Новостная лента

На киноэкране Porto Franko

03.08.2016

 

О существовании мифического порта в городе Ивано-Франковске стало известно не так давно. Этот курорт популярен в художественных кругах, омывается Карпатским морем, а открытым для всех становится каждый год во время фестиваля Porto Franko. На этот раз гавань действовала с 14 до 18 июня. Любители искусства «движущихся картинок» могли ежедневно пришвартоваться к кино-музыкальной пристани кинотеатра «Люмьер», где дважды в день происходило погружение в глубины киноэкрана. В специальной программе Porto Franko Music Docs (куратор Надежда Парфан) было представлено восемь документальных кинолент из разных стран на музыкальную тематику. Некоторые киноистории, посвященные конкретному музыканту или группе, отражали становление и позакулісне жизни кумиров без сценического образа и грима. Остальные показывают музыкальное искусство с неожиданной стороны, или же используют его для творческих экспериментов.

 

 

Стартовал направление из фильма «Gogol Bordello Non-Stop» (реж. Маргарита Химено, США, 2008), что, с одной стороны, рассказывает о Юджина (Евгения) Гудзя и его уникальный панк-фолк коллектив Gogol Bordello, а с другой – показывает жизнь в эмиграции. Гудзь родился под Киевом, после взрыва на ЧАЭС проживал в Закарпатье, а в начале 90-х с семьей эмигрировал в США. Некоторое время выступления его коллектива, где переплетались украинские, российские, белорусские, цыганские мотивы с театрализовано-карнавальным подачей, в прессе называли безвкусицей. Теперь своим впечатлением о группе делятся уже известные музыканты нью-йоркской сцены.

 

 

Экстравагантная, вульгарная, непрофессиональная, скучная и инфантильная – так характеризовали критики творчество музыкантов, которым посвящена лента «GIMME DANGER: История великого Игги Попа и The Stooges» (реж. Джим Джармуш, США, 2016). «The Stooges» – один из самых известных рок-н-ролл групп всех времен. Коллектив перевернул музыкальный мир конца 60-х через микс рока, блюза, R&B и джаза, что дало начало панку и альтернативному року. Режиссер работал над фильмом более 6 лет. В результате получилась не помпезная история из глянцевого журнала о стремительном взлете и головокружительную карьеру, а глубокий и правдивый рассказ про обычного парня Джеймса Остерберга, более известного как Игги. Лента насыщена многими важными деталями – от любимого с детства персонажа, который побудил музыканта писать короткие тексты песен к 25 слов, первой конкуренции, и к признанию, переоценок, долгой паузы и Зала Славы рок-н-ролла. И кажется, что один из секретов успеха – в постоянном поиске. Поиска нового звучания, названия группы, стиля, смысла, города, но в неизменном стремлении жить музыкой.

 

 

Героиней фильма «Панк-певица» (реж. Сене Андерсон, США, 2013) стала Кэтлин Ханна – икона американского панк-рока, солистка группы Bikini Kill и дэнс-панк трио Le Tigre. Именно она придумала название «Smells like teen spirit» Курта Кобейна. Ее упрямый голос стал символом riot grrrl и отправной точкой «третьей волны» феминизма. Критики Кэтлин мечтали, чтобы она наконец замолчала, а поклонники надеялись, что этого никогда не произойдет. Когда в 2005 году она вдруг перестала петь, мало кто мог понять, что происходит. С помощью архивных концертных записей, откровенных разговора с певицей и ее средой фильм рассказывает о крутой поворот в жизни этой бесстрашной женщины.

 

Кинолента «Jamala. UA» (Украина, 2016), снятая независимым режиссером Анной Акулевич. Автор хотела показать современную Украину в новом ракурсе, рассказать реальную историю, интересную для Европы. Она признается, что на протяжении четырех месяцев искала героя для киноработы: «Я не была знакома с певицей, но была уверена, что она чувствует свое предназначение. Этой мотивации мне хватило, чтобы приступить к работе. Имея высокий уровень самоорганизации, требований к себе, окружающим, и к музыке, которую она создает, Джамала целенаправленно работала. Хотя певица написала песню, по ее же утверждению, «слишком личную для этого конкурса», она была услышана… и получила настоящую славу и популярность».

 

 

Фильм отображает особенность своеобразный бэкстейдж и показывает промежуток времени в творческом пути певицы от подготовки до национального отбора международного триумфа. На момент старта съемок никто еще не знал, что именно Джамала станет представительницей Украины на конкурсе и вернется с первым местом. Это скорее не фильм-портрет победительницы Евровидения, такой себе национальной героини, а история человека, который предан своему делу. В фильме нет ожидаемых кадров из судьбоносного выступления в Стокгольме, не отражен контекст в котором формировалась будущая певица, нет никаких политических высказываний. Мы не узнаем ничего нового о ее прошлом, зато видим, как каждый день, шаг за шагом, героиня продвигается вперед, не изменяя себе. Фильм также показывает, что путь к вершине не обязательно связан с жестокостью, агрессией. «В фильме нет ‘приемов-раздражителей’: нецензурных слов, скандалов и разбитых предметов. Просто в Джамале этого нет», – добавляет Анна Акулевич.

 

 

Времена Берлинской стены, под которым возникла творческая Мекка для различных суб-, контр — и поп-культур отражены в «B-Movie: звук и страсть в западном Берлине» (реж. Йорг Гоппе, Клаус Мэк, Гайко Ланге, Германия, 2015). Фильмы категории «Б» традиционно являются малобюджетными и отличаются отсутствием звездных фигур. Эта работа соответствует только первому пункту. Ведь фильм является своеобразным видеоархивом меломана Марка Ридера, который приезжает в западный Берлин из Манчестера. Поражен разнообразием и свободой иммигрант начинает снимать все, что видит. Стремительный коллаж архивных кадров затягивает и просто гипнотизирует, ведь тогда в одном времени и месте каталась на велосипеде Тильда Суинтон, пока рядом прогуливался Дэвид Боуи, Ник Кейв пережидал свои «плохие времена», а пионеры техно и нойза искали вдохновение. На экране соединилось несоединимое – экстравагантный стайл бунтарской молодежи и строгая форма военных, аристократические белые рубашки и откровенные обнаженные фона. Фильм показывает другую сторону известного муру – рубеж, который должен был разделять, зато спровоцировал неожиданные синтезы в альтернативной музыке 80-х.

 

 

Наверное многим знакома ситуация, когда музыку можно услышать даже в ее отсутствии – в крапанні воды, пении птиц, шорохе бумаги… Расширить арсенал подобных инструментов попытались двое музыкантов – герои киноленты «Мелодия шума» (реж. Гітта Гселл, Швейцария, Германия, 2016). Авторы считают, что чтобы творить хорошую музыку не обязательно нужна скрипка Страдивари, хватит и железного лома. Они стремились показать, как много интересных звуков мы просто не замечаем каждый день и обострить слуховое восприятие зрителей. Музыканты в фильме применяют традиционные инструменты в нетипичных условиях (барабанят палочками в мох), записывают звуки и шумы окружающей природы, привлекают овощной оркестр и заставляют звучать даже то, что обычно молчит. В киноленте присутствуют и захватывающие музыкальные сцены (например, выступление швейцарского бэнда), и неприятные, раздражающие звуки, которые сплетаются в неповторимую звуковую партитуру.

 

Герои киноленты «От станции к станции» (реж. Даг Эйткен, США, 2015) в течение 24 дней проезжают всю территорию США на поезде, который имеет вид подвижной световой скульптуры. Во время путешествия от Атлантического до Тихого океана поезд делает 10 остановок в разных городах. Каждый раз происходит музыкальный хэппенинг, к которому на каждой станции присоединяются новые участники: музыканты, художники, архитекторы, писатели и обычные люди, неравнодушные к творчеству.

 

 

Киноработа состоит из 62-х сиюминутно фрагментов, которые изменяются так быстро, как мелькает пейзаж за окном вагона. Это калейдоскоп звуков, картинок и впечатлений, а не типичный линейный фильм. Каждый эпизод – это встреча с новым человеком и его историей, которые в совокупности воспринимаются как пазлы одной мозаики, отражающий собирательный образ Художника. Случайные герои произносят короткие монологи – свои творческие кредо, жизненные взгляды и наблюдения. «Поместите художника в незнакомое место, и он обязательно проснется»,– говорит в фильме писатель Саша Фрер-Джонс. Так и пассажиры поезда создали и записали большинство музыкального материала непосредственно во время поездки, каждый раз вдохновляясь новыми местами и людьми, с которыми сталкивались. В результате чуть больше чем за час зритель получает концентрат, в котором под музыку разных стилей переплетаются идеи,мировоззрения, ландшафты.

 

Единственным фильмом программы, сюжет которого непосредственно не связан с музыкальным искусством, стал «Одиннадцатый» Дзиги Вертова (СССР, 1928). Главная идея киноленты совсем непоэтическая – пропаганда курса СССР на индустриализацию и электрификацию. Но показ немого фильма превратился в настоящий музыкальный перфоманс. Сеанс сопровождался исполнением вживую авторского музыкального оформления, которое создал киевский композитор Антон Байбаков. Кинохроника отражает процесс добычи угля в шахте, выплавку стали, рисует тяжелые условия труда мужчин и женщин. Документальный фильм снимался без сценария, как говорил сам режиссер, «перо сценариста заменил киноаппарат». Лента получилась новаторской и авангардной за операторской работой, техникой монтажа, благодаря которым кадры получились удивительно живописными. Сходным был и состав избранных композитором музыкальных инструментов – рояль, препарированное фортепиано и перкуссия, партии которых вплетаются в электронную партитуру. Интересные тембры, мастерски выписанные музыкальные обороты тонко взаимодействуют с визуальным рядом, дополняют его и усиливают восприятие. Такое актуальное и эмоциональное звучание звукового пространства приблизило фильм к современному зрителю.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика