Новостная лента

Новый призрак бродит по Европе

27.09.2015

Экономист Николай Кульбака о том, что проблема исламского терроризма повторяет проблему пролетарской революции

 

 

Начало XXI века стал для многих очень шокирующим. Стабильный, здавалобся, мир стал вдруг распадаться под тяжестью немыслимых ранее проблем. Европу захлестнула волна мигрантов, развитые страны вынуждены защищаться от внезапного появления исламского терроризма. Возникающие проблемы кажутся пугливо новыми, неожиданными и неразрешимыми. Однако нет в них параллелей в прошлом, которое уже подзабылось, но от этого не перестало быть актуальным?

 

Чтобы понять это, попробуем вернуться немного больше чем на 200 лет назад. XIX век Европа встретила в условиях быстрого развития промышленной революции, которая сопровождалась бурным ростом городского населения. За первую половину XIX века уровень урбанизации в Европе вырос более, чем на 60%. До этого в течение почти трех веков доля городского населения оставалась практически неизменной.

 

Итак, города пополнились новыми обитателями. В основном это были бывшие крестьяне, которые потеряли средства к существованию и вынуждены были искать лучшей доли в городах, где на тот момент проживало довольно обеспечено по сельским меркам населения — торговцы, ремесленники, чиновники. Практически в любой стране уровень жизни горожан намного превышал уровень жизни основной массы крестьян.

 

Нищие крестьяне, выброшенные из привычной среды, пытались встроиться в городскую среду. Однако для городских жителей начала XIX века обедневшие крестьяне были нагло «понаехавших» чужаками, что отбирали работу у старожилов, претендовали на их неотъемлемые права и ресурсы. Они иначе одевались, не так говорили, не знали реалий чужого им городской жизни и для степенных мещан автоматически превращались в изгоев. И хотя большая часть бывших крестьян находила себе работу на фабриках и заводах, что открывались повсеместно, из них формировалось городское дно — бандиты, грабители, нищие, продажные женщины.

 

Следовательно, растущие города привлекают первое поколение крестьян, которые помнят свое сельское жизни и имеют возможность сравнивать нынешнее существование с потерянным сельским бытом. Они стали горожанами, их доходы выросли, у них появились семьи, выросли дети. Однако дети первого поколения «понаехавших» крестьян оказались в достаточно сложной ситуации. Большинство из них не смогла стать зажиточными горожанами, оставшись малокваліфікованою рабочей силой без каких-либо шансов повысить свой статус в городе и, соответственно, свой доход. Для старых мещан они были так же чужды, как и их родители, чью судьбу им, скорее всего, надо было повторить. И это все на фоне все более богатого города, которое выглядело заманчивым и недоступным.

 

Именно это второе поколение бывших крестьян становится порохом революций XIX века. Хватало только поднести к ним спичку. Таким спичкой оказался марксизм, что дал этому неосознанном движения объединительную его идеологию. Все остальное хорошо известно. Эпоха революций, апофеозом которой стал 1917 год, что заставила старую городскую Европу искать пути ассимиляции рабочего класса. Грозная поступь революционного пролетариата стихала по мере роста доходов работников, увеличения их прав и свобод, появлению новых социальных лифтов и расширения политического представительства.

 

Прошло еще 100 лет. Городская среда переварило рабочий класс XIX века, дало ему счастливое и комфортное существование, права и смысл жизни. Однако на улицы города вышли новые «понаехавшие». Для Европы это мигранты из стран Северной Африки и Ближнего Востока, для США — выходцы из Латинской Америки. Если раньше города пополняли жители сел, что были в нескольких днях езды от города, то теперь за эти же несколько дней можно легко добраться из Сирии, Египта или Афганистана до Европы. Точно так же, как и 200 лет назад, новые горожане приехали за более обеспеченной жизнью, но в итоге смогли стать лишь новыми неприкасаемыми. Их дети, которые понимают разрыв между ними и старыми горожанами, снова, как и 200 лет назад, начинают борьбу за свои права. Точно так же, как и 200 лет назад, у них появилась и своя идеология, только теперь это не революционный марксизм, а радикальный ислам.

 

Фактически мы видим новых пролетариев XXI века. Они сильно отличаются от своих предшественников, но с ними их объединяет классовая ненависть к угнетателям, чувство, что им нечего терять, а также общая идеология и интернационализм. Не случайно общей стала фраза, что у современного терроризма нет национальности. И хотя существует убеждение, что история повторяется в виде фарса, то, что мы видим в городах, фарсом отнюдь не является. Это трагический спектакль, что только начинается. Возможно, ему предстоит пройти все стадии, которые прошла борьба пролетариата за свои права в XIX ст. Только теперь все будет происходить гораздо быстрее, потому что мир стал более стремительным и динамичным.

 

Что это означает для нас? Во-первых, надо понимать, что идеология и религия для нового пролетариата — инструменты борьбы, а не ее цель. Во-вторых, идеологически этот новый движение победить будет невозможно. В-третьих, нельзя прекратить новую миграцию, как невозможно было в XIX веке закрыть города от новых жильцов. В-четвертых, нынешняя миграция — это проблема исключительно больших городов, поскольку практически никто из мигрантов не оседает в сельской местности. Поэтому именно нынешнему городскому населению придется переварить новую миграцию и ассимилировать ее. Для этого будут нужны новые социальные лифты, политическое представительство, экономическая интеграция и многое другое. Но чтобы вылечить болезнь, ее необходимо сначала диагностировать. Хочется верить, что совместными усилиями мир современного города сможет побороть и этот недуг, как это было уже много раз.

Автор — кандидат экономических наук

Николай Кульбака
Новый призрак ходит по Европе
Ведомости, 25.09.2016
Отреферировал А.Д.
 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика