Новостная лента

О любви и «Любовь)»

12.02.2017

Любовь бывает разная, вы же знаете. Время такая, как семь океанов воедино; а иногда – во всей своей красе в нескольких квадратных метрах кухни. В руках любовь может держать тюльпаны, в сердце — свет, а в зубах — сигарету. Любовь — листок с кардіограмою. Внутри взрослого — голос ребенка. Ритм человеческого сердца. Любовь бывает разная, и каждый исследует ее по-своему. Театр Леси не смог остаться в стороне от этих поисков, поэтому на его афиши и появилась «Любовь)».

 

 

Спектакль «Любовь)» поставлена режиссером Артемом Усиком по мотивам драмы Леси Украинки «Голубая роза». Цветок цвета неба – чудо не только в природе, но и в литературе, ведь эта работа — первое драматическое произведение Леси Украины и первая психологическая драма в украинской литературе. В «Голубой розе» автор глазами и сердцем своих героев воспроизвела попытки человека найти личное счастье, которое трудно поймать и держать.

 

Написать «Голубую розу» Лесю Украинку побудило желание перемен в украинском театре. Тогдашние молодые украинцы хотели, чтобы репертуар театра был украинским. Пыл молодежи не исчезал и несмотря на отсутствие новых актуальных спектаклей для постановки. Основным мотивом к написанию «Голубой розы» и стало желание автора присоединиться к реформированию репертуара украинского театра.

 

В свои двадцать пять Леси писалось о любви – она и является основной драмы. В центре «Голубой розы» поиски простого человеческого счастья, которое каждый видит по-своему. Все события разворачиваются вокруг главных героев — Любви, которая страдает от наследственного безумия, и влюбленного в нее Ореста. Остальные действующие лица создают свои тропы на фоне. Кто-то готовит препятствия, кто-то решает проблемы, а кто-то не оставляет по себе ничего, кроме личного счастья и безразличия к общему.

 

 

При жизни Леси Украинки это произведение не был признан — «Голубую розу» театралы считали несценичности. Однако в ХХІ веке строки драмы звучат со сцены театра, названного именем автора, хоть все и происходит в неординарный способ. Более века после написания драмы, театр Леси вдохнул в нее новое дыхание в ритме времени и назвал «Голубую розу» «Любовь)».

 

Такой выбор произведения для спектакля Артем Усик трактует тем, что это единственный в жизни Леси Украинки произведение, написанное прозой. Также режиссера заинтересовали герои «Голубой розы»: в действующих лицах автор воплощает не мифических существ (Русалку, Лешего, нявок или Русалку), а украинскую интеллигенцию.

 

Первое, что поражает, — формат действа. Это пластическая постановка. Режиссер — реформатор: у него «Любовь» без слов. Периодически меняется рассказчик, который зачитывает «Голубую розу», а все эмоции, чувства и вариации сюжета актеры передают только своими телами: мимикой, жестами, прикосновениями, танцами и взглядами — как угодно, но без слов. Пожалуй, когда речь идет о любви, то так и должно быть, потому что прежде всего она — пение сердца и химия тела.

 

 

В декорациях — минимализм. Художник театра Леси Денис Богомазов объясняет это тем, что в спектакле задают ритм чувства персонажей, а декорации созданы чисто под характер героев. Музыкальное сопровождение тоже отошел от рамок классики, здесь царит трип-хоп и эмбиент.

 

Акценты расставлены так, что зритель не только слушает и видит, но и чувствует все, что происходит на сцене, теперь он соавтор истории, которая творится здесь и сейчас, потому что он совместно с актерами познает любовь.

 

Как на меня, несмотря на гармонию постановки, не хватило более сильного импульса от актеров во всех изящных движениях. Чтобы с первого взгляда было понятно, что происходит на сцене: это неистовая любовь, или вспять — всепоглощающая равнодушие, или выбор в пользу спокойных отношений без любых американских горок. Замысел спектакля – показать различные интерпретации любви. Одновременно зритель видит палитру разнообразных отношений: преданная и готовая на все любовь, любовь легкая и непринужденная, удобные отношения, которые не вполне ощутили прикосновение любви.

 

Спектакль имеет несколько стерты рамки между актером и зрителем; это сближает людей по обе стороны сцены. С первых секунд возникает вопрос: «Действо продолжается, актеры настраиваются, чтобы попросить выключить мобильные телефоны?». В этом вся святость и тайна «Голубой розы» в театре Леси, ведь акцент поставлен на открытость. Этот спектакль не об игре, а о честности, потому что все мы пытаемся понять, что же такое любовь.

 

На нескольких квадратных метрах сцены переплетается не одна и не две жизненные истории. Это преданная и испуганная перепитиями судьбы Любовь (Оксана Цимбалист) и юноша Орест (Владимир Пантелеев), который готов просто так подарить ей свое сердце: без справки о доходах или слова «спасибо». Это легкая и непринужденная Саня (Рита Гуркач) с ярким макияжем, которая нашла проявление своей любви в отношениях с парнем «а-ля Беверли-Хиллз» Милевським (Назар Павлик). Свои законы в «Любви)» прописывает энергичная госпожа Груїчева, по совместительству мама Ореста. Лепту личной философии вносит Олимпиада Ивановна, старая вдова, которая живет с Любой. В гамму героев входит и врач человеческих душ (Василий Сидорко), который постоянно дышит в направлении Олимпиады Ивановны. Также не обойду вниманием юного литератора Острожина (Юрий Сулик), у которого свои «цены» на любовь, и влюбленного товарища Любви Крицкого.

 

 

Художница по костюмам Полина Карпова метко подобрала каждый образ. Думаю, это удалось потому, что наряд не привлекало лишнего внимания, но четко подчеркивало характер каждого героя. Например, опытности и возраста Олимпиаде Ивановне добавляли очки, а вот розовые тона в одежде демонстрировали в пожилой женщине легкость и непринужденность девушки, которая затеяла себе роман с одним врачом. Любовь и Ореста сочетал красный цвет — их костюмы решены именно в нем. Может, это и есть цвет любви? Лишь нежно-розовые брюки и рубашка врачу остались загадкой.

 

В спектакле «Любовь)» постоянно чувствуется процесс слома рамок и стереотипов. Здесь говорят о небесном и земном, но в особый способ. В конце концов, театр Леси сегодня — это всегда новые вызовы, идеи и проблемы, поэтому и «Любовь)» не ограничилась простым показом. Это спектакль-исследование, и то не просто два слова на афише, а настоящий рейд в поиске себя, в поиске правды и любви. В спектакле актеры ищут любовь в себе, пытаются понять, что она означает, и делятся своим опытом. Любовь бывает разная, и каждый из актеров видит и чувствует ее по-особенному. Для кого — то- это волшебное чувство, когда живешь для другого, много отдаешь и не ждешь никаких благодарностей. Кому-то любовь — это быть обнаженным; не телом, а душой. Это о том, как всегда быть честным. Кое-кто из актеров не помнит уже, сколько лет их браку, и на сцене не раз приходится играть в любовь с другими; но от этого между двумя не угасает чувство, которое живет за пределами театра. Кто-то повествует, что любовь гораздо больше материи, а ее совершенство в Боге. Кто-то считает, что это чувство значит посвятить себя другому человеку. Для кого-то из актеров любовь пока неизведанная, а для кого-то пока забыта. Каждый поделился частичкой своей истории. Такие моменты меня тронули, потому что даже после всех рассказов участников спектакля, я не понимала, действительно ли они рассказали о себе правду. Здесь, со сцены, перед сотней незнакомых людей. Все эти девушки и ребята рассказали о том, что лежит у сердца. Такие моменты заставляют задуматься, что на самом деле театр – это не об игре, придумывание и выдавливание из себя-своих эмоций. Театр – это про правду, с которой мы сталкиваемся, в которой живем, и с которой живем. И, пожалуй, труднее всего рассказать правду со сцены, и принять ее такой, как она есть, в зале.

 

Наиболее трогательным моментом всего спектакля был разговор Ореста и Люби, в которой они снова стали детьми. Думаю, эти детские голоса стали всей чистотой и святостью любви, которую так по-настоящему и так трепетно переживает дитя.

 

Может, вы ищете любовь; а, может, она как раз прорастает цветом где-то возле вашего сердца. Возможно, вы ее уже нашли, но пытаетесь разобраться, как здесь все устроено. Может, вы читали о ней истории, где закладками оставляли обертку от любимой конфеты; а, возможно сами о ней пишете. Как бы там не было — не пропустите любовь и «Любовь)». Просто потому, что все мы нуждаемся в ней.

 

Фото: Andriy Pasternak

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика