Новостная лента

Неутомимый «богеміст» Моле

17.12.2015

 

15 декабря исполняется 125 лет, как во Львове увидел свет известный украинский историк, архивист, краевед, искусствовед, художественный критик, публицист, издатель и редактор Николай Голубец.

 

Николай Голубец (с сайта http://artes-almanac.in.ua)

 

 

Николай Голубец – фигура чрезвычайно интересная и заметная в культурной среде межвоенного Львова. В тогдашних художественных кругах был более известен как Моле и имел репутацию неисправимого оптимиста и энтузиаста издательского дела. Как сам писал, довольно рано попал в круговорот украинского часописного промысла и журналистики» и уже вырваться из него не смог – в итоге стал редактором и издателем более десятка периодических изданий. И хотя приятели частенько кпили с Моля, что все его газеты и журналы «хоть были невиновны, но были осуждены на смерть», «богеміст» в лучшем смысле этого слова» (по определению Ивана Кедрина) продолжал «болеть» на издательскую «хоробу» и иронизировал, что если бы имел деньги, то «выдавал бы – деньги, а не ґазету».

 

Николай Голубец. Дружеский шарж П.Ковжуна

 

 

Родился во Львове, учился во Львовской академической гимназии, с детства был бойким и энергичным мальчишкой. Еще с гимназических лет имел тонкое чувство юмора и развил в себе талант карикатуриста, а потому «за «памфлетики» и карикатуры «ненавидимых профессоров» сидел не один час в «карцере». Продолжал образование в Академии искусств в Кракове, затем в Львовском и Венском университетах. В печати дебютировал в 1909 году.

 

Вскоре после того, как в 1913 году во Львове под редакцией Степана Терлецкого получилось первый номер иллюстрированного журнала «Жало» (1913-1914), в редакции присоединился М.Голубец, который в выходных данных подписывался псевдонимом Марко Вильшина. Новое издание имело целью восполнить пробел в сатирически-юмористической прессе, которая образовалась после закрытия журнала «Комар» (1900-1905), и культивировать «в украинских домах и в украинской громады» здоровый и естественный юмор, легкую, но меткое «под меру здоровой критики» сатиру. Под редакцией Н.Голубца вышли последние числа текущего года, а с января 1914 года он передал редакторство Порфира Буняку.

 

Первая полоса 2-го числа журнала «Жало» за 1913 год

 

 

В этот же период был активным сотрудником и членом редакционных комитетов ряда львовских журналов – литературно-научного еженедельника «Недїля» (1911-1912), редактируемого в разное время Василием Щуратом, Ярославом Весоловским и Владимиром Бачинским; газеты «Новое Слово» (1912-1915), выходившая под редакцией Лонгина Цегельского и Федя Федорціва; литературно-научного журнала для украинских семей «Иллюстрированная Украина» (1912-1914), который редактировали Иван Крипьякевич, впоследствии Богдан Катамай.

 

Первая полоса первого номера журнала «Иллюстрированная Украина» за 1913 год

 

 

С началом Первой мировой войны добровольцем ушел на фронт – воевал в рядах Украинских сечевых стрельцов, входил в состав Прессовой квартиры (вспомогательная культурно-просветительная формация УСС).

 

Николай Голубец, 1915-1919 годы

 

 

В декабре 1915 года по инициативе Прессовой квартиры и финансовой поддержки Прессового фонда во Львове было восстановлено студенческий журнал «Пути» (1913-1914) как орган украинского стрельцов в расширенном тематическом формате – немало внимания редакция уделяет искусствоведческой проблематике, а в конце 1916 года «Пути» стали «иллюстрированным месячником лїтератури, искусства и общественной жизни». Официально издателем и начальным редактором в 1915-1918 годах был Федь Федорцив, но есть сведения, что фактически журнал редактировал Николай Голубец, что и обусловило особую заинтересованность редакции художественными проблемами. Военные обстоятельства обострили и без того непростые издательские реалии (отсутствие бумаги), поэтому последнее число «Путей» датированное январем–июнем 1918 года.

 

Обложка поколения (1915-1916 годы) журнала «Пути»

 

 

В то же время 1917 года.Голубец решил возобновить после 10-летнего перерыва издание иллюстрированного журнала для украинских семей «Мир», который выходил во Львове в течение 1906-1907 годов, и 15 февраля выпустил по своей редакцией первый номер одноименного иллюстрированного ежемесячника литературы и искусства. По сути, это был первый самостоятельный прессовый проект М.Голубца.

 

Первая полоса первого номера журнала «Мир» за 1917 год

 

 

Восстановленный «Мир» должен быть посвящен прежде всего двум темам – украинском стрілецтву и украинской артистической культуре. Голубцеві удалось собрать под одной «крышей» коллег из Прессовой квартиры – Андрея Бабьюк (более известный под псевдонимом Мирослав Ирчан), Василия Дзіковського, Льва Лепкого, Романа Купчинского, Юрия Шкрумеляка, а также известных в то время ученых – Василия Щурата и Ивана Крипякевича. Последнее число месячника вышло в марте 1918 года – до его закрытия, привели не только финансовые проблемы, но и политические события, в частности обострение украинско-польского противостояния.

 

Кружок Прессовой Кватира в полку УСС, июль 1916 г. Слева направо: Г.Купчинский, И.Иванец,.Оробец, В.Дзиковский, Л.Лепкий, Т.Моисеевич

 

 

С конца 1918 года Н.Голубец – командир четы Украинской галицкой армии, участвовал в боях против поляков под Львовом на Яновском отрезке. 1919 года редактировал двухнедельник «Золочевское Слово» (1918-1919), который был органом командования Золочевского военного округа.

 

Первая полоса восьмого номера газеты «Золочевское Слово» за 1919 год

 

 

После завершения военных событий с головой нырнул в омут литературно-художественной жизни, а именно в редакционно-издательскую деятельность. Михаил Рудницкий считал, что Н.Голубец имел особый журналистский талант – «умел написать политическую передовицу, большой фельетон на художественную или историческую тему, рассказы, малый фельетон и подкопить интересную «всячину»». Бывали времена, когда Моле терял место работы через собственную принципиальность в определенных профессиональных моментах, однако как врожденный оптимист никогда не падал духом и брался за другую работу. Не последнюю роль в его жизни играло невероятное чувство юмора, которое не покидало публициста даже в самые тяжелые минуты жизни.

 

Ред. Голубец: Ого! Зацепил себе гнездо шершенів!… Рис. Е.Казака

 

 

Уже в мае 1920 года неутомимый издатель снова решился на отчаянный шаг и инициировал начало культурологического журнала «Жизнь и Искусство». В редакционной коллегии позвал Федя Федорцева, Степана Чарнецкого и Михаила Струтинского, который подписывался за издателя и ответственного редактора. По своей концепции «Жизнь и Искусство» продолжало традиции возобновленного «Мира». Несмотря на оптимистические прогнозы Г.Голубца, издание не вызвало особого интереса среди тогдашнего галицкого гражданства, которое еще не успело оправиться после оккупации украинских земель Польшей, и поэтому без должной материальной поддержки получилось только 8 чисел «Жизни и Искусства» (последнее – ч. 6/7/8 – датировано октябрем–декабрем 1920 года).

 

Первая полоса первого номера журнала «Жизнь и Искусство» за 1920 год

 

 

Самый активный и наиболее плодотворный творческий период в жизни.Голубца начался с приездом во Львов известных художников из Приднепровья (Петра Холодного с сыном, Павла Ковжуна, Владимира Сичинского, Николая Бутовича, Роберта Лисовского, Юрия Магалевського, Сергея Тимошенко) и началом 1921 года Кружка деятелей украинского искусства (ГДУМ). Новосозданное объединение стало своеобразным центром консолидации для территориально разрозненных украинских художников.

 

Украинские художники и литераторы, Львов, 1921 год. Слева направо, сидят в первом ряду: Павел Ковжун, Александр Загаров, Николай Голубец; второй ряд: Дарья Виконська (Каролина Малицкая), Петр Холодный, ст. М.Ковжунова; третий ряд: Юрий Магалевський, Владимир Сичинский, Дмитрий Донцов, Федь Федорцив, Михаил Струтинский

 

 

В марте 1923 года по замыслу и редакцией Н.Голубца получилось первое число сатирически-юмористического журнала «Маски», к которому перешли бывшие «будяківці», которые стали «богемістами»: Роман Купчинский, Лев Лепкий, Павел Ковжун. Также присоединились Михаил Рудницкий, Роберт Лисовский и Клим Полищук. Хотя редакция планировала расширить круг подписчиков, привлекая к поддержке издания украинских эмигрантов, «Маски» погасли на 5-м числе.

 

Первая полоса третьего номера журнала «Маски» за 1923 год

 

 

В 1924-1925 годах М.Голубец отвечал за редакцию восстановленной во Львове после военных событий газеты «Свобода», которая с перерывами выходила от 1897 года и имела отчетливо национально-патриотическое направление.

 

В октябре 1926 года издатель снова взялся за реализации дорогостоящего прессового проекта – первого межвоенного профессионального художественного журнала в Галичине под названием «Украинское Искусство». Помогли ему в этом общественно-культурный деятель и издатель Евгений Архипенко, брат скульптора Александра Архипенко, и приятели-художники. Журнал имел целью популяризировать творчество молодых украинских художников и освещать достижения украинских художников и искусствоведов за рубежом. Вокруг вновь созданного издания сплотились Дмитрий Андриевский, Владимир Залозецкий, Павел Ковжун, Владимир Сичинский, что уже было залогом его успеха – появление журнала благосклонно восприняла галицкая и зарубежная пресса. Несмотря на ожидания М.Голубца и его неоднократные попытки «спасти издание от закрытия, свет увидело лишь три числа месячника, последнее – в декабре 1926 года.

 

Первая полоса первого номера журнала «Украинское Искусство» за 1926 год

 

 

О том, насколько трудно было М.Голубцеві осуществлять свои издательские замыслы, узнаем из его переписки с художницей Еленой Кульчицькою. В письме от 29 июля 1926 года издатель сообщал, что проект издания «Украинского Искусства» оказался настолько дорогостоящим, что ему оставалось «или зрезиґнувати с него, или издавать за свой счет». Обычно издатель выбирал последнее – время от времени вынужден был к себе «примінювати принудительную голодовку» и искать поддержки среди «художников и людей близких к искусству». Имея жизнерадостную натуру, никогда не разочаровывался, когда его журналы закрывались, тут же выстраивал в воображении новый прессовый проект и размышлял над его воплощением. Пытался делать свои печатные органы интересными и открытыми для читателей.

 

Целевич и концерн «Украинская пресса» [Иван Тиктор, Юра Шкрумеляк, Дмитрий Поджигателей, Николай Голубец]. Рис. Е.Казака

 

 

Еще в середине 1920-х гг. М.Голубец начал сотрудничество с самым мощным в тогдашней Галичине украинским издательством – концерном «Украинская пресса». М.Голубец был непосредственно причастен к масштабных издательских проектов «Большая история Украины от древнейших времен до 1923 года» и «История украинской культуры», реализованных по инициативе и на средства владельца концерна Ивана Тиктора, человека исключительных менеджерских способностей и организаторского таланта. Входил в состав редакционных коллегий и был сотрудником печатных органов издательства – газет «Новое Время» и «Наш Флаг». Вероятно, М.Голубец имел непосредственное отношение к редактирование еженедельного приложения «Литература и Искусство», который печатался на страницах «Нового Времени» от мая 1928 года до декабря 1931 года и имел самостоятельную нумерацию чисел.

 

Первая полоса 4-го номера газеты «Наш Флаг» за 1933 год

 

 

В 1928 году М.Голубец, скрываясь под псевдонимом Гнат Елияшевський (происходит от фамилии отца, а. Богдана Еліяшевського), взялся за редактирование вновь созданного иллюстрированного еженедельника «Воскресенье», который имел целью удовлетворять информационные потребности семей и наиболее полно, різнобарвніше (часто сенсационно) освещать политическую и общественно-культурной жизни на украинских землях. Состоял на должности ответственного редактора журнала до середины 1931 года, а дальше передал руководство Романа Голіяну, продолжая активно писать на страницах «Воскресенья».

 

Первая полоса первого номера еженедельника «Воскресенье» за 1928 год

 

 

В апреле 1931 года.Голубец выпустил первое и единственное число литературно-художественного приложения к «Воскресенье» под названием «Мир», который, по сути, должен был стать преемником издаваемого им в 1917-1918 годах одноименного издания. К такому шагу издателя побудили многочисленные просьбы читателей «старого» «Мира» продолжить «историко-художественную, белєтристично-мемуарную и краеведческую линию». Несмотря на ожидания издателя, запланированный прессовый проект не заинтересовал читательской общественности Галичины и стал очередной ефемеридою (так называли журналы, которые исчезали сразу после начала).

 

Первая полоса первого номера журнала «Мир» за 1931 год

 

 

В сентябре 1931 года, несмотря на серьезные материальные лишения, М.Голубец инициировал появление информационного еженедельника «Время», который должен быть интересен для всех, без оглядки на положение, профессию, уровень образования, а даже ріжниці убеждений». Вокруг журнала сплотились Антон Стефанишин (известный под псевдонимом Антон Страж), Ярослав Курдыдык, Маркиян Терлецкий, Олесь Бабий, Юрий Студинский и др. Издание было положительно воспринято галицким украинством и имело немало подписчиков, однако «без закладового» капитала, одним лишь упорством и настойчивостью редакционного комитета его удержать не удалось – последнее число вышло в марте 1932 года.

 

Как и полагается оптимисту, уже в октябре 1932 года.Голубец стал ответственным редактором нового прессового проекта – иллюстрированного еженедельника для села и города «Новое Слово», которое адресовано самым широким кругам «украинской національнодумаючої интеллигенции и мещанства». Правда, с третьего числа редакторство новосозданного журнала перенял Емельян Дубецкий, а М.Голубец сосредоточился на журналистской деятельности в области культурологии и искусствоведения. Как художественный критик и публицист выступал на страницах большинства межвоенных журналов национального направления, среди которых стоит упомянуть «Дело», «Литература. Искусство. Наука», «Литературно-Научный Вестник», «Искусство», «Митусе», «Украинский Вестник» и др.

 

Первая полоса первого номера еженедельника «Новое Слово» за 1932 год

 

 

С 1939 года работал в Львовском городском архиве. Во время немецкой оккупации, пытаясь сохранить культурную жизнь Львова, способствовал открытию творческих союзов, как Союз украинских изобразительных художников, Союза украинских журналистов, возглавил Литературно-художественный клуб, который координировал работу вновь созданных художественных объединений. Как всегда, имел кучу новых планов и идей, но их оборвала досадная болезнь и неожиданная смерть 22 мая 1942 года.

 

За жизнь написал более 80 книг и более 1500 статей. Чаще всего «жил» в кафе, в редакциях и библиотеках, в руках всегда держал перо, которое не переставало писать. Носил на носу очки и только сквозь них видел мир, свой, особый, – принадлежал к людям, «которые смотрят на все и не видят вашего носа, зато видят вашу душу, которую слышат и которую могут полно убеждающее выразить».

 

Выступление Николая Голубца на открытии выставки, Львов, 1930-е годы

 

 

Николай Голубец – человек исключительной энергии и несгибаемого оптимизма, которому, несмотря на насмешки и неблагоприятные общественно-культурные реалии, неоднократно удавалось реализовывать недешевые печатные проекты. Любил искусство и хотел, чтобы родные художественные образцы выходили наилучшие, чтобы они могли стоять наравне с художественными произведениями счастливых народов с богатой культурой». Как писал о нем театровед Григорий Лужницький, принадлежал к тем фигурам, «которые хоть своим творчеством жизнь изменить не смогли, но которых и жизнь взять под ноги не смогло». В памяти современников этот смуглый мужчина с густыми кудрявыми волосами и улыбкой скептика так и остался неисправимым романтиком, сильным пером журналистом, хорошим рассказчиком-повістярем, но в первую очередь – искренним и верным приятелем.

 

 

Источники:

 

Иванец И. Выдающийся искусствовед // Львовские Вести. – 1941. – № 113. – С. 5.

 

История украинской культуры / В.А.Качкан, А.Бы.Величко, Н.М.Божко и др. – К., 2014. – 368 с.

 

Кедрин И. Жизнь – события – люди. Воспоминания и комментарии. – Ню Йорк, 1976.

 

Кичура Л. М.Голубец – участник коммуникативных и прессо-издательских процессов Галичины 20-30-х гг. ХХ ст. // Журналистика, филология, медиа-образование: сб. наук. доп.: в 2 т. – Полтава, 2009. – Т. 1.

 

Николай Голубец: біобіліограф. покажч. / уклад. С.П.Костюк. – Львов, 2005. – 150 с.

 

Нигрицький Л. [Лужницький Г.] Неисправимый романтик // Львовские Вести. – 1941. – №113. – С. 5.

 

Нижанковский Бы. «Двенадцатка». Младшая львовская богема тридцатых годов // Современность. – 1986. – Ч. 1. – С. 33-40.

 

Рудницкий Н. Неутомимый работник пера. Николай Голубец (1891-1942) // Львовские Вести. – 1942. – Ч. 113. – С. 5.

 

Сницарчук Л.В. Украинская сатирически-юмористическая пресса Галичины 20-30-х гг. ХХ ст.: Историко-функциональный аспект и интерпретационные особенности / Лидия В. Сницарчук. — Львов, 2001. — 240 с.

 

Стефанишин Т. Редакторская и издательская деятельность Николая Голубца в области культурологии («Мир», 1917-1918; «Жизнь и искусство», 1920; «Украинское искусство», 1926) / Тарас Стефанишин // Записки Львовской научной библиотеки им. В.Стефаника. — Львов, 2008. — Вып. 1 (16). — С. 158-166.

 

Украинские журналы Львова 1848-1939 гг.: ист.-библиогр. исслед.: в 3 т. / уклад. М.М.Романюк (рук. проекта), М.В.Галушко. – Львов, 2001-2003. – Т. 1: 1848-1900 гг. – 744 с.; Т. 2: 1901-1919 гг. – 692 с.; Т. 3, кн. 1: 1920-1928 гг. – 912 с.; Т. 3, кн. 2: 1929-1939 гг. – 928 с.

 

В.С. Человек в очках // Украинский Голос. – 1942. – Ч. 24. – С. 3.

 

 

Фотографии:

 

Летіло 40 сорок: Литературные анекдоты об известных украинских писателей, художников, политиков и художественные и общественно-политические события 20-30-х гг. ХХ ст. / сост. и лит. ред. Василия Габора. – Львов, 2015. – 170 с.

 

Львов: Литературно-художественный сборник: В 700-ю годовщину основания Княжеского города. – Филадельфия; Киев, 1954. – 176 с.

 

Липовецкий Сек. Лица победы (стрелковые фотографии), 2012 – 94 с.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика