Новостная лента

Наш галицкий Фрейд и настоящего

06.05.2016

ФРЕЙДОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ 2017.

 

 

О основания нынешней дискуссии.

 

Их есть три:

а) годовщина со дня рождения Фрейда — 06.05.1856 г. — отмечается Фройдівською лекцией, основанной Международным обществом Зигмунда Фрейда; ее читают в Вене или Нью-Йорке;

б) ґенеалогія семьи Фрейда выводится из Галичины: линия мамы — из Бродов, линия отца — из Тысменицы;

в) предложение профессора Горста Кехелє основать во Львове свою дискуссию по поводу наследия Фрейда.

 

Вступление. По ґенеалогії.

 

Мать Фрейда Амалия (Малка) Натансон родилась 18 августа 1836 года в городе Броды (Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия, ныне Львовская область, Украина). Бабушка Фрейда по линии матери была одесситкой, поэтому некоторое время Амалия Натансон воспитывалась в Одессе, где проживали два ее брата. Правда, не совсем понятно, как брак родителей Зигмунда Фрейда — Якоба Фрейда и Амалии Натансон — был заключен в Вене 29 июля 1855 года, а Зигмунд Фрейд родился во Фрайберге (Пріборі или Пржиборі), тогдашняя Чешская Моравия.

 

По воспоминаниям бучачанина Изидора Ґельбарта (сборник «Бучач и Бучаччина») родители Зигмунда Фрейда переехали из Бучача до Вены перед Первой мировой войной.

 

Отец — Якоб Фрейд, сын Шломо Фрейда по одним данным родился в Бучаче и в молодости переехал в Тысменице. По данным же одного из известнейших историков психоанализа Анри Еллєнберґера — семья Фрейда отцовской линии происходит из Тысменице. Он также указывает, что отец Фрейда вместе со своим отцом (дедом Зигмунда Шломо) неоднократно бывали во Львове, где сбывали свой товар (меха норки) известному гендляру Келемену, потомки которого дальше живут во Львове.

 

Амалия Натансон была второй (по некоторым данным — третьей) женой Якоба Фрейда. Фрейд Шломо был назван в честь своего деда. В период с 1856 по 1859 год семья Фрейда жила в городе Фрайберге, затем некоторое время проживала в Ляйпцигу.

 

1860 года Амалия с семьей поселилась в Леопольдштадте — еврейском квартале Вены.

 

Фрейд о культуре

 

Актуальность размышлений Фрейда о культуре может свидетельствовать вполне очевидное и несомненное разочарование и недовольство ее нынешним состоянием, которое мы называем иногда даже как «переломная кризис». Итак, Фрейд выдвинул тезис о том, что человечество всегда и при любых обстоятельствах есть и будет недовольно культурой, в которой живет. И это недовольство является универсальным феноменом человеческого существования. Этот тезис он сформулировал в двух поздних работах «Будущность одной иллюзии» (1926 г.) и «Неудовлетворенность культурой» (1930 г.).

 

Мотивами написания этих трудов были: во-первых, рак верхней челюсти (или гортани), первые операции по этому поводу (а всего он перенес 18 операций) и размышления о смысле жизни, а во-вторых — приближение призраков нацизма в Германии и наблюдения за беспомощностью общества перед нарастанием агрессивного и беспощадного насилия нацистской власти.

 

Фрейд дает свое определение культуры и связывает его не только с общепринятыми экономически-социальными параметрами, но и с психологическими детерминантами. Культура, согласно Фрейда “охватывает все приобретенные человечеством знания и умения, которые дают возможность осваивать силы природы и получать блага для удовлетворения собственных потребностей“ — включая все институты, которые регулируют отношения между людьми и распределение имеющихся благ. При этом главный акцент Фрейд возлагает на принцип удовлетворения потребностей.

 

Короткий эскиз общих понятий функционирования психики в ее отношении удовлетворения потребностей и принятия реальности. Наше «Я» при рождении еще не имеет достаточных психологических механизмов для разграничения внутреннего мира субъективных запотребувань от требований реального мира. Первые контакты наше «Я» получает через телесные и психические отношения с матерью или первым объектом, которые обеспечивают как можно лучшее удовлетворение первичных потребностей в безопасности и выживании.

 

Но это обеспечение никогда не может быть абсолютным и полным, поскольку вмешиваются другие условия реального существования. Это мы называем реальнісною фрустрацией, основным элементом которой является дискомфорт, стресс, страдания и боль. Из-за необходимости их признания исподволь формируется разграничение внутреннего чувства от внешнего восприятия. Все внутреннее, а прежде всего чисто природные потребности, становится наполнением бессознательного, включая и постоянно вытесняемый опыт необработанного дискомфорта. Так формируется наше «Оно», или бессознательное. Проще говоря, бессознательное функционирует на принципе удовлетворения естественных потребностей, а созревание сознательного «Я» — в принципе допасування (адаптации) к требованиям существующей реальности.

 

Взаимодействие этих двух базовых принципов удовольствия и реальности — является основой индивидуального развития. При этом — реальность постоянно накладывает свои ограничения на принцип удовольствия, поскольку непрестанная его реализация невозможна. Принцип реальности действует якобы «в кредит», то есть дает возможность успокаивать потребность в удовлетворении «малыми порциями», отсрочено и медленно по условной формуле «лучше гарантированное частичное и постепенное удовлетворение, чем негарантированное немедленное и полное». Так, растения должны перенести засуху, жару, холод или избыток влаги, а животные голод или жажду, ожидая благоприятные условия охоты и т.п. Для человека, который является общественной настолько же, насколько и природно-биологическим существом, дополнительным регулятивным механизмом, который сдерживает немедленное удовлетворение, является культура.

 

Так, как представлял себе Фрейд, культура и цивилизация выполняют следующие функции:

 

— Защита от сил природы через «линии обороны» (сейчас мы скажем: через технологии);

 

— Регулирование и реґламентування взаимодействия между людьми через правила и организацию сожительства;

 

— Прагматическое и утилитарное создание избытка и роскоши материальных благ, а также эстетичности, как повышение субъективного ощущения «качества жизни».

 

— Кроме этого, культура является пространством для сублимации неудовлетворенных потребностей, то есть пространством для общественно значимой, ценностной и полезной трансформации естественных потребностей, которые не могут быть удовлетворены прямым образом (например аґресивні и деструктивные потребности или безграничное удовольствие либидо).

 

Культура вырабатывает в нас специальный механизм сдерживания инстинктивных, естественных потребностей в удовольствии. Этот механизм Фрейд называет «Супер-Эго», что мы понимаем как совесть. Оно формируется как сумма увнутрішнених (інтерналізованих) правил и запретов, переданных нам через родителей, авторитетных лиц и требований и табу, существующих в существующей традиции. А это и есть — также — культурой.

 

Для Фрейда важно и характерно (и для нашего нынешнего рассуждения), что совесть имеет своим следствием постоянное и неуклонное чувство вины (которого, видимо, не имеют животные) за аґресивні и деструктивные влечения, которые являются неотъемлемой частью нашей психической жизни и большую часть которых мы можем реализовывать только в виде бессознательных представлений и фантазий. Фрейд отмечает: «Мы чувствуем себя виновными уже только за то, что представляем приоткрытое зло». При этом Фрейд метко отличает чувство раскаяния и чувства вины. Он говорит: раскаяние является чувством и потребностью извинения и исправления после совершенного факта агрессию, зла или несправедливости, тогда как чувство вины часто возникает еще до такого факта или без него (то есть, в чистой воображении). Необходимость постоянного відреаговування вины имеет двоякую возможность. В случае такого відреаговування в собственный внутренний мир, можем иметь те или иные формы психических нарушений, чаще всего — невротических, тревожных или телесных. Если же мы відреаговуємо чувство вины во внешний реальный мир, то это и приводит к ощущению недовольства обществом и его культурой. Поскольку чувство вины есть везде, где имеет место супер-Эго,а оно в разных проявлениях имеет место почти всегда, даже если и вытесняется в бессознательное и там блокируется, то недовольство культурой было есть и будет всегда. Как одно из доказательств своей концепции Фрейд приводит пример людей, «закованных в моральные предписания и принципы», так называемых моральных перфекционистов, которые блокируют свои чрезмерные аморальные фантазии и импульсы особо жестоким Супер-Эго, то есть совестью, которая постоянно и неуклонно наказывает за любые, даже подсознательные, «вольности». Однако, чувство вины, описанное Фрейдом для анализа культуры нам понадобится еще в конце.

 

Фрейд далее вполне оправданно выделяет три источника недовольства и страдания:

 

— Человеческое тело — слабое, болезненное и смертное.

 

— Мир природы, которой мы управлять в полной мере не можем (катастрофы, катаклизмы, законы функционирования.

 

— Социальные отношения, правила общежития, право — словом все, что ограничивает непосредственное удовольствие.

 

Из этих трех источников первые два являются неуклонными и нам по-сути, мало подвластными. Зато третье — социальные отношения — дает нам понять, что мы не можем организовать свою культуру так, чтобы недовольство могли бы избежать все люди одновременно. От этого Фрейд приходит к одной из главных гипотез культуры: причина, почему мы не в состоянии избежать социального недовольства, лежит не в социальных детерминантах, а в том, что в основе культуры лежит и часть нашей человеческой психо-биологической природы, то есть наша потребность удовлетворять инстинктивную и бессознательную часть влечений и желаний. Другими словами, конфликты в культуре является отражением сознательно-бессознательных конфликтов человека как такового. А эти конфликты являются неуклонными. Следовательно, культура не может быть бесконфликтной.

 

В связи с этим возникает следующее положение концепции Фрейда: задача зрелого, взрослого человека является избегание неудовольствия, фрустрации и страдания, и это избегание постепенно заменяет собой стремление к удовлетворению, которое отходит на задний план. Так сказать, гедонизм и наслаждение усиливают бессознательное страдание. Следовательно, человек избирает три основных пути для ухода от страдания и недовольства:

 

— посильная отвлечения, при котором мы направляем наши потребности и желания и конструктивную деятельность, сублімуючи психическую энергию либидо и агрессии. Это — наука, филантропия, высокий профессионализм;

 

— эрзац удовлетворенияв виде различных компенсаций недовольство. Это все формы социальных иллюзийвласть, религиозный фанатизм, богатство, бегство в мир эстетики;

 

— интоксикации и бегство от фрустрации. Это алкоголь, наркотики, другие зависимости.

 

Сегодня, пожалуй, Фрейд добавил бы еще одну форму, современную и найрозповсюдженішу — избегание реальности за счет виртуального мира цифровых технологий. Эта форма отличается тем, что при ней возможно частичное и довольно ощутимое удовольствие в одной или нескольких модальностях чувств (слух и зрение, телесная имитация, слух и зрение, одним словом 3-, 4-, 5-D имитация). Особенностью и отличием от предыдущей, интоксикационной стратегии, заключается в том, что при виртуальной бегства от реальности мы имеем иллюзию полного контроля и управления природой виртуальности, чего Фрейд не мог предвидеть.

 

Другими словами, формула Фрейда — от удовольствия к избеганию страдания и фрустрации, мы же переходим в другую формулу — от страдания к ощутимому, хотя и неполного удовлетворения.

 

И здесь, мне хотелось бы перейти к последней части, к современному и наиболее противоречивого наследия Фрейда — его отношение относительно религий, сформулированного в очерке «Будущее одной иллюзии». Не прибегая к самой работе, стоит отметить только самое важное. Прежде всего то, что на религию Фрейд возлагает такие задачи: примирение с могучей и грозной природой через веру в спасение, примирение с неухильністю судьбы и фактом смерти через веру в бессмертие и утешение в вечном блаженстве после жизни, наполненной страданиями и запретами культуры. Во-вторых, то, что Фрейд предполагал постепенное исчезновение религий по мере того, как человечество будет укреплять рациональное познание и убедительность науки. При этом он предусмотрительно предостерегает, что возможно и ошибается, поскольку все его выводы относительно иллюзорности обещаний религий основаны на несовершенном знании.

 

В этом контексте мне хотелось бы добавить собственное наблюдение. Оно уже размещено на сайте «Збруча», поэтому торкнусь этой теме лишь тезисно.

А мой тезис таков: мировой универсальный Дух нынешняя культура называет Информацией и строит вокруг нее современную анти-религию. До нее возникает такой вопрос: не история так распорядилась, что мировоззренческие представления античности, в частности Пифагора, начинают в современном мире свою новую жизнь?

 

Речь идет о формировании своеобразной и — как бы это парадоксально не звучало — “рационализированной веры в безграничные возможности информации. Потому что она — информация как таковая — кроме скороминучої рекламы и всякой другой социальной суґестії, заставляет нынешнее человечество, с одной стороны всматриваться с надеждой в перспективу искусственного бессмертия, а с другой стороны — задумываться над перспективой своего выживания перед угрозой самодостаточного и неконтролируемого нами искусственного разума. А это, как отмечал Фрейд — одна из самых основных функций религиозной культуры.

 

По-сути, получается так, что информация привела современную культуру к формированию гибридного мировоззрения, сотканного из рационально-научных теорий, иррациональной веры в силу этих теорий и недоверия до тех ценностей, которые традиционная религия до сих пор несет с собой. Такое мировоззрение вполне мог бы заслуживать название “анти-религия”.

 

Как сказал бы сегодня Фрейд, отталкиваясь от своего видения культуры и религии, которые он меньше рассматривал через призму социальных процессов и рассматривая их через призму психологии человека: информация является еще одной большой иллюзией культуры, прикликаною обеспечивать идеализированные потребности человека в противостоянии с природой и смертью.

 

 

Лекция прочитана 4 мая 2017 года во Львове при массовом скоплении народа.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика