Новостная лента

Параджанов и Левандовка

17.09.2015

Почему на Левандовке? К чему здесь Параджанов? Разве он бывал во Львове? Улица Параджанова? На Левандовке? ! Как?…

 

Это краткий перечень наиболее распространенных вопросов, которые звучали в сторону организаторов Фестиваля Параджанова на Левандовке. Решение устроить такой масштабный проект в нецентральному районе города стало смелым экспериментом для власти и культурного сообщества района, который, тем не менее, оказался удачным.

 

Идея создать мультижанровий фестиваль в сердце Левандовки возникла больше года назад, когда куратор масштабного тбилисского проекта «Сергей Параджанов: сновидение ХХІ века» Виктория Данелян впервые ступила на порог культурно-художественного центра «Спутник». Но все по порядку…

 

В течение 19-28 августа на Левандовке длился Фестиваль Параджанова – полифонический культурно-просветительский проект-коллаж, проект-эксперимент, проект-воображение, который имел целью познакомить/показать личность и творчество Сергея Параджанова через различные культурные и образовательные практики. Программа фестиваля включала около 50 событий различного масштаба: майстерки для детей и взрослых, кураторские беседы, презентации, лекции, велоэкскурсии районом, концерты, театральные представления и , конечно, кинопоказы фильмов Великого режиссера.

 

«В рамках программы децентрализации культуры идея воплотить подобный фестиваль на Левандовке показалась нам очень кстати. Левандовка – самобытный район с длительной культурной традицией и значительным потенциалом. К тому же именно здесь еще в начале ‘90-х появилась (вероятно, впервые в Украине!) улица им. Сергея Параджанова. Фестиваль стал масштабным проектом, где внимание было приковано не к какому-то конкретному жанру искусства, а к творчеству в целом. Известно, что Сергею Параджанову было тесно в одном жанре, в одном искусстве – он постоянно пробовал что-то новое и учился, выходил за пределы и полностью погружался в творчество. Именно познание и творческое развитие являются главными целями Фестиваля Параджанова на Левандовке», – отметил.а. руководителя управления культуры львовского ГОРСОВЕТА Михаил Мороз.

 

Форпостом действа был тот же восстановлен (точнее, восстановительный – процессы продолжаются) культурно-художественный центр «Спутник». Интересно, что гости Фестиваля бывали здесь еще во времена ночного клуба «Далее», и даже еще раньше, когда в этом помещении размещался кинотеатр «Стрелец». Кроме «Спутника», такие события, как кинопоказы и майстерки для детей проходили под открытым небом в Левандівскьому парка, где, к слову, и размещен культурный центр.

 

Историю Фестиваля стоит начать с замысла экспозиции. Виктория Данелян, куратор и артменеджер из Киева, основатель Музея сновидений решила воплотить визуальный проект в Львове. Ирина Магдыш, на то время глава управления культуры города, посоветовала взглянуть на пространство «Спутника», пестрые и где-не-где разбитые стены которого понравились Виктории. Позже она скажет о «параджанівський» стиль интерьера культурного центра, и что сам Параджанов предпочел бы делать свои проекты именно в таком «непричесанном» красочном пространстве.

 

Почти год планирования и разработки экспозиции воплотились в современную качественную международную выставку визуальных рефлексий, вдохновленных творчеством Сергея Параджанова. На протяжении Фестиваля «Спутник» превратился в современное арт-пространство с десятью авторскими проектами. Выставка-коллаж (поскольку были скомпонованы несколько техник и «навколопараджанівських» нарративов) объединила художников из Украины, Грузии и Польши. В частности в КМЦ «Спутник» можно было увидеть: коллажи Марии Гоин (Львов), инсталляции Марии Маголі (Харьков) и Марии Гайды (Львов), плакаты Анастасии Кулик (Львов), видеоарт Татьяны Цвелодуб (Киев), Виктории Данелян (Киев), Ульяны Кульчицкой (Львов), Юлии Бугаевой (Варшава), Грігора Девеєва (Тбилиси) и Галины Бойко (Львов), фотопроект Сергея Фіногеєва (Одесса) и друга Сергея Параджанова грузинского фотографа Юрия Мечітова.

 

Инсталляции в главном зале «Спутника»

 

Главный зал «Спутника» (в прошлом и будущем – кинозал) была наполнена відеоінсталяціями Грігора Девеєва, Юлии Багаєвої, Татьяны Цвелодуб и Ульяны Кульчицкой. Экраны в зале размещались таким образом, что лучше всего увидеть все три можно было только сидя на сцене, спиной к главной «кіноекранної» стены. Кураторский замысел состоял в том, чтобы зритель смотрел в пространство с другой стороны, со стороны киногероя, чтобы почувствовал себя тем, кто всматривается в зрительный зал. Виктория Данелян поставила зрителя в необычное положение: героя из плоскостного «кінопотойбіччя».

 

Инсталляция Виктории Данелян

 

Посередине зала – эффектная и буквально опасна инсталляция Виктории Данелян: оптическая игра, где на большой круглый стол с обломками зеркал, бусами и блестящими дармовисами, проектировался невероятно легкий танец балерины и подруги Сергея Параджанова – Майи Плисецкой. Блики и отражения зеркал отражались танцующим светом на потолок зала, а поскольку все помещение было темным, это производило впечатление посвященного танца на осколках льда (обломках судьбы? мечтаний? истории?…) Важным смысловым дополнением экспозиции стали развешанные на стенах цитаты самого Параджанова, истории и легенды о нем.

 

Второй этаж наполняли авторские работы фотографа Юрия Мечітова. Более 20 фото с грузинского периода жизни режиссера, фото со съемок, снимки быта режиссера. Улыбающийся, грустный, неугомонно яростный, неудержимый, усталый, кроткий… Параджанов всегда был искренним в своих эмоциях и именно это делало его магнетическим в жизни и неограниченно свободным в творчестве. Стоит отдельного внимания инсталляция «Палитра» Марии Маголі из Харькова. Это проект – воплощение уюта, приватности и полутонов женской судьбы. Тени из женской косметички, напіввикористані, полузабытые, которые могли принадлежать любой женщине и отображать тень ее настроения сегодня. Рядом со столом с тенями – фото палеток, где вместо цвета теней – женское лицо. Тени забытой себя, забытого настроения. Вероятно, эта палетка принадлежала когда-то твоей матери, а, может, у бабушки была похожая палитра (характера? судьбы?). Тени забытых предков у каждого из нас на лице. Именно поэтому куратор повесила зеркальце рядом – чтобы каждая/каждый отследила/в тени своих предков в собственных глазах, улыбке, сгиба уголков рта или глаз…

 

Мария Маголі, инсталляция «Палитра»

 

Стоит вспомнить световую инсталляцию Виктории Данелян и татьяна Цвелодуб «SelfMadeMan»: диодный контур силуэта Сергея Параджанова с известного фото того же Юрия Мечітова силуэт с фото стал прототипом тбилисского памятника режиссеру). В этой работе – параджановские ритм и динамика, детская радость и восхищение миром, искусством и жизнью.

 

Виктория Данелян, Татьяна Цвелодуб, инсталляция «SelfMadeMan»

«Для меня было вызовом делать здесь визуальный проект. Потому как его реализовать в этих стенах? Но, что важно, мы отошли от музейності и воплотили хотя и не выставку (в том масштабе в котором хотелось, она не состоялась), а экспозицию – одну большую инсталляцию. Оно получилось очень масштабным, потому что сам по себе Параджанов – это фигура, которая дарит просто безграничное вдохновение: его история, биография, жизнь, путь. И все здесь происходит по-параджанівськи: что в Тбилиси, что здесь, в Киеве. Этот миф продолжается. Коллажный дух здесь повсюду. Вот спрашивают: чья это установка? Возьмем зеркальный стол с проекцией. Да, замысел мой, но сколько людей приобщено к созданию этого объекта? Это процесс совместный, здесь проявлена субъективность каждого. Это очень живой проект. По моему мнению, культура – это процесс, и здесь в «Спутнике» этот процесс запустился. Место очень много значит, поэтому здесь надо быть. В этом процессе надо находиться постоянно», – рассказала куратор экспозиции Виктория Данелян.

 

Важным художественным достижением Фестиваля Параджанова были также перформансы, которые впервые состоялись на Левандовке. Так, 19 августа открытие Фестиваля началось очень эффектной и содержательной художественной действием известного перформера Владимира Топия «Без названия. Свиток». Через несколько дней в Левандівському парке свой перформанс показал закарпатский художник Петр Ряска.

 

Перформанс Владимира Топия «Без названия. Свиток»

 

Чтобы реализовать вторую цель Фестиваля – просветительскую – организаторы пригласили на Левандовку интеллектуалов, киноведов и исследователей творчества Сергея Параджанова. В течение 10 дней продолжения проекта в «Спутнике» состоялось семь встреч/лекций/предметных разговоров. Так, исследовательница искусства и преподаватель НАМУ и Национального университета «Киево-Могилянская академия» Диана Клочко открывала секреты параджанівської техники коллажу и ассамбляжу в лекции «Коллажи Параджанова: разбить, чтобы собрать».

 

Впечатлениями от выступления Диана Клочко поделилась в Facebook: «…несмотря на кажущуюся алогичность – устроить фестиваль Параджанова в отдаленном, очень пост-советском львовском районе Левандовка, как на меня – Параджанову бы понравилось. Вообще сейчас в «руинах» в Украине делается много фестов. А тут в прямом смысле «руины советского градостроительства». Я не могла отогнать стойкое ощущение «клюба» в районном центре ‘70-х годов прошлого века. Пока не началась лекция, на которую сошелся битком набитый зал (нуу, зальчик человек на 50) заинтересованных слушателей. И при хорошей аппаратуре, большом экране, приличном кондиционировании и освещении стало понятно: это не ностальжи по ‘70-ми, не подделка и не маскарад. Это сарказм над серой, запыленной эпохой, в которой Параджанов должен был крушить совковые сервизы, чтобы создавать перенасыщены цветом колажні метафоры».

 

Разговор киноведа и журналиста Романа Давида заинтересовала публику тонкостями кінопрофесії. Господин Роман, страстный киноман и участник львовских киноклубов, поделился «закулисными» секретами со съемок фильмов Параджанова, рассказал о дружбе последнего с другим большой режиссером Андреем Тарковськиим (творчество которого, к слову, стала предметом всесоюзного круглого стола во Львове в апреле 1988-го), и показал оригинальные плакаты фильмов «Украинская рапсодия», «Ашик-Кериб», «Цветок на камне». Так же была многолюдной встреча с интеллектуалом и неизменным руководителем Львовского киноклуба Олегом Яськівим. Он делился советами, как не потеряться в океане кінопропозицій и наталкиваться на действительно стоящие ленты, которые обогатят и поражать.

 

Предпоследний день Фестиваля был посвящен самому известному произведению Сергея Параджанова – ленте «Тени забытых предков». Тогда «Спутник» принимал двух гостей: исследовательница визуальной культуры и психоанализа кино из Национального университета «Киево-Могилянская академия» Ольгу Брюховецкую и бывшего старосту села Криворивня, краеведа и поэта Василия Зеленчука.

 

Ольга Брюховецкая рассказывала про собственный опыт просмотра (переживание) фильма, а также вместе с аудиторией искала ответы на визуальные тайны «Теней…»: «Через 50 лет после выхода важнейшего украинского фильма второй половины ХХ века встает вопрос: есть ли еще что-то в нем, чего мы не видели? Не ведет ли статус классического произведения к определенной слепоте в отношении него? Попытка выйти за пределы господствующего нарратива “етнографізму”, как бы мы его не оценивали, положительно или отрицательно, позволяет увидеть в этом фильме что-то новое. К этому призывал и сам Параджанов, который заявил однажды: “В фильме нет никакой экзотики. И чтобы в этом убедиться, вам нужно пересмотреть его не менее шести раз.

 

Ольга поделилась собственным опытом отыскивание ключей до четырех загадок фильма: наибольший интерес исследовательницы составляли взгляд камеры (постоянное риторический вопрос: кто смотрит? кто это видит?); символ красных коней как метафора страха/изменения/смерти/внезапного вмешательства бессознательного; парализующий взгляд, который использует Параджанов для обозначения поворотов сюжета. К слову, именно этот взгляд по мнению Ольги Брюховецкой потом становится определенной кінотрадицією, методом, который путешествует другими советскими лентами. Интересно, что досмотрела исследовательница также курьезный секрет: в известной сцене свадьбы Ивана и Палагны, когда на них вешают ярмо, один гуцул, который принимал участие в съемках подмигнул в камеру, сигнализируя зрителям: не верьте, нет у нас таких обычаев, то все только кино.

 

На выступлении Василия Зеленчука

 

Интеллектуал из Криворивни Василий Зеленчук рассказывал о непростой истории отношений Параджанова с гуцульским краем. Кроме веселых и порой курьезных историй о симпатии жителей села к Параджанову, важным для господина Василия было то, что Параджанов, с одной стороны, создал миф гуцулов и Гуцульщины для всего мира, а с другой – открыл гуцулов самих для себя, показал их самим себе. Знаково и то, что вся съемочная группа должна была жить в отеле в Верховине, однако Параджанов сразу передумал и поселился в простой криворівнянській хате, хозяева которой и стали проводниками автора «Теней…» гуцульским миром видимого и невидимого. В конце, Василий Зеленчук, как настоящий гуцул, заиграл на дрымбе коломыйку о том, что на самом деле и сам Параджанов был гуцулом:

 

Не тот гуцул, не тот гуцул, что загуцуливси

А тот гуцул, а тот гуцул, что в горах родивси.

А в каких горах – песня не вточнює.

 

Последним столичным гостем нынешнего Фестиваля Параджанова стал известный художник армянского происхождения Борис Егиазарян, который был лично знаком с Параджановым. Традиционно экспрессивно, с пылкой жестикуляцией господин Борис рассказал о три знаковые встречи с великим режиссером: на открытии выставки в Ереване (которая начиналась перформенсом с цистерной вина!), в доме Параджанова (не комната, а музей) и значительно позже в церкви в Ереване, где хилого Параджанова держали под руки двое друзей, а сам он плакал от жалости (боли?) – словно распят на кресте. Борис с трепетом делился воспоминаниями о большие и сильные руки Параджанова, безупречный вкус в быту и искусстве, невероятное гостеприимство и открытость, безумство непростого характера и незримую любовь к жене Светлане Щербатюк, которая чувствовалась в его постоянно-прикутому к ней взгляде.

 

На выступлении Бориса Егиазаряна

 

На протяжении проекта каждый вечер в Левандівському парка проходили кинопросмотры лент Сергея Параджанова «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Украинская рапсодия», «Цветок на камне», «Тени забытых предков» и «Ашик-Кериб». Такая аттракция (хотя фильмы Параджанова нельзя назвать развлекательными и легкими для восприятия) собирала у экрана немалое количество жителей Левандовки. Конечно, в парке всегда есть альтернативный способ проведения досуга, однако большое количество зрителей еще раз подтверждает высокий запрос на культурный продукт подобного рода в районах города.

 

Кроме того, Фестиваль Параджанова – это также проект «Ночь театра» (в этом году специально состоялся на Левандовке), в рамках которого в «Спутнике» показали спектакли альтернативные театры Львова, Харькова и Дрогобыча. Но самое важное – это новое качество общения, интенсивная плодотворная коммуникация, культурный диалог между общиной района, властью, гостями и участниками проекта.

 

Фестиваль Параджанова на Левандовке затем стал масштабным действом, что еще больше сплотил активистов культуры района в их (вполне, надо сказать, обоснованному) стремлении превратить Левандовку на альтернативный культурный центр нашего города. Кураторская экспозиция, ряд лекций, ежедневные кинопросмотры – каждое событие насыщенной программы собирала свою аудиторию. И это еще раз подтверждает, что Фестиваль–эксперимент выдался вполне успешным.

 

По словам организаторов, нынешний Фестиваль-коллаж – это лишь начало. Поэтому имеем надежду, что Параджанов еще не раз «будет путешествовать» Левандівкою…

 

Справка

Организатор проекта: Управление культуры Львовского городского совета

Партнеры: Музей сновидений в Киеве и Dream Project, ОО «Непротоптанная тропинка», ГО «Wiz-Art», Офис «Город литературы ЮНЕСКО», Национальный центр им. А. Довженко и Государственное агентство по вопросам кино.

 

Фото: Елена Стоянова, Елена Клименко

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика