Новостная лента

«Переиграть» Паганини

09.11.2015

 

На прошлой неделе во Львове відлунав Второй Международный конкурс Олега Крысы – без преувеличения, одна из культурных событий мирового уровня в Украине. В воскресенье, 30 октября, прозвучал его последний аккорд. Что здесь такого особенного? Разве мало музыкальных конкурсов проводится в нашем городе? Однозначно – нет. Однако, именно этот (только Второй) конкурс уже приобрел международную огласку.

 

Фото: Salat.com.ua

 

Творческое объединение «Мир классической музыки» во главе со своим руководителем Сергеем Подолянчуком взяла на себя амбициозную и благородную миссию – популяризировать высокую классику в мире, и помочь украинской скрипичной музыке интегрироваться и утвердиться в мировом контексте. Объединив свои усилия, Общественная организация «СКМ» и Благотворительный фонд Олега Крысы всколыхнули украинскую скрипичную школу не только организацией международного конкурса в Украине, но и открытием Музыкальной Академии «СКМ». Нынешний Конкурс стал неким отчетом их деятельности на протяжении последних трех лет (2013-2016 гг). А то, что событие интересно не только для узкого круга исполнителей и их педагогов, показала достаточно многочисленная публика, которая на протяжении всех этапов отслеживала ход событий, и болела за своих фаворитов. Но обо всем – по порядку.

 

В предвкушении Открытия

 

Признаюсь, что не очень люблю бывать на открытиях разнообразных конкурсов или фестивалей – официальная часть обычно серьезно испытывает терпение. В этот раз даже перспектива длительного ожидания на музыкальную часть пока «кесарево отдадут кесарю», не заставила меня остаться дома – ведь побывать на концерте Олега Крысы бывает не так часто.

 

Пересматривала незадолго до начала Конкурса список обязательных и рекомендованных конкурсных произведений (шедевры скрипичной литературы от барокко и до современности), и не могла даже представить: что будет звучать на открытии? Для вечера-визитки Олег Крыса выбрал произведения из списка must have скрипача-виртуоза: Концерт для двух скрипок с оркестром ля минор Антонио Вивальди и Первый концерт для скрипки с оркестром соль минор Макса Бруха. Зал Львовской филармонии был полон – как это, в конце концов, бывает каждый раз когда Олег Крыса играет во Львове. Среди слушателей было немало таких, кто пришел специально послушать игру Легенды.

 

Тем более, что 21 октября на сцене филармонии сошлись две легенды львовской и мировой скрипичной школы: Юрий Мазуркевич и Олег Крыса. Скажу сразу: скептики были разочарованы. Олег Крыса – исполнитель, над которым время не имеет власти. Вопреки объективным факторам (с течением времени большинство музыкантов теряют годами випрацьовану біглість пальцев и естественную плавность ведения смычка), он с каждым годом звучит все лучше. И партнер, с которым скрипач решил разделить сцену, был абсолютно равным. Вместе с академическим камерным оркестром «Виртуозы Львова» (дирижер Сергей Бурко), уважаемые члены жюри, бывшие одноклассники и друзья, Юрий Мазуркевич и Олег Крыса продемонстрировали, как звучит совершенство. Концерт Вивальди для двух скрипок и камерного оркестра (который, к слову, по силам исполнителям от четвертого-пятого класса музыкальной школы) задал тональность не только вечера-открытия, но и всего Конкурса. Казалось бы, что это технически слишком легкое произведение для исполнителей такого уровня. Но только во время звучания концерта ля минор Вивальди для двух скрипок под смычками таких исполнителей открывается все богатство скрытой мастерства «Красного Падре».

 

Второе произведение, который исполнил Олег Крыса в сопровождении Академического симфонического оркестра Львовской филармонии (дирижер – Сергей Хоровец), давно утвердился в классическом скрипичном репертуаре. Несмотря на долгую (и незаслуженное) забвения творчества немецкого романтика Макса Бруха, его Первый концерт для скрипки соль минор оставался известным и, возможно, разжег интерес к творчеству композитора, которое с каждым годом растет. На партитуре Концерта указано посвящение: выдающемуся венгерскому скрипачу-виртуозу Йозефу Йоахиму. Концерт является достаточно масштабным, все три части написаны в сонатной форме. Но благодаря тому, что композитор был ярким мелодистом, умело комбинировал самые смелые и поразительно сложные приемы скрипичной игры, выстраивал интересную оркестровую партию – произведение воспринимается на одном дыхании. В репертуаре Олега Крысы есть также и другие произведения крупной формы Бруха, ведь он может себе позволить виртуозность такого уровня. Не забывайте, что свой концерт Брух написал во второй половине XIX века, когда марафон исполнительской виртуозности достиг своего апогея, и после угасания звезды Паганини было сложно даже представить, как можно «догнать» гения. На такую музыку в таком хорошем исполнении стоило подождать бесконечно долгие сорок минут официоза.

 

Олег Крыса
Фото: пресс-служба Львовской облгосадминистрации

 

Пусть победит лучший

 

Стоит сразу отметить, что исполнительский уровень II Конкурса был значительно выше по сравнению с первым. Даже те, кто не отслеживал конкурс 2013 года, могут убедиться в безоговорочном прогрессе (все видео в дальнейшем доступны в сети). Как высказался в одном из интервью Олег Крыса (председатель жюри конкурса), неперспективных участников не было. Их отсеяли на предварительном отборе: до 10 августа этого года все желающие принять участие должны прислать видеозаписи Партиты № 3.С.Баха и одного из знаменитых каприсов Н.Паганини. Те, кто в свое время играл на скрипке или интересуется этим инструментом, прекрасно знают – это серьезный вызов для исполнителей. С 50 заявлений пропуск в Львова получили около 40 участников.

 

22 октября на жеребьевке в холле Львовской филармонии встретились 29 скрипачей из разных стран: Японии, Южной Кореи, Китая, Казахстана, США, Ирландии, Франции, Испании, Польши и Украины.

 

Кроме возможности «людей посмотреть и себя показать» на международной сцене, была еще одна серьезная мотивация – солидный призовой фонд: первая премия – 20 тыс. евро (премию в таком же размере, к слову, можно завоевать на конкурсе Паганини в Генуе), вторая премия – 10 тыс. евро, третья премия – 8 тыс. евро, и три специальные награды стоимостью до тысячи евро (фирменный футляр, смычок от Олега Крысы, и произведение Скрипичной мастерской «СКМ», скрипка Юрия Куюна). Дипломы получили все участники второго тура (9 человек) и двое молодых участников – пятнадцатилетние Антони Інгєлєвіч (Польша) и Юкіно Оцука (Япония).

 

В течение недели участники демонстрировали свое владение не только безупречной техникой правой и левой рук, но и умение подчинить біглість пальцев и тембровую разнообразие штриховой палитры языке художественной эпохи, к которой принадлежал произведение. В первом туре конкурсанты остались на сцене один на один со своим творческим «я». Все произведения, как это предусматривал регламент, были написаны для скрипки соло: Партита № 3.С.Баха, один из 24 каприсов Н.Паганини, один из этюдов Г.Венявского, а также Каприса для скрипки соло Н.Скорика. Итак, участникам нужно было представить убедительную интерпретацию звукового портрета эпох барокко, романтизма и ХХ века. Скажу наперед: почти сразу было очевидно, кто из участников попадет в следующий тур.

 

Один из финалистов, что был очень близок к победе (лауреат 4 места), студент Университета искусств в Токио, запомнился уже с первых нот. Уверенная игра, чрезвычайно мощный и звонкий тембр его инструмента, блестящее умение ловить стилевую суть эпохи обеспечили японцу место в финале. Уверенную конкуренцию Шусако Като из первой семерки исполнителей составила ученица Олега Крысы Джи Єон-Ли. Свои мелкие огрехи в Прелюдии из Партиты Баха исполнительница достойно реабилитировала в следующих пунктах программы. В свое время, готовясь к участию в олимпиаде по творчеству Паганини, я переслуховувала его каприсы в разнообразных исполнениях. Теперь у меня есть еще одно любимое (после Яши Хейфеца) исполнение каприса № 13.

 

В первый день конкурса во второй тур попала еще одна финалистка – Эйми Вакуй, студентка одного из учеников легендарного Яши Хейфеца, французского скрипача Пьера Амояля. Ее игра поразила не только техническим совершенством, но и чрезвычайно вдумчивой интерпретацией. 17 каприса Паганини (который можно было провести отдельный конкурс, потому что его выбрали шестеро конкурсантов) в ее исполнении звучал убедительнее. Была полнота звучания и грация, эмоциональность и философские размышления. Эта исполнительница стала любимицей публики от начала конкурсного марафона, а после исполнения конкурсной программы в третьем туре зрители аплодисментами вызвали ее еще дважды.

 

Скрипачка из Казахстана, Меруэрт Карменова запомнилась мне смелостью. Смелостью сломать устоявшиеся традиции исполнения музыки Баха: ее чрезвычайно выверено диминуэндо и крещендо в Прелюдии из Партиты помогло дополнительно подчеркнуть полноту и «многослойность» фактуры Баха. Именно благодаря такому приему, за которым, однако, не «потерялся» ни один из голосов скрытого многоголосия, Бах прозвучал и барокково, и современно одновременно. Кто знает, как выполнил бы свои произведения Бах (который также был скрипачом), если бы жил в наши дни?

 

Еще одной любимицей публики с первого выступления стала студентка знаменитого «Моцартеуму» (также ученица Амояля), участница из Южной Кореи, которая на конкурсе представляла США, – Элли Сах. Сложно даже представить, какие замечания к ней могли бы возникнуть у весьма уважаемого жюри. Видно было, что она сама получала наслаждение от выступления, и это не могло не повлиять на настроение публики. «Замкнула» шестерку финалистов участница из Польши Роксана Квашніковська. По-барочном изящный и грациозный звук, легкое и четкое, почти идеальное стаккато в этюде Венявского выделили ее среди других исполнителей.

 

Относительно участников из Украины, то не все они выдержали конкуренцию уже в первом туре (из игры вышли Алена Ефименко, Галина Корешок и львовянка Ярослава Милявська). Рядом с Кристалл Ки (США), Антони Інгілєвічем (Польша), ученицами Сачіки Мизуно из Японии Мирай и Окино Оцука, до второго тура вошли студенты НМА им. П. Чайковского Яна Стадник и Антоний Кедровский, студент Черновицкого музыкального училища им. С. Воробкевича Константин Лукинюк, и Олег Курочкин, который сейчас учится в высшей школе им. Г. Шумана. Вместе с упомянутыми выше финалистами они составили «большую п’ятнадцятку», и получили возможность раскрыть свой потенциал в камерном репертуаре.

 

В этом году жюри предложило на выбор первую часть с Третьего или Пятого концертов для скрипки В.А.Моцарта, одну из романтических виртуозных пьес (Равеля, Венявского, Сарасате, Паганини, Чайковского, Сен-Санса, сонату Изаи – некоторые из них можно найти также в списке рекомендованных произведений конкурса Паганини), а также сонату – классическую (№1, 5 или 10 Моцарта), романтическую (№1 или 3 Брамса, Ля мажорную Франка или Вторую сонату Равеля), или же сонату, написанную в ХХ сек. (№1 или 2 Прокофьева, №1 Шнитке, или сонату Лятошинского). Думаю, после этого тура сделать выбор было еще тяжелее – все участники играли достойно. Лучшие из лучших вошли в финал. По условиям конкурса финалисты исполнили два произведения в сопровождении оркестра: Концерт для скрипки с оркестром Виталия Губаренко и композицию по выбору участника (в списке были концерты ре мажор Бетховена, Брамса, Чайковского или Паганини, концерт ре минор Сибелиуса, Второй концерт Прокофьева, Первый концерт Шостаковича).

 

Все финалисты в третьем туре показали себя наилучшим образом, и Элли Сах и Эйми Вакуй выделялись среди них. Очень хорошо звучал Академический симфонический оркестр Львовской филармонии под руководством Тараса Крысы.

 

Третий тур был для конкурсантов тестом на выдержку, ведь заиграть две большие концертные произведения в одном отделе – амбициозная задача и для опытных исполнителей. И хоть Концерт Губаренко – сочинение одночастинний, он ставит перед исполнителями ряд нелегких задач: совместить нежную филигранную лирику, изящное скерцо с привкусом сарказма, и сильный деятельный драматический образ в единое целое. Четверо участников приготовили концерт Брамса, а Джи-Єон Ли и Эйми Вакуй исполнили концерт Сибелиуса и Прокофьева. Стало ясно, что награды домой повезут Е. Сах и Е. Вакуй – именно они были «звездами» третьего тура 28 и 29 октября. Кто же будет третьим победителем: Ш. Като, М. Карменова Г или. Квашніковська?

 

Элли Сах, победительница Конкурса 2016. Фото: thestrad.com

 

Гала-концерт

 

Все точки над «и» расставила заключительная событие – Гала-концерт, который состоялся 30 октября. Публика (а зрителей было как никогда много) наконец удовлетворила свое любопытство, и еще раз, перед трехлетним ожиданием следующего конкурса Олега Крысы, услышала игру лучших скрипачей 2016 года.

 

После того, как независимая консалтинговая компания подсчитала на основе анонимных голосований баллы от всех членов жюри (о творческой карьере каждого из них можно написать отдельную статью: председатель жюри – Олег Крыса, США; вице-председатель – Кшиштоф Яковлевич, Польша; состав: Сачіка Мизуно, Япония; Владимир Заранский, Украина; Юрий Мазуркевич, Канада/США; Пяйвют Меллер, Финляндия; Эдвард Зєнковскі, Австрия), оказалось, что первую премию получила финалистка прошлогоднего 54 конкурса им. Паганини Элли Сах. Вторую премию присудили Эйми Вакуй, а третью – Меруэрт Карменовій. Также, как это оговаривалось в регламенте конкурса, жюри вручило три специальных награды: Дэвид Тобин из Ирландии получил футляр для скрипки, Яна Стадник (Украина) – майстрову скрипку, а студентка ЛНМА ім. М. Лысенко Ярослава Милявська (класс В.Заранського) – мастеровой смычок от А. Крысы. Диплом лучшего концертмейстера получил Денис Яворский.

 

В завершение недельного скрипичного марафона финалисты и обладатели специальных призов заиграли те произведения, в которых звучали наиболее эффектно. Джи-Єон Ли порадовала произведением К.Сен-Санса, Шусаку Като принес карпатский ветер до зала филармонии вместе с Каприсом Скорика, Дэвид Тобин очаровал исполнением капризного каприса №6 Н. Паганини, Яна Стадник повторила Сонату Е. Изаи, Роксана Квашніковська пригласила к танцу с виртуозным Полонезом Ля мажор Г. Венявского, а Меруэрт Карменова продемонстрировала темперамент в страстной пьесе Равеля Tzigane. Во втором отделении прозвучал замечательное произведение В. Губаренко в исполнении Эйми Вакуй, а последними нотами Конкурса стали II и III части концерта Брамса в исполнении победительницы Элли Сах.

 

Второй конкурс скрипачей Олега Крысы во Львове – не только событие музыкальной жизни. Это также пример того, как каждый на своем месте может уже сегодня прикладываться к созиданию лучшего будущего. Конечно, одна инициатива не перевесит устоявшегося образа «Украины с кучей проблем». Но так – постепенно, систематической работой и стратегическим подходом – и возникает Украина, которая принимает престижный международный конкурс, и даже может предложить молодым исполнителям свои высокохудожественные виртуозные произведения. Стоит поблагодарить организаторов: и за исключительное событие в жизни Львова, и особенно – за то, что молодые музыканты мира благодаря этому событию знают, кто такой Скорик, Губаренко и Лятошинский. Надеюсь, что такая жесткая профессиональная конкуренция станет стимулом для украинских скрипачей, и награды III Конкурса Олега Крысы в 2019 году не покинут пределы Украины.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика