Новостная лента

От лампочки Эдисона до станции на Персенківці

09.05.2016

Столетние трансформаторные подстанции, уникальное до сих пор действующее оборудование фирмы Siemens начале прошлого века, и даже коммуникационные шкафы могут вскоре стать во Львове экспонатами под открытым небом. Они будут частью нового музея электрификации города. Частный музей создают на базе Чао «Львовоблэнерго» с большими амбициями – стать похожими на лучшие технические музеи Европы. Уникальность львовского будет в том, что кроме постоянной экспозиции в одном помещении, его экспонатами станут ныне рабочее оборудование, которое уже само является частью истории электрификации Львова.

 

Первая общегородская электростанция на вул. Сахарова, построенная в 1894 году

 

«Мы привыкли сегодня, что нажимаем кнопку и имеем это чудо, которое называется электричество. Но еще 140 лет назад никто не знал, что это такое. В конце 1870-х годов Сименс, Тесла и Едісок дали человечеству все, что нужно, чтобы пользоваться электроэнергией. А уже в 1890 году во Львове были локальные маленькие электростанции», — рассказывает исследователь истории электрификации Львова Андрей Крыжановский.

 

Эксперты говорят, сейчас мало кто задумывается, что еще 150 лет назад город выглядел совершенно по-другому и кардинально изменилось после того, как в нем появилась электроэнергия. Первыми электростанциями во Львове были маленькие частные электростанции, которые использовали для освещения отдельных домов. Лишь спустя появилась общегородская сеть.

 

Вторая общегородская электростанция на вул. Козельницькій, построена в 1909 году (теперь Львовская ТЭЦ-1)

 

«В определенной степени появлению общегородской электричества в Львове предшествовал случай, — с интригой в голосе рассказывает Андрей Крыжановский. — 1894 года должна была быть в городе большая Краевая выставка. За два года до того начались переговоры с владельцем конного трамвая, чтобы продолжить маршрут до Стрыйского парка и иметь возможность перевести большое количество людей. Но владелец сказал, что он не будет строить туда дорогу, потому что после выставки маршрут станет убыточным. А в 1891 году открыли первую кафедру электротехники в Львовской политехнике и назначили туда молодого и амбициозного Романа Дзєсьлєвского. Услышав, что конный трамвай отказался, он предложил магистрату электрический трамвай. На то время он уже существовал в Берлине, Праге и как раз строился в Будапеште. На удивление, городской совет быстро согласилась. Совсем скоро на Сахарова построили электростанцию и дымовую трубу — на месте нынешнего депо. Конкурс на строительство выиграла фирма Сименс и к 1894 году во Львове был электрический трамвай. Так появились городские электросети в Львове, в которых потом подключали дома. 1900 к ним подключили оперный театр и тогда, 4 октября 1900 года, переименовали предприятие с «Городских путей электрических» в «Городские учреждения электрические», которое имело большой распределительный пункт в оперном».

 

Рассказать об увлекательной истории появления и развития в Львове электричества имеет целью новый музей. По замыслу, его уникальность – много локаций. Постоянная часть экспозиции будет на улице Мушака, 56. По словам руководительницы музея Марии Кравченко, там есть несколько кабинетов, где смогут разместить экспозицию.

 

Одна из первых трансформаторных подстанций № 6, построенных в 1909 г., сохранившаяся на своем месте до наших дней на пл. Соборной

 

«Туда можно будет просто прийти и осмотреть наши экспонаты. Для этого достаточно будет согласовать время посещения. Мы хотим рассказать историю электрификации Львова через изобретения и их изобретателей. Рассказать, как появилась здесь электричество, как она изменила Львов и область, хотим показать, как выглядело использования энергии и оборудования межвоенного периода. Например, в 1930-х годах уже были ванны с гейзерами, утюга и стиралки. Они, конечно, выглядели совсем не так, как к этому привыкли мы. И в конце хотим показать, кто обеспечивает подачу электричества сейчас и как это было в исторической ретроспективе. Энергетика — это большое количество профессий, и мы бы хотели это показать и объяснить, как работает целая электрическая система города», — рассказала «Z» Мария Кравченко.

 

Экспозицию планируют сделать и открыть до конца года. Вместе с этим, особое внимание инициаторы музея планируют уделить также локациям, которые ныне являются действующими объектами электроснабжения. То, что в Европе можно увидеть разве что в музеях, у нас до сих пор при работе. Например, говорит Мария Кравченко, очень интересным экспонатом может быть центральный распределительный пункт на улице Городоцкой, в котором значительная часть оборудования еще с начала прошлого века и произведена на легендарной фирме Siemens. В планах обустроить там впоследствии экспозицию этого оборудования.

 

Коммутационное оборудование в первых трансформаторных подстанциях монтировали на мраморных плитах. Фото 1912 года

 

«Весь первый этаж распределительного пункта оборудован устройствами еще с 1912-1913 годов, — объясняет Мария Кравченко. — Все сохранилось в очень хорошем состоянии: с оригинальными мраморными элементами и тому подобное. Если в это помещение дополнительно переместить экспонаты, имеющие отношение к фирмы Siemens, можно рассказать увлекательную историю, как она присоединилась к электрификации Львова. Тем более, что все устройства сегодня прекрасно работают. Конечно, мы планируем их заменить, несмотря на почтенный возраст, однако срочности в этом нет».

 

Дело в том, что австрийское отделение Siemens в конце XIX века. очень тесно работало с магистратом города и Городскими заведениями электрическими. Во Львове также было много бытовых приборов фирмы Siemens-Schuckert и Siemens & Halske, что были предшественниками ныне всемирно известной фирмы. До сих пор значки SS и SH в Львове можно найти на входах домовых, на генераторах, в распределительных пунктах.

 

Прокладке подземных электрических кабелей на вул. Львова требовало полного раскапывания тротуаров и скверов

 

Еще одной частью музея под открытым небом могут стать уникальные львовские трансформаторные подстанции образца 1908 года, о замене которых уже ранее писал Збруч. Одну из таких подстанций хотят превратить в настоящую аттракцию для горожан и туристов. В оригинальный корпус предлагают вмонтировать оригинальное оборудование, а вместо металлических дверок сделать прозрачные вставки, благодаря чему можно будет увидеть элементы, понять, как перетекает и меняется ток.

 

«Это будет музейный объект и он не будет работать. Но это будет памятник под открытым небом. Сейчас идеей заинтересовались специалисты Львовской Политехники и мы вместе будем думать, как это воплотить в жизнь», — объясняет Мария Кравченко.

 

 

Вместе с тем в Чао «Львовоблэнерго» думают, как сохранить в пространстве города и несколько рабочих трансформаторных подстанций образца начала прошлого века; Сейчас ищут техническое решение, как в старую конструкцию поместить современное оборудование, а также ведут переговоры с Львовским городским советом относительно оплаты реставрационных работ старых корпусов.

 

Еще одной городской достопримечательностью, по мнению специалистов, могут стать коммуникационные шкафы. Обычно эти небольшие серые объекты теряются в городском пространстве и их никто не замечает. Если раньше прилагали максимум усилий, чтобы сделать их незаметными, то сейчас в «Львовоблэнерго» наоборот предлагают их … разрисовать. Правда, с обязательным условием сохранения всех ограничительных знаков.

 

Опора уличного освещения с дуговыми лампами. Электромонтер МЗЕ заменяет угольные электроды в лампе. Фото 1912 года

 

«Сейчас мы проводим встречи и дискуссии. Хотим услышать как можно больше мнений относительно того, как должен выглядеть музей. Разные люди по-разному его видят. А уже во второй половине года будем браться за реализацию лучших идей», — рассказала Мария Кравченко.

 

Ближайшие месяца сотрудники музея будут создавать постоянную экспозицию музея. Если им заинтересуются, говорят в музее, вторым этапом будут предлагать делать точечные экспозиции по Львову – вокруг памятников электрификации, которые долгое время на определенном месте.

 

В то же время, параллельно будущий музей истории электрификации Львова получит виртуальную жизнь. Работники Вместе со специалистами Центра городской истории Центрально-Восточной Европы музейщики уже сейчас работают над интерактивной картой электрификации Львова, которая станет частью большого проекта «Интерактивный Львов». Уже несколько лет над ним работают эксперты Центра и в основном сейчас на их карте дома, исторические события и фигуры. Тема электрификации, говорят историки, поможет сделать карту, а следовательно и представление ее пользователей про историю Львова, гораздо полнее.

 

Административное здание МЗЕ с пунктом обслуживания клиентов на вул. Витовского, построенный в 1937 году

 

«Проектом Интерактивный Львов мы пытаемся исследовать и показать историю города через интерактивную карту, на которой промаркированы различные городские объекты. У нас достаточно широкая архитектурная база, но сейчас нас прежде всего начинает интересовать, чтобы на карте была не только архитектура, но и социальная инфраструктура. Мы хотим накладывать на нее слои информации и выстраивать энциклопедию истории города, которую можно рассматривать с разных перспектив», — пояснил Z Тарас Назарук.

 

По его словам, сейчас город на карте большое, но не електрофіковане. Есть дома, но нет подстанций постоянного или переменного тока, которые были во Львове с конца XIX — начала XX века.

 

Сейчас специалисты планируют, что начнут создание карты «с начала», а точнее со времени, когда электричество появляется в Львове как источник энергии.

 

«Речь идет об электростанции сначала постоянного тока, а затем переменного. При этом мы не будем просто показывать, что такое было, а объяснять контекст, в котором это было. Например, пользователи узнают, что первая электростанция появилась в городе к Краевой выставке и с появлением первого электрического трамвая.

 

Вводное устройство в жилых домах Львова фирмы «Сименс — Шуккерт»

 

Электростанция переменного тока уже как промышленный объект была построена на Персенківці. Мы хотим объяснить в чем разница между ними для людей, которые не имеют соответствующих знаний. Речь идет не только о том, чтобы промаркировать очередной дом на карте города, а чтобы показать, почему они появились и какой эффект это мало для города», — объясняет Тарас Назарук.

 

В Центре городской истории говорят, сначала планируют нанести 10-15 объектов. Первые объекты могут появиться на карте уже в мае.

 

«В перспективе мы думаем дальше. Хотим не просто нанести единичные объекты на карту города, а сделать более широкую тему по елетрофікації. Мы думали о формате виртуальной прогулки пространством города, но собственно объектами электрификации. Хотим, например, объяснить, как в начале ХХ века от электростанции на Персенківці ток попадал в дом на улице Богомольца через воображаемый маршрут. Это будет виртуальная прогулка пространством и временем — рассказ, как электрификация развивалась не только в пространстве города, но и в разные годы, как она эволюционировала во времени. Но сначала нужно наложить объекты и тогда можно будет делать отдельный слой на карте», — рассказал Тарас Назарук.

 

Реклама собственного магазина с электротоварами Городских Учреждений Электрических (МЗЭ)

 

В то же время, этот процесс хотят сделать и обратным — чтобы не только карта вела людей до интересных объектов в городе, но и информация на самих объектах были маркеры, которые будут направлять к интерактивной карты.

 

«Хочу, чтобы наш музей был оригинален и взял лучшее из многих подобных музеев Европы. Мы имеем и технический и гуманитарный аспект, ведь это и история и электрификация. То есть перед нами стоит вызов совместить интересные рассказы о приборы и оборудование и историю», — резюмирует Мария Кравченко.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика