Новостная лента

Почему мы понимаем других?

01.04.2016

 

Поставить себя на место других людей – это способность, которой маленькие дети должны научиться. Какие части мозга при этом играют важнейшую роль, недавно выяснили исследователи. Согласно результатам их разведки главную роль выполняет специальное сочетание волокон, которое вроде пути соединяет две части мозга. Лишь тогда, когда появляется «путь» для передачи данных между этими двумя регионами мозга, люди могут отличить «я» и проекцию других.

Как мост дугообразный пучок волокон Fasciculus Arcuatus (зеленый) примерно в возрасте четырех лет объединяет два участка мозга. Изображение: MPI CBS

 

Поставить себя на место другого человека – это базовая предпосылка для социального взаимодействия. Взрослые обычно без труда различают свои и не свои мысли, но маленькие дети изначально не имеют этой способности. Лишь в возрасте 3-4 лет они вдруг начинают понимать, что другие могут думать иначе, чем они. Сначала детям кажется, что убеждения не существуют вне их непосредственным опытом. Но после третьего года жизни они делают большой шаг в развитии.

 

Шарлотт Ґроссе-Вісманн (Charlotte Grosse-Wiesmann) и ее коллеги из Института когнитивных и нейрологічних исследований имени Макса Планка (Лейпциг) недавно выяснили, с чем это связано.

 

Ученые хотели узнать, какие изменения в мозге дают возможность маленьким детям приписывать определенные утверждения другим. С помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) ученые исследовали, как распределена белое вещество в различных участках мозга и как эти участки между собой соединены. Подопытными были 43 ребенка в возрасте от 3 до 4 лет.

 

Полученные данные исследователи сравнили с результатами поведенческого эксперимента – теста на ложные убеждения. Они проверяли, способны ли дети осознать, что другие люди порой убеждены в том, что на самом деле не соответствует действительности.

 

Так испытуемым показывали пасху батончиков, внутри которой были карандаши. Затем их спрашивали, о чем подумает другой ребенок, когда увидит коробку. Дети, которые еще не научились приписывать мысли другим людям, на этот вопрос отвечали: «карандаши». Эти испытуемые не обращали внимания на то, что другой ребенок не знает о содержимом коробки.

 

Сканирование мозга и результаты эксперимента показали корреляцию. Чтобы различать «я» и проекцию другого важнейшим является образование специального сочетания волокон – Fasciculus arcuatus. В какой-то момент в возрасте трех и четырех лет волокна этой структуры так сильно развиваются, что она как путь соединяет две важные участки мозга: регион в задней височной доле (он помогает думать о других людей и их убеждения) и участком в лобной доле мозга (через нее мы воспринимаем вещи на разных уровнях абстракции), благодаря этому мы можем отличить мысли других и реальный мир.

 

Только тогда, когда эти участки соединены Fasciculus arcuatus, дети начинают делать правильные предположения о взглядах других и понимать, что другой ребенок будет надеяться шоколадки в упаковке, а не карандашей, информируют ученые. Интересно, что новое образование в мозгу поддерживает эту способность, независимо от того, насколько хорошо развиты другие умственные способности ребенка, в частности сообразительность, понимание языка, контроль над импульсами.

 

«Сильно выраженный Fasciculus Arcuatus может также быть причиной того, что собственно людям лучше удается понять других и их реакции,– сказала Ґроссе-Вісманн. – Несмотря на то, что и приматы могут поставить себя на место другого, однако в значительно меньшей степени. Это, вероятно, можно объяснить существованием менее выраженной связи этих волокон», – предположила выводу ученый.

 

 

Was uns andere verstehen lässt

Max-Planck-Gesellschaft, 27.03.2017

Зреферувала Соломия Кривенко

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика