Новостная лента

Музеи: туризм как вызов

17.09.2015

 

Или может быть туризм стимулом и шансом для развития музеев?

 

У нас в Украине на туризм часто смотрят как на последнюю надежду обездоленных сообществ, как на панацею, как на предмет веры. Многие языки и о шансах, которые туризм может раскрыть для экономического развития. Слов и иллюзий много, а действий квалифицированных – мало.

 

Чем же на самом деле является туризм для культуры в целом и музеев в частности? Надежд, мечтаний и иллюзий он вызывает достаточно и в музеях, и среди тех, кто музеями должен заниматься. Взять хотя бы проект Постановления КМУ «О развитии туризма», где с целью развития музеев разрешалось продавать «нераритетні» музейные предметы. Или же смену министерства культуры и искусств Министерство культуры и туризма. Прошло пол года, а кроме недоразумений в организационных структурах никаких конструктивных нормативных документов. Функция творит орган – а не наоборот.

 

Что такое культурный туризм? Существует два подхода к этому понятию. Первый – технологический: памятные места, достопримечательности, культурное наследие, события, экзотика и тому подобное. Второй – концептуальный — характеризует мотивы и содержание туристической деятельности, когда объектом туризма являются продукты культуры в их антропологическом понимании. В таком подходе «роль культуры, отталкиваясь от ее контекста, заключается в том, чтобы каждый турист получил общее представление в той или иной области культуры, без подробного изучения ее». Первый подход пассивный, количественный и мотивационно сужен – памятные места: перечень и описание мест, которые стоит посетить. Концептуальный подход – базируется на антропологическом понимании культуры и раскрывает мотивацию, дает возможность раскрыть комплексно местные культурные особенности.

 

Европейская Ассоциация туризма и отдыха развила подходы к понятию культурного туризма следующими определениями.

Концептуальное: «Все перемещения людей за пределами своего привычного места проживания до мест или событий, связанных с культурой, с целью получения новой информации и опыта для удовлетворения своих культурных потребностей».

Технологическое: «Все перемещения людей за пределы своего привычного места проживания до мест событий, особыми причинами связаны с культурой: расположение объектов культурного наследия, художественные и культурные явления, гуманитарные науки и театр».

 

По моему мнению, культуру в сегодняшнем ее понимании – как фактора устойчивого развития общества – надо рассматривать именно технологически как сферу общественной деятельности, которая продуцирует культурный продукт. То есть, особый продукт такой деятельности, и обеспечивает коммуникацию с потребителем, давая в результате качественные изменения потребителя и общества в целом.

 

Современный культурный менеджмент очерчивает особенности управленческих процессов в сфере культуры и существенные отличия от других сфер экономической деятельности, где основной мотивацией деятельности, в отличие от культуры, является получение прибыли. Следовательно современный культурный менеджмент очерчивает культурно-художественную деятельность как ориентированную на особый, уникальный, инновационный продукт, на который надо формировать тоже в особый способ, потому что такие потребности есть внутренне, духовно мотивированными.

 

Музеи же в Украине такими, какими они сейчас есть, для туризма еще не является полноценным продуктом, и поэтому всех их надежд он решить не может. Возьмем, к примеру, «Золотую подкову». Это бренд продукта, которого нет.

 

Олеский замок («Золотая подкова Льва»)

 

Поэтому туризм ставит перед организациями культуры требование адекватных динамике туризма изменений и необходимость рассматривать свою деятельность с точки зрения продукта.

 

Для музея туризм:

– средство внутренней мобилизации и адаптации к условиям рынка,

– не зарабатывание денег, а способ определения целей и стратегий деятельности в новых условиях,

– возможность кшталтування открытых отношений с внешним окружением, выполнение социально важных задач путем передачи знаний и толкования значений вещей с целью формирования отношения человека к миру.

 

Следовательно, в системе музейной работы туризм является структуротворчою деятельностью.

«То, что культурный туризм занимает главные позиции на мировом рынке и развивается стабильно, не подлежит сомнению» (Bywater).

 

В глобализованном мире культурный ресурс, в основе которого – локальные, региональные, этнические, национальные различия, является очень важной духовной стоимости, а действия профессионального менеджмента превращают ее в туристический продукт и создают добавленную стоимость. Всемирный совет туризма считает, что 37% всех туристических поездок можно отнести к культурному туризму, а их годовой рост составляет 15%.

 

 

Или на одном языке разговаривает сектор культуры и туризма?

 

Сектора культуры и туризма развивались на основе отличных мотиваций, интересов и целей. Много противоречий заложено в основе их деятельности. Поэтому для управления ими надо оперировать различными методологиями и инструментами. Угроза «диснеєфікації» культуры идет от интенсивного технологического развития туризма. Необходимо искать общие интересы, а они есть во всем, потому что живем в целостном мире. Выводы семинара, который вели комитет по вопросам туризма Шотландии, Британский Совет в Брюсселе в 2003 году, отмечают важность качества, подлинности отличительных признаков страны или региона и наличие потенциала для обогащения личного опыта в сфере культуры, в то время когда для сферы туризма важно понять особенности маркетинга в культуре.

 

Важен другой взгляд на потенциал культуры и местного самоуправления, без участия которого развитие туризма невозможно. Это раскрывает шансы для сохранения местных культурных (включая и языковые) особенностей как конкурентных признаков. Поэтому важной является дискуссия вокруг дефиниции культурного туризма. Понятие культурного туризма дает возможность очертить ресурсы такого туризма, дать ему анализ и определять стратегии их развития. Музеи в этих ресурсах занимают значительное место. Опрос туристов в рамках проекта исследования культурного туризма Европейской Ассоциации туризма и отдыха показывают, что преимущество среди культурных объектов принадлежит музеям (59%) и историческим памятникам (56%). Среди опрошенных туристов – 30% в возрасте от 20 до 29 лет.

 

Как найти общий язык?

 

Здесь важна организационная структура, демократический механизм поиска и согласования интересов. Пример: Ассоциация музеев, Совет по вопросам туризма. Сделаны первые шаги, допущены первые ошибки. Но возможности еще далеко не использованы. Культурный туризм для успешного развития требует равного партнерства, координации и интеграции различных объектов. Такое сотрудничество – это постоянный процесс согласования действий на основе общности интересов в развитии туристического комплекса в регионе. Движущей силой в музеях есть равновесие между исследованиями и действием. Неразборчивое стремление следовать за новейшими тенденциями в поиске эффектных решений является таким же деструктивным, как и упорное поклонение традициям.

 

В противовес классическому европейскому понятию музея, которое существовало в середине XIX века, сейчас можно выделить семь наиболее существенных тенденций развития (П. ван Менее):

Перемещение центра деятельности по предмету на общество (наследство прошлого рассматривают как сырьевой материал, который предоставлен на свободное рассмотрение местному населению как вспомогательное средство к поиску понимания экономического, социального и культурного преобразования их мира).

Расширение понятия музейного предмета (собирательская политика музея не ограничивается лишь физическими объектами, а включает также нематериальные формы культуры, а также и язык).

Тенденция к сохранению in situ (через перенос внимания с объекта на контекст обнаруживается некоторая тенденция, которая каждый раз приобретает вес и заключается в сохранении объектов на месте их возникновения и функционирования. Даже мобильные предметы остаются на месте их происхождения, а собирание предметов трансформируется в сбор информации о предметах).

Идея децентрализованного музея (малые специализированные музеи с інтеґрованою тематикой, отделы, филиалы и музейные сети в провинциях вместо полной концентрации на крупных центральных музеях в метрополиях).

Тенденция к концептуализации (предмет все больше теряет свое значение в противовес идее, что в нем заложена. «Если идея важнее материальный предмет, то для чего нужно собирать, сохранять и выставлять эти предметы?» (Whoshburn);

Рационализация музейного менеджмента (в середине ХХ века. у многих музеев актуальным становится вопрос сокращения финансирования. Отсюда возникает необходимость предпринимательского образа мышления и повышения эффективности административных и организаторских действий).

«Музеєзація» культурных и коммерческих организаций (немузейні организации быстрыми темпами создают коллекции, в основном как инвестиции, делают эти коллекции или их части доступными для общественности; в то же время такие организации предоставляют помещения и для музейных выставок).

 

Итак, динамика развития общества требует адекватных и скоординированных действий. Такие действия возможны только на основе глубокого понимания процессов в различных сферах общественной деятельности. Иначе останемся в плену иллюзий. Сектор культуры и сектор туризма должны приложить усилия для продвижения друг друга и сотрудничать так, чтобы иметь взаимную выгоду от этого.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика