Новостная лента

Она возродила эмаль

17.09.2015

125 лет назад, 15 сентября 1891 года родилась Елена Кульчицкая, творческое наследие которой является бесценным в истории национальной художественной культуры ХХ века.

 

 

Эмалия – суровый каменный материал, который плястично приспосабливается к духу времени; его техника одна из старейших, что кроет в себе весь мир новых возможностей

 

С искусствоведческой публикации 1930 года.

 

В начале ХХ века декоративно-прикладное искусство на Галичине развивалось в нескольких направлениях – как профессиональный, фабричный (мануфактурный) и народный вид творческой деятельности. Фабрики, кустарные мануфактуры и художественные мастерские разных художественных направлений имели не только обеспечить общество предметами первой необходимости (посуда, ковры и пр), но и создать изысканные предметы роскоши, художественная ценность которых была основана не только на стилевых особенностях различных художественных течений, но и на традициях народного искусства. Именно в начале ХХ века художники-профессионалы обратили особое внимание на народное творчество.

 

В это время произведения народных мастеров (преимущественно небольших мануфактур) были представлены на многих международных и региональных выставках, которые проходили в крупных городах и стали мощным толчком для привлечения художников-профессионалов к работе в керамике, стекле, ткачестве, проектировании интерьеров и мебели, моделировании одежды и аксессуаров, ювелирных изделий.

 

В начале века до прикладного искусства обращаются известные украинские художники Святослав Гординский, Петр Холодный-старший, Федор и Василий Кричевские и другие. Для практической реализации творческих замыслов в различных видах прикладных искусств художники-профессионалы обращались к древним, порой забытых, технологий и материалов, которые предстояло изучать и внедрять в производство. Для того, чтобы должным образом заниматься проектированием художественного произведения, художник-проектант имел профессионально «владеть материалом» (речь идет о хорошо знание технологий его внедрения в воплощение проекта).

 

На эстетические вкусы в декоративно-прикладном искусстве первой трети ХХ века изрядно влияла «сецессия» – стиль, основанный на особой чувственности, тонких изысканных формах, насыщенных цветовых соотношениях. Он господствовал недолго, но его адепты оставили по себе художественно яркие произведения и изобразительного, и прикладного искусств.

 

Развитие украинского изобразительного искусства ХХ века невозможно представить без имени Елены Кульчицкой. Высокий профессионализм, искреннюю любовь к своему народу, самые благородные чувства талантливой и бесконечно трудолюбивого, высокообразованной женщины-художника она сумела воплотить в совершенные артефакты. Судьба даровала ей возможность получить профессиональное образование, научиться идеально владеть многими жанрами искусств. Кульчицкая занималась керамикой и металопластикою, проектировала интерьеры и мебель, ткала, моделировала одежду и женские украшения. Выпускница Венской академии искусств, она умела «работать руками», увлеченно изучала различные технологии, экспериментировала с материалами. Именно ей мы обязаны возрождением перегородчатої эмали – древнего вида ювелирного искусства, известного в Украине еще в княжеские времена.

 

Учась в Вене, Елена Кульчицкая вступила в «специальное ателье для художественной эмали», где в течение 1905-1907 годов осваивала эту технику, о чем вспоминала: «Я интересовалась еще художественной эмалью. В 1907 г. этот отдел я таки закончила. Техника правдивой эмали очень сложная, требовала физической силы и выносливости. Я работала рано на обычных своих занятиях, а после полудня шла в отдел эмали, а работалось там при очень высокой температуре. Со временем, когда познала я способ труда, пробовала я создать собственные композиции. Мои собственные труды были при конце 1907 г. переглянені специальными комиссиями, а профессор von Stark отделила их как действительно художественные вещи». За выпускную работу – декорированную шкатулку с сюжетно-аллегорическими вставками на конкурсе Торгово-промышленной палаты в 1907 году получила первую премию «Preis der Max Maut. Kunstgewerbeschule». Эмалевые произведения молодой художницы высоко оценили на выставке: «За мои художественные эмали получила я награду. Это было целое оборудование мастерской, где работала я над эмалью. Оборудование состояло из муфель – печей, где випалювалося стекло, все краски красок и второе».

 

Практически все эмалевые произведения Елена Кульчицкая создала во время учебы, когда была возможность работать в соответственно оборудованных помещениях с соответствующими материалами: «Над эмалью работала я интенсивно в Вене, а потом пробовала в Перемышле, однако здесь не было газа, и работа не могла дать соответствующих результатов. Печь и краски позже переслала я Музиковій [Ярослава Музыка, последовательница Кульчицкой относительно работы с эмалью – Z] во Львове». Перепончатая эмаль является сложной и утомительной в изготовлении, поэтому нет ничего удивительного, что из-за отсутствия в Перемышле надлежащей материальной базы, Кульчицкая была вынуждена отказаться от дальнейшей работы в этом направлении.

 

Эмалевые произведения молодой художницы высоко оценил известный львовский искусствовед Н.Голубец, который с радостью откликнулся на появление в экспозициях совсем забытого вида прикладного искусства: «Кроме масляных и акварельных картин и офортов, Кульчицкая выставила свои первые эмали, в которых навязала нить традиции с той веткой староукраинского прикладного искусства. По очереди выставляла в Кракове, Варшаве, Познани, Киеве и Полтаве, везде собирая хорошо заслуженное признание. Стильово Кульчицкая вырастает из почвы венской сецессии, но воспринятой сознательно и индивидуально».

 

Искусство эмали на украинских землях имеет древнюю историю. Наиболее употребительной эмаль была в ювелирных изделиях небольшого размера (маленькие иконы на металле, лицевую сторону косметического зеркала, покрышки портсигаров, пуговицы или пряжки к одежде и тому подобное). Перепончатая эмаль была известна в Византии с IV века, но наибольшего расцвета в Движении достигла в Х–ХІ веках. Эта технология является очень сложной, требует высокого мастерства и отличного знания технологий: на тонком металле (в давние времена это чаще всего были золото и серебро) стальной прорезной матрицей по контуру рисунка продавливали углубление с ровным дном. Вертикальные стенки, определяли контур рисунка, задуманного ювелиром, были очень тонкими (1-1,5 мм). Стенки перегородок эмалей время изготавливали и с помощью тонких металлических лент, накладаних на предварительно нанесенный рисунок. Только после того дно каждого отдельного углубление заполнялось тугоплавким припоем и соответствующего цвета эмалью. Это был длительный и технологически сложный процесс, который проходил с несколькими відпалами при высоких температурах.

 

«Народное искусство» (1906)

 

«Времена года» (1905-1907)

 

 

В технике перепончатой эмали Кульчицкая создала свои лучшие работы: «Времена года» (1905-1907), «Народное искусство» (1906), «Кассета» (1907), «Котомка» (1907), «Паук» (1905-1907) и др.

 

«Колосок» и «Паук» (оба – 1905-1907)

 

 

Но художница не только возродила технику перепончатой эмали, она также обратилась к живописной эмали, которую использовала для изготовлении авторских украшений: «Колосок» (1905-1907), «Пряжка» (1905-1907), «Пояс» (1905-1907), «Ветка акации» (1907) и другие.

 

Пояс (1905-1907) и сумка с карандашом (1907).

 

 

Практикуя технологические приемы перепончатой и живописной эмалей в упомянутых произведениях, художница в этом случае проявила себя художником-экспериментатором не только в сфере технологии, но и в решении образно-художественных задач. Сюжетные эмали отличаются не только техническим мастерством, но и художественными качествами: в произведениях четко согласованы композиционные решения, сбалансировано цветовые соотношения, хорошо продуманная культура подачи сложных технологий. Художница оперирует яркими цельными цветными пятнами, подобранными по величинам, которые отличаются фактурностью выжженной поверхности. Наполняя отдельные углубление эмалевых пластов деликатными вкраплениями металлических элементов, Кульчицкая достигает подчеркнутой декоративной образности.

 

Чрезвычайно требовательна к себе, Кульчицкая профессионально реализует невероятные фантазии, навеянные «сецесийном» образами, аллегорическими мотивами, а главное – в ее работах присутствуют элементы, ее же словам, «ценного народного искусства … гуцульских Карпат». Именно в эмалевых украшениях наблюдаем большой интерес художницы народным искусством: отдыхая на вакаціях в Карпатах, студентка Венской академии интересовалась народным костюмом, украшениями: «Мое увлечение народным искусством Гуцулов, возбужденное предварительным феріями не только не угасло, а наоборот, еще больше возрастало. Я шла в народ, среди Гуцулов – рисовала, а рисовала много» (из воспоминаний А.Кульчицкой).

 

Интересно, что в начале прошлого века на Гуцульщине производство народных украшений было достаточно распространенным. Своеобразные и очень интересные изделия из латуни с геометризованим декором и языческой символикой издавна творили гуцульские мастера-«мосяжники». В первой четверти ХХ века очагами мосяжництво были села Косовского и Жаб’ївського районов. Здесь работали в техниках гравировки, штамповки, чеканки, тиснения, заливки, инкрустации и прочее. Народные мастера широко применяли мосяжний проволока «крученик»; этот метод связан с тем, который применяли древние мастера, что занимались уже упомянутой перепончатой эмалью. Именно этот метод мог натолкнуть початкуючу мастерицу на мысль о приспособления роскошных гуцульских орнаментов в технике возрожденной перепончатой эмали. Молодая художница, имея хорошую профессиональную школу и профессионально «наработанную» художественное воображение, умело использовала давние гуцульские орнаменты-«крученики» в изготовлении современных ювелирных изделий.

 

В ювелирных украшениях, созданных в технике перепончатой и художественной эмали, Кульчицкая реализовала себя как модельера аксессуаров к одежде. Ведь как женщина изящная, интеллигентная, аристократичная, она любила красиво одеваться, подчеркивать собственную индивидуальность. Создавая эмалевые украшения она умело сочетала элементы традиционных украшений народного строя с эстетическими вкусами «сецессии». Абсолютно «современно» выглядят женские украшения «Колосок» или «Паук», и совсем «по-современному» выглядит сумка, основным элементом которого является стилизованный крест – наиболее применяемый и любимых орнаментальный мотив всех гуцульских украшений.

 

В своих скульптурных произведениях, керамических, килимарських, которые сохранились до нашего времени, А.Кульчицкая выразила собственную индивидуальность, достоинство, смелость. Она шла на формообразующие и технологические эксперименты, демонстрируя новые формально-пластические находки, возрождая древние технологии. Основной образно-художественной признаком прикладных произведений Кульчицкой является стремление передать собственное видение, понимание эстетики редкого незаурядной материала, смелое внедрение личных достижений в совершенстве законченный произведение, желание максимально реализовать себя как художника прикладного искусства. Безапелляционную женственность и элегантность, присущие Кульчицкую-женщине, Кульчицкая-художница воплотила в эмалевые украшения, предназначенные для экстравагантных женщин с требовательным вкусом.

 

Елена Кульчицкая была не только художником европейского уровня, этнографом, педагогом, музейщиком, она была ЖЕНЩИНОЙ – красивой, талантливой, беспринципной… и такой она осталась в воспоминаниях тех, кто имел счастье работать или быть рядом с ней.

 

«Это была сильной физической телосложения, прекрасно построена, подтянутая и стройная дама, видно бережно следила за своей фигурой. Шла энергичной походкой, с прекрасной осанкой. Сколько раз я ее не встречал, она всегда была иначе одетой. Одежда Кульчицкой, как потом рассказывали, был ею особенно проектируемый и сшитая по специальному заказу в очень хороших портних. Конечно, это был единственный комплекс от обуви до шляпы, в едином колорите. Если это был цвет бордо, то бордовые были туфли, зонт или сумка; платье, как правило, состояла из нескольких оттенков бордового цвета и была сложной конфигурации. Если это была гамма зеленая, фиолетовая или серебристо-белая, то также была подчинена уже указанным принципам. Форма шляп была с подчеркнутыми викосами кпереди, что выгодно моделювало характер ее головы и лица. Вся фигура художницы полна глубоким чувством самоуважения, энергии, решительности, целеустремленности», – так, с восторгом описывал Елену Кульчицкую известный львовский скульптор Дмитрий Крвавич, который имел счастье быть знакомым с художницей в 1960-х годах.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика