Новостная лента

Наблюдать за восхождением звезд

24.02.2016

«Джаз из Нью-Йорка» в клубе Picasso: творческий портрет американского трубача и певца Бенни Бенака III

 

 

Международный Джазовый Абонемент с началом 2017 года словно поймал второе дыхание. За два месяца третий «Джаз из Нью-Йорка». Наконец 23 февраля МДА добрался и Львова с выступлением в клубе Picasso квинтета басиста Аркадия Овруцкого и продюсера МДА в составе замечательных украинских музыкантов: саксофониста Богдана Гуменюка, пианиста Алексея Петухова и барабанщика Игоря Гнидина. А место заокеанского гостя в этом квинтете занимает молодой американский трубач и певец Бенни Бенак III.

 

Бенни Бенак III (Benny Benack III) происходит из музыкальной семьи. Его дедушка, тоже «Бенни» Бенедикт Бенак был в ‘60-70-х годах популярным в Питтсбурге трубачом и лидером собственного биг-бэнда. Его сын (Бенни Бенак-мол.) также был трубачом, саксофонистом, кларнетистом и передал эстафету поколений дальше. Бенни Бенак ІІІ (далее позволю себе немного сокращать это наименование) удачно продолжил семейную традицию, сделав семейное имя известным за пределами родного города. Его музыкальная карьера достигла Нью-Йоркской джазовой сцены, на которой он уверенно прописался.

 

Хотя молодой музыкант не так давно окончил Манхэттенскую школу музыки, получив степень магистра музыки, и только собирается записать свой первый сольный альбом, однако его послужной список вызывает уважение. Свой профессиональный уровень он доказал победами на трех конкурсах джазовых трубачей в США (в том числе Национальном джазовом конкурсе трубачей), получил второе место на престижном конкурсе имени Телониуса Монка в 2014 году, а также стал финалистом двух конкурсов вокалистов. Он играл почти во всех известных оркестрах: биг-бэнде Кристиана Макбрайда, Mingus Big Band, Dizzy Gillespie Alumni All-Star и других. В качестве сайдмена принимал участие в альбомах таких известных исполнителей, как Майкл Гис, унесенных призраками Яманака, Уліссес Оуэнс-мол. О его признании как вокалиста говорит и тот факт, что в 2016 он был приглашен для участия в концерте в Джазовом Линкольн-центре, посвященном памяти выдающихся певцов-«крунерів» Бинга Кросби, Мела Торме и Нэта Кинга Коула.

 

Нынешний визит в Украину для Бенни уже второй. Впервые он предстал перед украинскими любителями джаза (в частности, киевлянами) чуть больше двух лет назад. Уже тогда он был представлен как «звезда джаза солнца», и в этом определении не было ни преувеличение, а лишь констатация утвержденной репутации молодого исполнителя. Сейчас во Львов он приехал с тематической программой-посвящением великому трубачу и певцу Чета Бейкеру. Этот выбор, очевидно, был обусловлен тем, что Бенак, как и Бейкер, сочетает амплуа трубача и певца. Правда, в исполнительской манере молодого музыканта больше отличного, чем общего, с манерой его выдающегося предшественника. Если музыка Бейкера предельно інтроспективна и иногда пронизана глубокой печалью, меланхолией, то Бенак на сцене – воплощенная жизнерадостность, осознание своей артистической очарования и исполнительского силы.

 

Помню, что даже в вещах из Бейкера – И Fall in Love too Easіly и, конечно, My Funny Valentіne – выполнение Бенака эмоционально было далеким от бейкеровського сумму. Скорее – легкая задумчивость, что уверенно смотрит в будущее. Молодой музыкант, похоже, просто не умеет грустить, и в этом ему трудно упрекнуть. Бенни близка прежде всего классическая традиция, а сам он называет среди первых имя Фрэнка Синатры. Действительно, легко заметить, что молодой певец хочет и умеет быть элегантным, легким, раскрепощенным, гибким, неформальным, внушать чувство полета и др.. Одним словом, воспроизводить все те заманчивые и харизматичные черты, которыми так подкупает стиль выдающихся американских крунерів, то есть джазово-эстрадных певцов романтического толка. И для этого у него есть все данные. Впрочем, уже при первых звуках голоса Бенака лично мне в качестве ориентира слышится, что основным образцом для подражания для него служит другой исполнитель – певец, пианист и, можно сказать, артист Гарри Конник-мл. (Harry Соппіск, Jr.). Та же элегантность, раскованность, открытость по отношению публики в интонациях и даже близкий тембр голоса. А также склонность к непринужденному общению с залом запанибрата.

 

А вот что касается сочетания трубы, вокала и артистического образа, сценическое поведение Бенака происходит от других выдающихся образцов – Диззи Гиллеспи и, конечно же, Луи Армстронга. В отличие от Конника, Бенак – не столько певец, сколько вокалист в том смысле, что он часто не столько поет песню, сколько использует голос как инструмент и, прежде всего, инструмент импровизации. Как и Армстронг и Гиллеспи, Бенни охотно прибегает к скэта (как на меня, в его скеті можно различить еще один образец – бендлідера, певца и шоумена Кэб Келлоуея). Его виртуозный скэт, ловкий, впрочем, всегда сохраняет свойственную Коннику нотку элегантности и доверчивости. В частности, можно порекомендовать альбом Майкла Диза Relentless (2014), на котором можно услышать трубу Бенни Бенака, а прежде всего оценить его виртуозность как вокалиста в композиции Two Bass Hit в отличном скэт-диалоге, даже скэт-битве с Вайкліфом Гордоном и Майклом Дизом.

 

Не менее, свойственно, более интересный Бенак и во второй составляющей своего творчества – инструментальной, поскольку его исполнительские возможности как трубача проявляют еще большую силу и багатобічність. В игре Бенака можно услышать немало усвоенных воздействий, виртуозное владение многими стилями, так что он легко переходит от одного к другому. В композициях с латиноамериканскими ритмами звучание его трубы заставляет вспомнить кубинского трубача, виртуоза Артуро Сандоваля. Бенак охотно использует сурдину, иногда напоминая Майлза Дэвиса. Впрочем, ему гораздо ближе энергичные, мощные стиле. И здесь прежде всего вспоминаются Фредди Хаббард и Мэйнард Фергюсон. Взрывная мощь импульсивного чувства, ритма, виртуозные пассажи, умение сыграть на контрасте в звуковидобуванні – от приглушенных до резких, «грязных» звуков. Молодость, игра сил и заразительное чувство свободы – вот впечатление от игры Бенни Бенака, в которой сошлись немало исполнительских манер и линий развития джаза, что заставляет с интересом ждать образцов его оригинального творчества.

 

Интересно наблюдать за восхождением звезд. Вспоминается, как в Украину еще в качестве «восходящей звезды» приезжал Грегори Портер (кстати, именно в рамках Международного Джазового Абонемента) – ныне дважды лауреат премии Грэмми и один из самых востребованных джазовых вокалистов мира. Конечно, не все «молодые звезды» оправдывают обещания. Но, по крайней мере, уверенно можно сказать, что в случае Бенни Бенака III личные данные и харизма зашкаливают. В процессе подготовки этого творческого портрета я наткнулся на записи его нескольких дуэтов с замечательным пианистом Емметом Коэном: A Lot of Livin’ to Do и Kiss Me Slowly. Почему-то эти камерные «вещи» произвели на меня наибольшее впечатление. Это уже записи, которые хочется занести в свою казну и переслушивать. Здесь появляется ощущение лирической глубины, а, возможно, и прообраз будущего, уже личного, индивидуального стиля.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика