Стиль жизни

Обряд Дедов vs Хэллоуин в Польше

02.11.2015

Удастся ли совместить старославянскую традицию с англосаксонским обычаем?

Второго ноября в Польше отмечаются так называемые Задушки, то есть день, когда вспоминают всех умерших. Это давняя традиция, — говорит доктор Гжегож Обой с Кафедры теории современной культуры Силезского университета:

— Эту традицию начал в 988 году святой Одилон Клюнийский, который тогда был аббатом мужского монастыря во французском Клюни. Традиция поминания умерших именно в этот день, второго ноября, приобрела популярность в Европе только в XIII веке. Зато не стоит забывать о том, что начало ноября всегда было важным периодом в старославянской традиции. Тогда отправлялись знаменитые Деды (по польски – Dziady).

Обряд Дедов – это поминание душ умерших. А поминовения умерших было всегда важным элементом старославянского культуры, — напоминает доктор Гжегож Обой. Традиция уходит своими корнями к языческим временам. Например, в Задушки разжигали огромные костры, чтобы отпугнуть злых духов:

— Ведь люди глубоко верили, что в это время души умерших, духи появляются в мире живых и на него влияют. Поэтому, с одной стороны, приглашали умерших – это собственно и разжигание костров, зажигание свечей. Огонь должен осветлить, показать путь душам умерших, чтобы те не потерялись.

А с другой стороны, огонь должен отпугнуть злых духов, запретить им вступление в мир живых. Обряды поминовения умерших в древности проводились несколько раз в год. Как говорит ученый, в некоторых регионах Польши поминовения душ умерших происходило шесть раз в год.

В современной Польше, между тем, все более популярным становится другой обычай ноября – Хэллоуин. Католическая церковь решительно этот обычай критикует, но, тем не менее, все больше домов украшены тыквенными лампадками, а все больше детей – переодетых в маскарадные костюмы – требуют конфет, иначе… будет какая-то шалость…

Вытеснит ли Хэллоуин Дедов и избавит ли Задушкы глубины раздумия над вечностью?

Хэллоуин не подходит польской культуре и христианской традиции, — убежден священник Пшемыслав Сливинский:

— Это своеобразный знак, который показывает, что мы забываем о своей идентичности, а может – не совсем ее понимаем и с ней согласны. Вместо того чтобы реально посмотреть на смерть, понять эту драму и грусть, мы стараемся ее закричать, затмить забавой, которая, во-первых, не имеет ничего общего с действительностью, а во-вторых, мы не учимся осваиваться с болью, которая сопровождает каждую смерть. И когда будут отходить в вечность наши родные, мы просто не сумеем справиться с этой смертью. Смерть – это не развлечения.

Не демонизируйте это поп-культурный праздник, — советует социолог доктор Томаш Ровинский:

— Хэллоуин – это неотъемлемая часть поп-культуры англосаксонского мира. Следует к этому обычаю подходить как к развлечению, а не демонизировать его. Тем более, что сами священники католической церкви в США и англосаксонских странах не слишком озабочены этим праздником и не видят в нем угрозы

С социологом согласен монах, доминиканин Радослав Бронек. Как он говорит, не стоит во всем видеть дьявольский перст:

— Очень часто сложные явления интрепретируются в очень простом ключе, часто люди их демонизируют. Зато я бы не советовал показывать пальцем на тыквы и говорить, что в них скрывается дьявол.

В Польше, в конце концов, шумный Хэллоуин сосуществует с Задушками. Конечно, выбор всегда делаем мы сами, — отмечает доктор Томаш Ровинский:

— Мы несем ответственность за культуру, которая является нашим наследием. Поэтому католики часто веселятся на забавах типа Хэллоуин, а потом хорошо бы было, чтобы они вспомнили умерших, приняли участие в святых мессах и посетили кладбище. Очень важно знать, что мы выбираем, какое культурное наследие ценим. Очень важно также знать, что хотим передать нашим детям.

С поп-культурой бороться трудно, — говорит священник Пшемыслав Сливинский. Поэтому лучше всего – ее каким-то образом освоить, перенять определенные элементы, привлекающие молодежь. Но идея должна быть христианская. Пример? Вот уже несколько лет при польских приходах происходят балы святых. Вместо того чтобы переодеваться в монстров, молодежь устраивает бал, на который переодевается в святых – говорит священник

— Это низовые инициативы. А это свидетельствует о том, что когда верные имеют сильную идентичность, то могут выйти с инициативой таких акций, которые собственно и составляют конкуренцию хэлловинских забав. На этих баллах присутствует христианская истина о смерти. То есть после смерти нас ждет небо или чистилище. Но чистилище тоже ведет к небу.

Бал всех святых состоялся в этом году, в частности, в двух краковских костелах. Молодежь, вместо тыквы в руках, надела оранжевые очки, было чтение Священного Писания, марш со свечами по улицам Кракова, и, наконец, Бал всех святых. Говорит организатор акции Агнешка Хмельовец:

— Мы не против Хэллоуина. Но мы хотели создать альтернативу для всех, кто хотел провести День всех святых (а вернее ночь накануне этого праздника) радостно, позитивно. Собственно, мы придумали этот бал, чтобы поделиться своей положительной энергией и надеждой, которая следует из нашей веры.

В уже упомянутом Кракове состоялся тоже первый в истории концерт на кладбище. Как говорит Вальдемар Доманский, организатор концерта «Memento Vitae», прозвучавший на Раковецком кладбище, цель действа – внести немного радости в Задушки, а также – ответить на вызовы американизации культуры:

— Эта американизация немного омрачает нашу культуру. Поэтому мы подумали, что поэзия и музыка станут вспомогательным средством, чтобы люди задумались над тайной жизни и смерти.

Яна Стемпневич

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика