Новостная лента

Откуда берется зависть?

23.10.2015

 

Сосед купил себе новую машину. Ну, и как мы с тем чувствуем? Радуемся, что у соседа хорошо идут дела? Или, возможно, наоборот… Посмотрим правде в глаза: более трети всех людей, по данным социологии, являются завистниками.

 

Зависть – это гадкая черта человеческого характера. Но она нас сопровождает, начиная с первых шагов жизни. Уже маленьким детям очень не нравится, когда ровесники получают больше, чем они. Психологи неоднократно доказывали, что дети часто готовы даже отказаться от предложения и не получить ничего, если коллега при этом должен получить больше. С возрастом мало что меняется. Вступает в действие лишь холодный расчет и осознание пользы дальнейшего сотрудничества.

 

Но вернемся к сусідового автомобиля. Сколько из нас позеленеет от зависти, видя, что у соседа новенькую «Феррари», сколько искренне порадуется его успехам, а сколько заплачет над своей судьбой? Как показывает последнее исследование, опубликованное в Science Advances, многое зависит от нашего характера, который можно разделить на четыре основных типа: оптимистический, пессимистический, доверчивый и завистливый.

 

Группа исследователей из нескольких испанских университетов перепровадила ряд экспериментов, в которых приняли участие 541 человек, которых набрали во время одного из фестивалей в Барселоне. Их разделили на случайные пары и предложили поиграть в различные игры, которые основываются на дилеммах. Классическим примером такой игры является дилемма заключенного. Если сыграть по-честному, но противник в это время вас обманет, то можно получить самый суровый приговор, а противник выйдет на волю. Поэтому лучше обмануть. Если оба обманут, то оба получат средний приговор. Лучшая стратегия для обоих – сыграть обоим по-честному. Но если решиться на fair play, то как можно быть уверенным, что соперник вас не обманывает?

 

В другой игре максимальный результат дает сотрудничество. Обман – невыгодная опция: можно или не выиграть ничего, если противник тоже обманывает, или выиграть минимум, если он играет честно. Теоретически выбор понятен, но отдельные люди все-таки обманывают. Что же тогда их мотивирует? Ответ такой: лучше выиграть меньше, обыскивая, чем выиграть, играя по-честному, если противник в этом случае должен выиграть еще больше. И именно об этом идет речь!

 

«Исследования показывают, что люди не всегда действуют рационально. Некоторые обманывают вопреки здравому ума, а другие всегда выбирают сотрудничество, хотя знают, что могут на этом проиграть», – говорит главный автор исследований Анхо Санчес из Мадридского университета им. Карлоса III.

 

Проанализировав несколько тысяч таких игр, исследователи пришли к выводу, что за выбор той или иной стратегии соответствует тип личности. Как оказалось, большинство людей (90%) можно разделить на четыре группы: оптимистов, пессимистов, доверчивых и завистливых. И только 10% ведет себя таким образом, который трудно описать.

 

Итак, оптимисты (20%) выбирают развязок, который полезен для всех, и верят, что так же поступит и их партнер. Пессимисты (21%) выбирают меньшее зло, а доверчивые (17%) всегда выбирают сотрудничество, даже если могут понести негативные последствия. Наконец, самая большая группа людей (30%) не может смириться с мыслью, что партнер может выиграть больше, чем они сами. Поэтому они выбирают стратегию, которая позволяет им получить больше, чем сопернику, даже если такая стратегия снижает их собственную пользу. Это – завистливый тип.

 

Различия в поведении этих четырех типов людей Анхо Санчес описывает с помощью такой ситуации. Двое людей могут или совместно охотиться на оленя, или в одиночку на зайцев. Оленя можно подстрелить только совместно, но добыть зайца в одиночку есть большие шансы. Завистливый тип всегда выбери зайца, поскольку в этом случае может справиться хотя бы так же, как противник, а, может, даже и лучше. Ведь если противник выберет оленя и не будет партнера, то не подстрелит его. Оптимист всегда выберет оленя, потому что эта опция выгодна для обоих. Пессимист выберет зайца, но мотивируясь уже логикой «лучше синица в руке, чем журавль в небе». А сочувствующий тип выберет оленя, поскольку он верит в самоценность сотрудничества.

 

Если большое количество людей – завистники, то кому и чему чаще всего завидуют? Ответить на этот вопрос решили психологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего Кристин Харрис и Николь Хенніґер. Они опросили более тысячи американцев в возрасте от 18 до 80 лет о том, как часто и кому они обычно завидуют. Большинство подтвердили, что хотя бы раз в год чувствовали зависть. Среди молодежи таких было больше: более 80% людей младше 30 лет, подтвердили, что имели это чувство. Среди людей старше 50, таких было меньше, но все-таки много – 69%.

 

Как оказалось, наибольшую зависть в нас будят люди того же пола и одинакового возраста. Женщина больше будет завидовать другой женщине, которая имеет более высокую зарплату, чем коллеге-мужчине. А особенно, если она ее ровесница. Предметом крупнейших зависти молодежи преимущественно является внешний вид, академические успехи, популярность в обществе и личной жизни. Для людей старше 50, эти вопросы уже не имеют большого значения. Профессиональным успехам больше всего завидуют люди в возрасте 40-49 лет. Кроме того, этот тип зависти больше присущ мужчинам. А женщины, особенно молодые, больше завидуют внешнему виду своих подруг.

 

«Можно сказать, что мы не любим похожих на нас, и именно они будят в нас наибольшую зависть», – говорит Кристин Харрис. Сходство вызывает у нас ощущение несправедливости и желание взять реванш, сократив дистанцию между собой и человеком, которому завидуем. Сделать это можно двумя способами – положительным (работой над собой и улучшением своих собственных достижений) или отрицательным (причинением ей вреда и підкопуванням ее позиций).

 

Харрис и Хенніґер теперь пытаются выяснить, возрастное уменьшение чувства зависти связано со старением, или, может, с культурными особенностями поколений респондентов. Также актуальным является вопрос, отличаются ли зависть в западной и других культурах.

 

Итак, если сосед, купивший себе «Феррари», – это богатый старший господин, то, пожалуй, махнешь рукой. Но если это твой школьный друг или давний коллега, то удивись, если искренне желаешь ему успехов.

 

Aleksandra Postoła

Skąd bierze się zawiść

Wyborcza.pl 20/10/2016

Отреферировал Евгений Ланюк

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика