Новостная лента

Pojebane pojednanie или Сокрушительная дикость зла

01.10.2015

 

Что должно было произойти в конце произошло: и вот на экраны Польши выходит киноэпос Войцєха Смажовского «Волынь». Я его еще не видел, и эти заметки не рецензия. Хотя все равно так и тянет написать: не видел, но осуждаю. Если же без шуток, то нам от этого фильма никуда не деться, и это тревожно.

 

Тревожность разного толка по понятным причинам сопровождала этот проект в течение всего его зарождения и становления. Впрочем один из первых рецензентов фильма, он же ведущий польский кинокритик, сразу же успокаивает: зря мы мол так переживали, что фильм выйдет антиукраинским, ничего подобного, режиссер исследует не зло конкретного народа, а зло как таковое, зло национализма, который, как известно, не имеет нации, то есть перед нами что не говорите великий фильм. Он так и пишет – большой, и где-то даже промелькнет сравнение с Достоевским. Таких больших фильмов польское кино не мало с 1989 года, нагнетает аффект кинокритик. Главное же – фильм Смажовского вполне свободен от любой пропаганды. Художественная, так сказать, вершина. Акме в чистом виде.

 

О чистый вид еще поговорим – возможно, после просмотра. Тем временем из другой публикации я узнаю, что фильм открывается эпиграфом из высказываний весьма неоднозначного (а некоторые утверждают – однозначно сумасшедшего) ксендза Исаковича-Залєського. От этого известия делается удивительно за первого рецензента. Как можно считать свободным от пропаганды фильм, в первых кадрах которого программная цитата из злейшего, даже как на Польшу, антиукраинского пропаґандиста? Остается предполагать, что первый рецензент или не в теме, или немного опоздал на начало просмотра, и эпиграф о кровавых «топоры украинцев» остался вне его розчуленою вниманием.

 

Историк Мотыка, эксперт из волынских вопросов, дает интервью, в котором подтверждает, что Смажовський неоднократно обращался к нему за консультацией. Хоть здесь-таки не без сожаления констатирует: режиссер не всегда прислушивался к его рекомендациям. Например, в фильме есть сцена, где украинский священник (предполагаю – греко-католический, хоть их на Волыни и не очень водилось) святит топоры и косы, которыми его украинские прихожане будут убивать соседей-поляков. Подтверждений таких фактов мы не нашли, честно курит режиссера историк. Так будто они, историки, успешно нашли подтверждение для многих других «фактов», которыми должен изобиловать фильм.

 

Из разбросанных здесь и там по первым післяпрем’єрних публикациях деталей следует довольно грустный вывод: если рекомендации «польской стороны» режиссер Смажовський еще так-сяк выслушивал, то с украинцами и Украиной он не общался вообще. То есть диалога, а с ним и правды, он не искал. Он сделал фильм о стране, которой совсем не знает (ни языка, ни истории, ни культурных кодов) и которой, смею предполагать, на самом деле совсем не интересуется. Что зато его интересовало – это все более массовый запрос польского общества на общенациональный трагический миф. Здесь он обнаружил незаурядный талант чуткости, и есть все основания ожидать, что 7 октября, в день выхода «Волыни» в широкий прокат, поляки выстроятся в очереди к кинотеатрам. Которыми они с тех кинотеатров будут выходить – вопрос очень тревожное.

 

Ладно, «польский Тарантино» (или скорее «поздний Михалков»?) сделал свое. На этом месте оставим тем временем его фильм – тем более, что на «Оскара» он, слава Богу, уже не будет претендовать. Хотя наверняка найдет себе широкое и благодарное применение в России.

 

Зато есть контекст, который называется «украинско-польское pojednanie». Это жизненно важный для Европы и мира, не говоря уже о сами наши две страны, процесс, который фактически начался тогда же, когда и наша (и в конце концов, поляков тоже) независимость. Однако по мнению нынешней польской власти (а с ней, к сожалению, и большей части польского общества) все это прежнее pojednanie следует когда не вполне аннулировать, то обязательно перезагрузить. Через предательскую возню всей той «либеральной жидо-коммуны», всех тех «детей Ґедройця» – міхніків, куронів, валенс, кваснєвських и иже с ними – Польша, мол, так и не дождалась от Украины чего хотела, зато все эти годы была Украиной коварно используемая. (Мы єйо пользовалі). И этому пора положить конец.

 

И они кладут.

 

Лучше всего об этом у одного из упоминавшихся рецензентов: «Фильм Войцєха Смажовского это как команда «проверь!», после которой становится ясно, что более как за четверть века после падения коммунизма в историческом диалоге с украинцами мы все еще в исходном пункте. Салонные жесты, декларации очередных президентов и дебаты историков бессильны против беспощадной дикости зла, которое льется с экрана. Потенциал этой проверки несравним с выхолощенной из содержания и в течение лет обесцененными фразой “прощаем и просим прощения”».

 

Вот так. Ключевая фраза pojednanja оказывается выхолощенной и обесцененными, ибо и само pojednanie уже вроде признали фикцией. Короче и яснее лишь у упомянутого сумасшедшего ксендза: «Фильм “Волынь” убьет pojednanie, которого не было никогда». I o to chodzi партии и правительству, идеологическая задача которых режиссер Смажовський очевидно выполнил с ошеломительным успехом. Горечь этой шутки в том, что на самом деле режиссер позиционирует себя отнюдь не сторонником именно этих партии и правительства.

 

P. S. На фестивале в Гдыне, где фильма «Волынь» пророчили все самые важные призы и награды, победил другой фильм – «Последняя Семья». Исполнитель главной роли, большой (вживую-ка и я теперь это слово!) актер Анджей Северин посвятил свою награду Олегу Сенцову. Спасибо! Сейчас каждый жест польской солидарности с Украиной уже на вес золота.

 

P. P. S. В глуши Беловежской пущи, где мы с карбидами в те фестивально-премьерные дни продолжали безнадежное дело pojednania, работая над новым альбомом, встретилась нам бригада украинцев-строителей. На вопрос откуда они, молодой ответил «Волыни» – и по-детски широко улыбнулся.

Мне за него тревожно. Этот ребенок даже не будет знать, за что его віддухопелять до полусмерти в первом попавшемся здешнем пивняку.

 

          

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика