 2010. – Вып. 17. – С. 187-190.

 

Стех М.-Г. Контур и слово (3). Мирон Левицкий // Украинский журнал. – Торонто, 2008. – №1. – С. 56-57.

 

Тот, что пробуждает чувство красоты // Изобразительное искусство. – 2004 . – №2 . – С.9-10.

 

Украинские читательницы и читатели! // Мы и Мир. – 1938. – Ч. 1.

 

 

Фото:

 

Даревич Д. Мирон Левицкий. – Торонто, 1985. – 128 с.

 

https://www.facebook.com/malovny4aukraine

 

http://photo-lviv.in.ua

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика