Новостная лента

Один день из toy piano

17.09.2015

 

Представьте себе: однажды в субботу утром у церкви в селе Рунгури, расположенное возле города Коломыи в предгорье Карпат, два композиторы, Илья Разумейко и Роман Григорьев, исполняют произведения Франсуа Куперена. А впоследствии поднимаются на небольшой холм возле леса, и выполняют Джона Кейджа. И пространство природы превращается в концертный зал – место, где можно творить без рамок. Такой сюрреалистический сюжет напоминает настроение фильмов Эмира Кустурицы. Сперва несколько странно выглядит наигрыши классики возле церкви в селе или на холме. А вместе с тем – в этом есть нечто божественное: стоит лишь вспомнить происхождение и значение нот, которые напрямую связаны с молитвой, небесными и неземными материями.

 

 

Тем не менее, это не фильм Кустурицы. Это один день из toy piano WORLD TOUR – непрерывного уличного перформанса украинских композиторов Ильи Разумейко и Романа Грыгорива.

 

Илья Разумейко комментирует:

 

– Этот проект – антипатетичний и антиглобалістичний. Мы играем музыку композиторов XVIII и XX веков: Джона Кейджа и Доменико Скарлатти, Альфреда Шнитке и Франсуа Куперена – просто на улицах и площадях мегаполисов и городков, которые нам будут встречаться.

 

Франсуа Куперен и Доменико Скарлатти выделялись среди клавесиністів XVIII века, ведь искали новые образы, техники и возможности исполнения произведений на клавесине. Поэтому их произведения выбрали для игрушечного фортепиано, ведь оно (как и клавесин) не имеет педалей. Относительно Альфреда Шнитке и Джона Кейджа, то оба были зачинателями нового мировоззрения в музыке. Для музыкального стиля Альфреда Шнитке характерна новая плюралистическая музыкальная сознании, в которой он использует техники цитирования и аллюзии в музыке. Джон Кейдж был одним из самых смелых экспериментаторов в искусстве ХХ века – одним из его новаторских достижений является изобретение препарированного фортепиано, звук которого можно создать из разнообразных предметов, которые размещаются между струнами и молоточками. Препарированное фортепиано стало потом частью музыкального минимализма, который и воплощается в творческих странствиях украинских композиторов и игрушечного пианино.

 

 

Роман Григорьев и Илья Разумейко продолжают:

 

– Сейчас мы разрабатываем два направления развития проекта. Первый – урбанистический – это проведение перформансов в мегаполисах, городах и городках, где сценой может стать как исторический центр города, так и какая-то нетипичная локация вроде завода, заброшенных зданий, городского транспорта (например, перформанс в помещении котельной «Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго»).

 

Другое направление – экологическое. Здесь нашей сценой становятся природные объекты, горы, леса, пустыни, побережья морей и океанов и т. п (как, например, перформанс в прикарпатских лесах возле села Рунгури, или запланированный на начало сентября 2016 года поход с toy piano на горы Петрос и Говерлу).

 

 

Они создают своеобразный культ маленького сказочного инструмента под названием toy piano, ожививши его всемирными странствиями. Маленькое фортепиано путешествует с композиторами разными городами – случайными, что попадаются им в силу различных обстоятельств. Тур неограниченный во времени – по словам Романа Грыгорива, он может длиться годами.

 

Игрушечное пианино можно считать почти мифическим инструментом в Украине, потому что получить его и поиграть на нем выпадает не многим. Его изготавливают только в Китае, откуда перевозят в США, а уже затем toy piano можно заказать до Вены. Пианино, на котором играют Илья Разумейко и Роман Григорьев, попал к ним именно из Вены, где композиторам инструмент любезно одолжил профессор венской консерватории Карлхайнц Ессл.

 

Сама история маленького фортепиано является довольно необычной. Toy piano – игрушечное пианино с металлическими палочками вместо струн было особенно популярно в Европе в начале XX века. Впоследствии основной производитель этих инструментов – немецкая фирма Shönchut – эмигрировала в США, где композитор Джон Кейдж интегрировал инструмент в сфере музыкального авангарда, написав в 1948 году сюиту для toy piano.

 

Сейчас композиторы успели использовать его в интересном проекте на фестивале Atlas Weekend. Именно игрушечное пианино звучало на премьере сонОпери «непростые» по роману Тараса Прохасько, где композиторы исполняли китайские колыбельные. И это еще не конец: звук игрушечного пианино скоро прозвучит на гогольfest’е. Музыканты планируют использовать его в рамках постановки оперы-цирк «ВАВИЛОН», над которой работают сейчас вместе с Владом Троицким.

 

Фото Дианы Горбань

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика