Новостная лента

Первая рыба не ловится

22.10.2015

 

Стоило подождать неделю после официального старта в прокате нашего мультика «Никита Кожемяка», чтобы протестировать его на зрителях. Теперь, имея 5 миллионов гривен как показатель сборов за первый уикенд, можно сделать более полные выводы, сочетая экономическую составляющую с художественной, а деловой горизонталь с кинематографической вертикалью.

 

 

Что же мы имеем – успех или поражение? Успех, если учитывать сборы, например, голливудского (действительно замечательного) мультика «Аисты», что за первые 4 дня проката в Украине собрал на 257 копиях чуть больше 6,5 миллионов гривен, в то время как украинский продукт анимационной компании «Panama Grand Prix» «Никита…» – 5 миллионов на 130 копиях. И поражение – если соотносить сборы с бюджетом.

 

Несколько месяцев назад, на первой пресс-конференции в столичном кинотеатре «Синема-Сити» продюсер «Никиты…» Дмитрий Белинский сказал о 4 миллионах долларов, (пока) вложенных в производство. Итак, по теперешнему курсу, смету составил 104 миллиона гривен. За второй уик-энд, как правило, сборы падают на 40-60%, и сборы отечественного фильма (за дополнительные уже семь дней) могут принести еще около 4 миллионов. Опять же «как правило», в Украине фильмы идут в прокате около месяца, что обусловлено еженедельным поступлением достаточно большого количества новых фильмов и малым количеством кинотеатров в стране. То есть, при добрый раскладах «Никита…» сможет дотянуться до 13-15 миллионов общенациональных собраний, чему в большой степени будут способствовать существование второго экрана (кинотеатров на периферіях) и генетическая принадлежность мультфильма к зрителям. Таким образом, «Никита Кожемяка» имеет шанс догнать и даже опередить двойку украинских лидеров всех времен – «Поводыря» и «Несокрушимую», которые, по официальным данным компаний-прокатчиков, «B&H»и «ЮФД» соответственно, имеют примерно ту же общую сумму сборов в Украине.

 

 

В идеологическом аспекте это тоже хорошо. И не в финансовом. Ведь 15 максимальных миллионов – это лишь 576 тысяч долларов, которые никоим образом не могут перекрыть затраты в 4 миллиона и, тем более, дать желаемую прибыль. Но и эти 576 тысяч не дойдут до производителя. Потому что, по существующей в Украине системе, 50% от сборов любого фильма (кроме случаев дополнительного соглашения между кинотеатром и дистрибьютором), сразу забирает кинотеатр. 15% отходят дистрибьютору. Другие доходы покрывают расходы на рекламную компанию, печать копий и налоги. В идеале к производителю возвращается около 20% от сборов в прокате. В нашем случае – это 115 тысяч. В таком распределении это называется «ужасающий провал».

 

Если бы такая система была единой и точной, кина в Украине и дальше не существовало бы. Поэтому до наших рассуждений уместно добавить еще несколько факторов, которые минимизируют издержки и поднимают возможные дивиденды производителя.

 

Как мне еще в 2012 году рассказывал тогдашний сценарист и креативный продюсер «Никиты Кожемяки», Сергей Гаврилов, мультфильм начал создаваться за частные деньги 10 лет назад. 2008-го грянул кризис. Кем бы там не был главный инвестор «Никиты…», он обанкротился. Производители хотели продать проект. А когда не получилось, в 2011 году подали его на первый конкурс реформированного Госкино. Выиграли, и получили в бюджет в 15 миллионов гривен (тогда был курс 8 грн./1 долл.) дополнительные 4 миллиона (на сегодня Госкино еще виновато производителям 500 тысяч). И уже с финансовой поддержкой и в качестве продукта госзаказ, того же года на Каннском кинорынке, показывая лишь трейлер будущего произведения, получили интерес от 40 стран мира. Очевидно, заинтересованность нельзя монетизировать, поэтому производство затянулось еще на 5 лет. Мультфильм производился уже на деньги другого инвестора, с новым коллективом и даже новым режиссером. Гаврилова давно уволили, и не позволяли приближаться к проекту. Сценарий переписали. На базе компании «Panama Grand Prix» сделали анимационную студию. В результате над «Никитой…» в целом работало около 200 человек, включая аниматоров из Китая и Кореи и актеров озвучивания на английском из Соединенных Штатов.

 

 

Все это помогло создать колосс, и представить его уже в этом году в тех же Каннах. Теперь уже интерес конвертировали в четкие контракты и реальные деньги пресейлів (как говорят источники). На ранее упомянутой пресс-конференции прозвучала цифра в півторадесятки стран, купивших права для проката нашего мультфильма. А Президент Украины в своей речи от 12-го октября сказал о 20 стран — счастливых обладательниц прокатных прав на «Никиту…». Суммы пресейлів не разглашают, но они могут быть разные – в зависимости от количества платформ (кинотеатральный прокат, DVD, TV и пр.) и срока прав (на месяц, полгода или год), суммы разнятся от 5 тысяч до нескольких сотен тысяч. Для Соединенных Штатов цифры могут вырасти на порядок, но пока четкого покупателя из США нет, хотя мультик сначала озвучивался именно на английском, и лишь потом – на украинском. И это очень заметно. Собственно, это и есть одна из основных проблем вида «Никиты…», о чем мы и поговорим далее.

 

К сожалению, о «Никиту…» как о мультфильм, достоин большого внимания зрителей и страстных и пламенных речей кинокритиков, говорить не приходится. Только с патриотической точки зрения можно признать действительно огромный прорыв для украинской анимации: ничего подобного, да еще и в 3D в Украине не производилось. Но на этом и заканчивается патриотизм. Хотя бы потому, что ничего украинского (кроме «типа вышиванок» в героев) в мультфильме нет: главный герой – Никита Кожемяка, которого нет в наших сказках, а является лишь его отец – Кирилл; ведьма называется явно скандинавским именем Сиринга; летучую мышь зовут Эдди, а еще здесь есть тролль Фолкі и девочка Рокки. Речь героев – скорее, псевдоукраїнська, как в книжках во времена совка, от ее искусственности аж режет слух. Не говоря уже о произношении. Нет-нет, боже упаси – никто в профессионализме Виктора Андриенко или Русланы Писанки не сомневается! Впрочем, почему на пресс-конференции фильма на украинском говорил только Василий Вирастюк и председатель Госкино Филипп Ильенко, а продюсер и другие актеры озвучивания – русски…

 

И Бог с ней, с той языке, не в ней дело! Что с того, что речь – один из главных аспектов идентичности украинцев? Особенно, если большинство зрителей не почувствуют дискомфорта и не забросят производителям тотальную безответственность и разгильдяйство в подаче материала, потому что привыкли, когда им плюют в лицо, и с улыбкой говорят, что это дождь. Это лучше всего продемонстрировал телеканал «1+1» и производимый ими телесериал «Век Якова». Безнаказанность в нашей стране приветствуется. И это не навсегда.

 

 

Для иностранных зрителей большими разочарованиями будут непонятна ядучість цветов, схематичность и нечеловеческие движения героев и… недомальованість отдельных сцен. Если цвета могут быть концептуальными (чтобы глаза недоброжелателям повиїдало!), движения непластичними через пока отсутствует умение это сделать хорошо, то недомальованість, подозреваю – следствие огромной, несвойственной украинском анимационном производству работы над миллионами деталей, и неудачной попытки угнаться за максимальной динамикой голливудских лент. Речь идет, скажем, о второстепенного героя, белка (с истинно украинским именем Камикадзе): в отдельных сценах она мерцает, что может указывать на незавершенность ее рендеринг меха. Думаю, отдельные недостатки легко исправятся при наличии заказа от американского прокатчика. И думаю, такой заказ может быть. Только не в большой прокат.

 

«Микита Кожумяка» – это пример мультике категории «Б». Но это неплохо, это не оскорбление! Это констатация положительного факта. Совокупные мировые финансы этой категории далеко преобладают категорию «А». Эта категория не требует больших вложений, и поэтому риски провала значительно уменьшены. 4-миллионный бюджет «Никиты..» является минимальным для цветного 90-минутного продукта в 3D-анимации. И суперкрутым первым выстрелом для компании, которая возникла с нуля! На пустом месте! «Panama Grand Prix» не может меряться финансовыми силами и опытом с крупнейшей в Украине производственной компании Film.Ua, которая сделала большую ставку на свое анимационное отделение «Анімаград». Поэтому «Никита…» выглядит очень достойно рядом с этим драконом, что скоро начнет пожирать кинотеатральный пространство своими «Русланами…», «Русалку» и « принцессами».

 

Хоть «Никита…» и выглядит как та первая рыба, не ловится. Но удочка заброшена. На крючке что-то осталось, и уже точно понятно – место для ловли выбрано правильно, только подождать немножко надо.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика