Новостная лента

Под открытым небом, в парке – театр

17.09.2015

 

За несколько столетий фразеологизм про «кота в мешке» стал устоявшимся и хорошо знакомым каждому украинцу. В этом году в течение первых осенних выходных львовян и гостей города решили заинтриговать, подсунув им кота в мешке в виде первого театрального фестиваля под открытым небом «Кот Ґаватовича». Или стоит все-таки покупать вышеупомянутого кота, или нет – имел возможность убедиться каждый, посетив парк имени Богдана Хмельницкого.

 

 

Почему именно «Кот Гаватовича» и к чему тут кот вообще? – может поинтересоваться рядовой житель города. Фестиваль получил название в честь польско-украинского писателя Якуба Ґаватовича, который считается вероятным автором старейших украинских интермедий. Одной из них является интермедия «Продал кота в мешке», впервые поставленная в 1619 году на площади нынешней Каменки-Бугской, а зрителями ее был обычный люд. Своей популярности интермедия была обязана тем, что отражала рядового украинского крестьянина, присущие ему черты и повадки. Смотря ее, горожане имели возможность увидеть самих себя, посмеяться над собой – так полюбили доступную и понятную им историю.

 

Практически 400 лет спустя во Львове решили возобновить традиции Якуба Ґаватовича, и максимально приблизить театр к каждому – не зависимо от их возраста, происхождения или социального статуса. На протяжении двух дней с утра до вечера на горожан ждали мероприятия различного рода: завтраки-дискуссии, лекции с участием театральных деятелей, мастер-классы и спектакли профессиональных театров и любительских коллективов. Таким образом программа была разделена на три блока: образовательный, практический и демонстрационный. В рамках этих мероприятий зрители могли попробовать вдохновение на завтрак, общаясь с Олегом Стефаном и Ирмой Витовской; принять участие в театральной мастерской «Голоса и пения» от Наталки Половинки; насладиться спектаклем «Иоганна, женщина Хусова» известного театра имени Леся Курбаса или открыть для себя другие любительские театры и их постановки. Несмотря на все действа, зрителям так и не выпало случая увидеть интермедии самого Ґаватовича и, по словам организаторов, их в программе и не предполагали.

 

«Идея возникла еще полтора года назад в Самборе, когда мы с моей актрисой из театра «Состав 2’0» после мастер-класса для деток, на который нас пригласили, начали думать о том, кто же на самом деле приходит на такие мероприятия. А это обычно и взрослые, и пожилые люди, процент детей совсем не значительный. Тогда мы поняли, что театр – сейчас, как и раньше, имеет свою аудиторию и зрителя, но в 21 веке люди хотят знать все больше, быть в центре события и действия. Так на эту идею мы с командой нанизывали и другие сверхзадачи. Важно было наметить для культурного пространства новую среду, нетипичное, которое бы позволило создать эксперимент», – комментирует организатор фестиваля Ева Якубовская.

 

 

И если среди посетителей образовательного и практического блока можно было увидеть в основном театралов или любителей театра, то аудитория показательного блока была очень разнообразной. Можно было лицезреть и молодежь, которая целенаправленно пришла в парк, зная о фестивале, но и людей старшего возраста или родителей с детьми, которые, прогуливаясь погожим выходного дня мимо действа, решили присоединиться к ним и найти что-то для себя. Организаторы и участники пытались показать, что театр – это что-то открытое и по-своему понятное и доступное для каждого. Ведь, возможно, вы любите театр, но у вас маленький ребенок, и посещение театра стали не такими частыми; или же вы желали насладиться театральным действом, выпивая вино и заедая это все хот-догом? На фестивале было возможно воплотить и то, и другое – зрители могли выйти за те рамки, которые ждали бы на них в стенах классического театра.

 

Зрители менялись, количество людей то уменьшалась, то увеличивалась; кто-то смог что-то найти для себя, кому понравилась постановка, кого она разочаровывала – как говорят, на вкус и цвет товарищей нет. Наверное, благодаря фестивалю театра-таки удалось хоть немного приблизить к себе зрителя и показать с помощью представлений и дискуссий то, что есть другой театр, что театр является многогранный и многослойный. Ведь существует не только театр в традиционном его понимании, где ставят классические постановки Шекспира или произведения Франко, герои которых жили более ста лет назад. Меняются парадигмы, меняется общество, а трагедии, зло и жестокость приобретают новых форм и новых форм приобретает и театр; потому что театр – это своеобразное отражение общества.

 

Бюджет фестиваля составлял примерно 80-90 тыс. гривен, и несмотря на основное финансирование со стороны Львовского городского совета, реализации значительных замыслов в жизнь финансово поспособствовали и другие партнеры фестиваля. И по словам организатора Евы Якубовской, не все замыслы удалось осуществить. «Сначала фестиваль хотели разделить на три дня: первого показать львовское театральное среду, второго – всеукраинское, а на третий – мировое. Более того, должны были выступать и сценографка из Британии, и театр из Чехии, и другие. К сожалению, в этом году финансовый момент не позволил этого, но мы договорились с ними работать уже в следующем году».

 

 

Начиная завтраками и заканчивая театральными и кинопоказами под открытым небом, фестиваль «Кот Ґаватовича» объединил на некоторое время не только театралов, но и рядовых жителей города разного возраста – и это самое важное. Согласно общим подсчетам, фестиваль в течение двух дней посетило около 2 – 2, 5 тыс. горожан. Конечно, по сравнению с более чем 700-тысячным населением города, это количество может показаться мизерной. И вполне возможно, что шаг за шагом, организуя похожие действа, Львов обретет славу не только как город шоколада, кофе и литературе, а также и как город открытого театра.

 

Радует, что в городе активизируются тенденции выхода разнообразных действ за пределы старой, туристической части города. Ведь такие события, как фестиваль Параджанова на Левандовке или «Кот Ґаватовича» в парке Богдана Хмельницкого, рассчитанные прежде всего на жителей спальных районов, и олицетворяют в себе оживление и обогащение культуры на местах, где ее не хватает. Ведь чтобы по настоящему стать открытым для мира, нужно прежде всего быть открыть для себя.

 

Фото Дианы Горбач.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика