Новостная лента

Поколение, что живет ради лайков

25.02.2016

 

Социальные сети могут вызвать привыкание. Даже хуже: они могут вызвать жалобы на то, что соцсети делают с молодежью. Общим является мнение, что каждый, кому еще нет 25 лет, страдает нарциссизмом и убежден, что каждое блюдо перед тем как кушать надо фотографировать и распространять. В онлайне студенты с тревожной регулярностью цепляются друг к другу и присылают снимки наголяса. Таким поведением, возможно, и стоит беспокоиться, но настоящая угроза является более коварным, утверждает Донна Фрейтас в своей книге «Эффект счастья», которая побуждает задуматься.

 

Настоящим минусом Фейсбука, Інстаграму и им подобных, арґументує Фрейтас, есть постоянная радостность. Молодые люди усваивают, что нельзя публиковать ни намека на несчастья или неудачи, это может обусловить неприятности в будущем и повредить их собственном «бренда». Этот императив создает замкнутый круг. «Поскольку молодые люди чувствуют сильное давление, что должны публиковать в соцсетях что-то счастливое; в результате они часто чувствуют себя неполноценными, потому что в действительности они не являются счастливыми все время», – пишет Фрейтас. Молодые чувствуют, что должны быть он-лайн почти постоянно, но не могут распространить там свое истинное «я», и эта ситуация приводит к еще большему несчастью. «На доброе или на злое, студенты начинают мастерски изображать счастливых — за любую цену», – говорит она. «Эффект счастья» – не такая страшная беда, как те подростки, что рассылают пикантные фото, но это важный феномен, который нужно понять, и родители, учителя и администрации университетов должны на него реагировать.

 

Чтобы исследовать эффект счастья, Фрейтас опросила около 200 студентов университетов и провела Интернет-опрос сотен других. Она обнаружила, что у молодых людей непростые отношения с социальными сетями. Они не могут жить без своих телефонов, но многие аспекты их он-лайн миров есть им нелюбимые. В частности Фейсбук уже давно приобрел репутацию «нарезки изюма». Люди естественно публикуют новейшее из важных событий: каникул, вечеринок, церемоний вручения дипломов. В теории влюбленный в себя молодой абориген цифровых джунглей может публиковать и какие-то свои тревоги, беспокойстве или плохие оценки, также проскакивают в их жизни.

 

Но Фрейтас, исследователь в области общественных наук, которая преподавала в нескольких университетах, выяснила, что взрослым удалось очень успешно убедить молодежь в том, что посты в соцсетях могут преследовать их пожизненно. Руководители приемных комиссий и будущие работодатели могут заглянуть назад во времени и увидеть посты с жалобами на тяжелого шефа или с признанием одиночества. «Люди за выложенное в соцсети не могут получить работу или попасть на собеседование», – сетует один студент. Однако избежать социальных сетей практически невозможно; преподаватели, например, создают в Фейсбуке дискуссионные группы. Поэтому зверя надо умилостивить и поддержать «личный бренд»: бренд занятой наукой, но при этом общительной человека, который ведет правильную деятельность и придерживается правильной мысли. «Много студентов начали рассматривать свои посты (особенно на Фейсбуке) как повинность, как домашнее задание создать счастливый фасад», – рассказывает Фрейтас.

 

Излишне говорить, что эта обязанность казаться счастливым на публику – да, много студентов говорят о друзьях и семье именно в этот способ – может раздражать исполнителей. Особенно это является мучением для молодых людей, которые испытывают клиническую депрессию; это привело, как утверждает Фрейтас, до появления таких сайтов, как Yik Yak, где люди могут оторваться, иногда в отвратительный образ, под прикрытием анонимности. Родители и коллеги быстро учат молодежь, как выглядеть профессионалами он-лайн, но намного меньше они сделали для того, чтобы помочь студентам справиться с эмоциональными последствиями пребывания в окружении всеобщей тщательно отобранной совершенства.

 

Детальное исследование Фрейтас добавляет конкретности ее убедительным тезисам. Ее собеседования с 184 произвольно выбранными, различными студентами из 13 университетов – государственных и частных, разборчивых и не слишком – включали в себя вопрос о вере, родителей, селфі, и личные соц-сетевые истории. Ее он-лайн опрос еще 884 студентов проверяли идеи, которые раскрылись с этих разговоров. 73% респондентов подтверждают, что «я всегда пытаюсь казаться положительным/счастливым отношении всего, что связано с моим настоящим именем». Лишь 19% респондентов согласились, что «я открыто проявляю свои эмоции в социальных сетях».

 

Некоторые из ее интервью содержат истинные жемчужины. Одна женщина рассказала, что настолько привязана к своему телефону, когда ее ограбили в автобусе, она погналась за грабителями и, чтобы достать его обратно, дала им 150 долларов (о чем они, очевидно, предварительно ее не просили). Люди изменяют настройки конфиденциальности, чтобы делиться разными учетными записями с разными людьми; молодая женщина-мусульманка сообщает, что есть разные группы настроек в Фейсбуке для друзей-мужчин и друзей-женщин, таким образом она может публиковать свои селфі с непокрытой головой (которых мужчины не должны видеть). Один парень говорит, что не считает свое поколение более самовлюбленным или еґоцентричним за любое другое. «Просто дело в том, – пишет Фрейтас, – что его поколение имеет инструмент, чтобы «показать всем» эту свою эгоцентричность и зацикленность на себе. «Каждый хочет, чтобы его заметили, – говорит он, – каждому нравится ощущение одобрения, каждому нравится, когда он нравится другим»». Каждому, кто публиковал фото в Інстаграмі и потом в течение следующих двух часов 10 раз проверял его, чтобы посчитать количество «лайков» – а возможно, даже звонил своей сестре, чтобы напомнить ей, чтобы она лайкнуло его фото, – знакомо это ощущение.

 

Стремясь быть тщательной, Фрейтас иногда грешит повторами и уделяет относительно мало времени на то, собственно, что можно сделать, чтобы помочь молодежи искать свой путь в этом мире. Ее наиболее інтриґуюча совет – чтобы университеты и работодатели публично объявили о неэтичности обращаться за информацией к аккаунтам аппликанта в соцсетях – может быть слишком радикальной. И вместе с тем, вероятно, нереальной. Прием на работу уже является довольно рискованным делом, и те, кто нанимают нового работника, стремятся получить всю возможную информацию. Так что вместо этого она возвращается в обычных предостережений: всем нам, мол, надо отключаться на какое-то время и тратить меньше энергии на то, чтобы подстраиваться под желания других в поисках «лайков», а больше усилий тратить на «самопознание и познание мира». Это хорошая мысль, но учитывая то, что только единицы из респондентов Фрейтас говорят, что их нет в соцсетях, эта идея вряд ли получит широкое распространение.

 

Laura Vanderkam
A Generation Living for Likes
WSJ, 14.02.2016
Зреферувала Галина Грабовская

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика