Новостная лента

Не бойтесь

04.01.2016

Либеральная демократия, несмотря на поток национализма, что сейчас течет, ширится. Большие тирании лежат в руинах. Или лягут

 

 

«Это были лучшие времена, это были худшие времена. Возраст ума и век безумия». Этими словами начинает Чарльз Диккенс «Повесть о двух городах». Нельзя, к сожалению, этого сказать про нашу страшную сутки. Люди столетиями взаимно уничтожали друг друга, однако чин Аттилы, Чингисхана или Наполеона (который начал массово убивать), а даже масакра армян бледнеют перед русской революцией и ее последствиями — страданиями, пытками и убийствами, которые мы можем сложить к ногам Ленина, Сталина, Гитлера, Mao и Пол Пота. Это не было стихийное бедствие, а преступление человек, которому можно было предотвратить, независимо от того, что думают сторонники теории исторического детерминизма.

 

* * *

Я являюсь очень старым человеком, пережил почти все столетия. Я жил спокойно, безопасно и почти стидаюсь этого, видячи, что выпало стольким людям. Не я историком, поэтому не могу компетентно высказываться о причинах этих ужасов. Но могу попробовать.

 

Это не было следствием обычных человеческих ресентиментів, как назвал их Спиноза: страх, жадность, племенная ненависть, зависть и жажда власти — хотя очевидно и эти чувства сыграли свою злую роль. В наши времена эти страхи породили идеи, а скорее одна конкретная идея. Парадоксально, что Карл Маркс, который обесценил идеи, противопоставляя их безличным общественно-экономическим силам, своими писаниями переіначив целое XX столетие как в направлении того, что хотел вызвать, так и того, что оказалось нежелательной реакцией. В одном из своих знаменитых стихотворений немецкий поэт Гейне остерегает, чтобы мы не пренебрегли голос кабинетного философа. Кант, как он утверждал, уничтожил теологию, но Робеспьер не должен был рубить голову французскому королю.

 

Как предсказал Кант, в определенный день вооруженные ученики немецких философов — Фихте, Шеллинга и других отцов-основателей немецкого национализма — пожертвовали средства нам ужасы фанатичной деструкции образований европейской культуры, на фоне которой французская революция выглядит детской забавой. Может я злоупотребляю немецкими метафізиками, но главная мысль Гейне сохраняет свою важность — нацистская идеология была выкидышем немецкого антипросвітницької реакции. Есть люди, что готовы убивать и калечить других под влиянием слов тех, кто знает, что можно на этом мире достичь совершенства.

 

Кто верит в существование решения всех проблем, верит в то, что можно придумать идеальное общество, которое люди построят, только сделают все необходимое, тот придет к неизбежному выводу, что не имеет цены, которую не стоило бы заплатить за открытые ворота в рай. Только злые и глупые сопротивляются, когда им об’явлюють определенные простые дела. Упрямых надо убедить, непереконаних должен обуздать право, а если этого не хватит, надо будет заставить, а даже силой.

 

Ленин поверил в это, прочитав «Капитал», и с тех пор учил, что цель — справедливое, мирное, свободное общество — можно достичь надлежащими ресурсами — тогда эта цель оправдывает все необходимые методы, дословно все.

 

Сути этого мышления является убеждение, что важнейшие человеческие — индивидуальные и коллективные — проблемы имеют единый правдивый решение, и надо его найти, а те, что нашли, становятся лидерами, слово которых является законом.

 

Мысль, что на каждое правдивое вопрос есть только один правдивый ответ —это весьма старое философское убеждение. Великие афинские философы, евреи и христиане, мыслители ренессанса и Париж Людовика XIV, французские радикальные реформаторы XVIII века и революционеры XIX века — независимо от того, что очень отличались в том, какая это должна быть ответ — все они были убеждены, что знают ответ и что только человеческая злость и глупость стоят на пути осуществления идеала.

 

* * *

 

Эта мысль является фальшивой не только потому, что есть разные решения, предлагаемые различными школами общественного мнения, из которых ни одного не удастся рационально обосновать, а и из более глубоких причин. Фундаментальные ценности, которых придерживаются большинство людей в большинстве мест и времен, хоть не вполне универсальны, не всегда также сочетаются в коґезійну, гармоничную структуру. Одни объединяются, а другое — нет. Люди всегда стремились к свободе, безопасности, равенства, счастья, справедливости, знаний и т.д.

 

Однако полную свободу невозможно согласовать с полным равенством — полная свобода значит, что волки съедят овец. Полное равенство значит, что нужно ограничить свободы, чтобы не позволить здібнішим и талантливее обогнать тех худших, что проиграли в условиях свободной конкуренции. Безопасность, ни, скажем себе искренне, свободу невозможно гарантировать, если мы позволим их беспрепятственно взвешивать. Между тем не каждый хочет безопасности и мира, кто бы тогда искал славы на поле боя или в опасном спорте.

 

Справедливость всегда была человеческим идеалом, но не всегда она идет в паре с добротой. Творческое воображение, спонтанічність, хоть тресни, не всегда удастся согласовать с необходимостью планирования, организации, ответственных расчетов. Самые благородные цели, которыми являются знания и стремление к правде, невозможно полностью согласовать со счастьем и свободой деятельности, которым мы стремимся, потому что даже, если я буду знать правду, что имею неизлечимую болезнь, то не буду из-за этого счастливее или свободнее. Всегда я должен выбирать — между спокойствием а возбуждением, между знаниями, а наслаждением незнание и т.д.

 

* * *

 

Итак, что мы имеем сделать, чтобы унять приверженцев тех или иных ценностей, из которых каждый стремится пренебречь остальные, потому что видит только конечную, славную цель?

 

Имею на это только такой ответ, что фундаментальные ценности требуют компромиссов и уступок — согласований, необходимых для того, чтобы не произошло худшее. Столько-то свободы за столько-то женщин, столько-то свободы слова за столько-то безопасности, столько-то справедливости за столько-то сочувствие. Определенные ценности являются несовместимые цели, к которым стремятся люди, выходящие с нашей общей человеческой природы, однако их воплощение должно быть в какой-то степени контролируемым — свобода и стремление к счастью не является, повторю, полностью совместимыми, так же как не являются ими свобода, равенство или братство.

 

Поэтому мы должны примерять, неґоціювати, заключать компромиссы и предотвращать уничтожение одних органических форм другими. Знаю, что это не тот флаг, под которым охотно будут маршировать молодые мужчины и женщины, — это слишком розважне, слишком буржуазное, это не вызывает общие эмоции. Однако, поверьте мне, мы не можем иметь все, что хотим. Если мы в поисках единого идеала это возразим, то будем тянуться по насилие. А потом по яйца, чтобы их разбить; но яичницы не видно; видно только множество яиц, человеческих екзистенцій, которые так легко оборвать.

 

Под конец моей долгой жизни начинает зоріти понимание того, о чем говорю. Рациональность, толерантность, как они редкая в истории, не является чем-то презренным. Либеральная демократия — все-таки, несмотря на нынешний фанатичный поток фундаменталистского национализма — ширится. Большие тирании лежат в руинах или лягут, потому что и в Китае уже светает.

 

Радуюсь, что вы, к которым обращаюсь, увидите XXI века, которое, уверен, будет лучшими временами для человечества, чем было мое страшное века. Ґратулюю вас, потому что счастливая судьба становится вашим уделом; сожалею, что я не увижу этого ясного будущего, которое — я уверен — поступает.

 

Текст прочитан от имени Берлина 25 ноября 1994 г. в Университете Торонто во время торжества предоставления ему honoris causa в области права. В письме к приятелю обозначил его как свое «короткое кредо».

Название и сокращение — от «Ґазети Избирательной».

 

Сэр Исайя Берлин (1909-97) — британский философ, соавтор современного либерализма, дипломат. Автор в т.ч. «Карл Маркс. Его жизнь и среда»(1939), «The Age of Enlightenment»(«Век просвещения», 1956), «Четыре эссе о свободе»(1969).

 

Sir Isaiah Berlin
Nie się lękajcie
Gazeta Wyborcza, 31.12.2016
Перевод О.Д.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика