Новостная лента

Нам нравится то, что одобряют эксперты

09.12.2015

 

Европейские ученые выяснили: то, как человек оценивает определенное произведение искусства, зависит от социальной и финансовой контекстной информации. К такому выводу ученые пришли, проанализировав, для формирования личного суждения важны стоимость произведения, престиж галереи, социально-экономический статус и уровень образования других ценителей.


 

Мэтью Пеловскі (Matthew Pelowski) и Майкл Форстер (Michael Forster) из Института фундаментальных психологических исследований и исследовательских методов из Венского университета совместно с коллегами из Копенгагена проанализировали влияния социальной и финансовой контекстной информации на формирование художественных предпочтений аудитории.

 

В рамках исследования студенты по собственному усмотрению оценивали ряд полотен. Однако перед презентацией своих вердиктов участникам сообщили, что определенные социальные группы уже видели эти работы и оценили их. Этими группами были или другие студенты или эксперты (кураторы определенного музея), или же группа сверстников, которые не завершили обучение и длительное время не работают. Полученные результаты сравнили с теми, которые продемонстрировала контрольная группа, то есть те, что оценивали картины самостоятельно без контекстной информации.

 

Ученые пришли к выводу, что участники исследования считали лучшими картины тогда, когда думали, что или эксперты, или другие студенты их высоко оценили, рассказал Пеловські: «Когда они думали, что безработным студентам, которые не завершили обучение, полотна не нравились, то свой вердикт формулировали вопреки этому утверждению, и картины получали только хорошие отзывы».

 

Во втором эксперименте ученые продемонстрировали, что и информация о (фиктивную) стоимость продажи, установленную на полотна, меняла восприятие произведений. Очень низкая цена осуществляла такой эффект, что картина нравилась меньше, зато слишком высокая цена провоцировала одобрение картины.

 

«Полученные данные подтверждают теорию социального конструирования различий, которую сформулировал французский социолог Пьер Бурдье», – пояснил Пеловські. Согласно этой теории в искусстве мы пользуемся вкусом, чтобы продемонстрировать принадлежность к желаемой социальной группе или дистанцироваться от той, к которой принадлежать не хотелось бы.

 

Оба исследования имеют также важное значение для работы музеев: они демонстрируют, что наше восприятие искусства сильно зависит от социального контекста.

 

 

Uns gefällt, was ExpertInnen gefällt — und was ist teuer

Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts, 30/11/2016

Зреферувала Соломия Кривенко

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика