Новостная лента

Поле дураков или рулетка судьбы?

07.06.2016

Телевизионное производство постоянное и преходящее как жизнь. И так же бурное и интересное. Хоть и не в Украине, где существуют пластиковые каналы с пластиковыми руководителями и таким же, ими созданным пластиковым миром. Поэтому поговорим о полнокровные живые страны и первое полугодие их, о самые ожидаемые сериалы – их взлеты и провалы.

 

Очевидно, что наибольшей интригой является свеженькие оригинальные проекты, неизведанные дорожки которых зритель открывает с обескураживающим незнанием: или это окажется ящиком Пандоры, или увольнением Тантала от его мук? О них мы и будем говорить… Впрочем, сразу хочется извиниться – начнем с «несвежего». О том, что на пике внимания, куда большинство мира нырнуло и… разочаровалось. Речь о «Твин Пикс». Конечно, это не первый сезон, речь идет о продолжении и в целом третий сезон, что таким образом отклоняет нас от выбранного и приятного обсуждения «первой брачной ночи». Но «Твин Пикс» – не просто ночь, это пропасть, в которую мы два года подряд вглядывались в начале ‘90-х, и которая 25 лет после того вглядывалась в нас. С ужасом мазохиста мы ждали результат этого перезиркування, и вот дождались. Кабельный канал Show Time, создатель уместных сериалов «Декстер» и «Страшные сказки», купил у создателя и режиссера Дэвида Линча права на то, чтобы дать возможность уже новому поколению заглянуть в ту сам пропасть. Но произошла непредсказуемая вещь: тип взгляда изменился. Теперь современный зритель распыляет темноту фонариками, сканирует на предмет того, что там есть, а чего не видно – анализирует с помощью компьютеров. Как в советском мультике про Кентерберийского привидения: даже детей теперь не испугать ночным лязганьем цепей, а взрослых это просто таки раздражает, поэтому призрака вежливо предлагается смазать заржавевший инструмент устрашения машинным маслом.

 

 

Все сюрреалистические и абсурдистские фишки Линча больше не является ни страшными, ни впечатляющими. Фильмы Яна Шванкмаєра и Квентина Дюп’є приучили к этому осведомленного публику, а неосведомленную такое просто «не гребет». Марихуана, «молоко» или даже ЛСД не подходят, потому что замедляют, а современный мир имеет кокаиновую скорость. Поэтому и ритм нового «Твин Пиксу» – не commeilfaut. То, что было новым, психоделическим, медитативным и завораживающим в ‘90-91-м годах, сейчас скучное, странное повторение уже всем известного. Ни Черный вигвам, ни язык-как-у-глухих, ни застывшее лицо Дейла Купера, ни ночные проезды лесом – это все уже не работает. Линч не стал хуже, он не стал нормальным – он остался прежним. Сумасшедшим, другим, – таким как и был. Хоть и не без обновлений. Теперь история разворачивается не только в городке Твин Пикс в Вигваме, но и в Нью-Йорке. И нью-йоркская детективная история расследования убийства не без своих изюминок (чего только стоит само убийство – стоимостной внимания ужас). Но фактически 3-й сезон «Твин Пиксу» является подарком искателям ответа на вопрос «кто убил Лору Палмер?» и куда исчез Купер.

 

В целом критики оценили новый сезон высоко. На портале Metacritic рейтинг составляет 74 балла из 100, а на IMDB — 9,4 из 10. Противоположная ситуация с НЕкритиками – первые два эпизода, показанные 22 мая один за одним, посмотрели всего 506 тысяч обычных смертных. А это – провал, и особенно, если сравнить аудиторию с первой серии первого сезона 1990-го года, когда у телевизоров, часто ламповых, собралось более 34 миллионов зрителей.

 

Понятное дело, динамика течения событий, скорость смены планов и кадров не является решающим в борьбе экранного продукта за внимание публики. И тем более за рейтинг критиков. И четвертый сезон британского сериала «Шерлок» это подтверждает. Мигание изображения в стиле музыкальных клипов и шутовство перед массовой аудиторией – розтовкмачування каждого сюжетного поворота – пошло на хуже сериала, чей новый сезон критики разбомбили, как немцы Лондон во время Второй мировой. Должны быть такие себе обычные чары, которые органично сочетают ритм и сюжет, тайну и ее подачу. Как в другом британском сериале, «Табу», первом в этом году гипнотическом образце телевизионной магии. Искусственный мир довікторіанського Лондона уродливый, как мистер Хайд, но убедительный, как доктор Джекил. А сам герой, Джеймс Дилэйни, является олицетворением нашего, современного представления о прошлом, стилизованного и мистического, пропущенного сквозь призму художественного видения. Один из самых ожидаемых – как бенефис любимца публики английского актера Тома Харди, – «Табу» полностью оправдал ожидания, хотя и немало изнервничался чопорных и голубо-кровных любителей «Аббатства Даунтон». И не только потому, что он жесткий и грязный, дражливо мистический, но прямолинейный, с обильным кровопусканием и греховным кровосмешением – как реальный портрет Дориана Грея, выставленный на обозрение. А и потому, что противники сериала убеждены в его «многозначном ничто», намекая на смысл, которого вроде, как у зайца хвоста…

 

 

Большую ставку делали и на «Изумрудный город», бронируя ему почтенное место в списке «самых ожидаемых». Потому шоураннером и режиссером «…города» является Тарзем Сингх, любитель в кадре (а может и в жизни) использовать элементы БДСМ и эстетизировать насилие. Впрочем, над каждым творцом стоит администратор, и условия работы диктуют саму работу. Заказчиком выступила одна из национальных сетей Америки , где вещание охватывает 99% семей США. Поэтому и контент должен быть приземлен и усредненный, и желательно с рейтингом не больше ограничение в 14 лет. Оригинальность формы – как для сериала – сильно была подавлена сценарным упрощением. Сказка о волшебнике из страны Оз должна оставаться сказкой, не смотря на многочисленные осовременивании отклонения и отсутствие детского вектору направления. В итоге мы получили жиденькую зупку вместо острого и наваристого харчо, привычного для Сингха. И когда речь идет о телевидении и национального бодкастера, перец и специи убираются из рук повара-режиссера, любителя . Не помогли ни страшная суть Сингха, ни его (и наш) любимый исполнитель людей-монстров Винсент д’онофрио в роли Волшебника – сериал закрыли после первого же сезона. Тем не менее, преступлением будет не отметить чумові ідейки, за счет которых «Изумрудный город» останется достойным представителем визуализированных извращенных извращений создателей: например, дорога из желтого кирпича, посыпанная опиумом; или лесоруб, что влюбился в друга-мальчика, который раньше был девочкой, которую превратили в мальчика…

 

 

Смелость идей – вот как можно охарактеризовать первое полугодие телевизионного рынка. Ни в Британии, ни в Соединенных Штатах не боятся экспериментировать (когда есть соответствующая аудитория). Лучшие не идут уже ранее пройденными путями, выдумывая параллельные, или даже перпендикулярные дорожки. И одна из вершин смелости и оригинальности в этом смысле – «Легион». Будучи спин-оффом марвеловских комиксов, он должен был бы ориентироваться на многочисленную и давно спаянный и идейно и формально – выверенную аудиторию. И несмотря на это сделал революцию в жанре про Людей Икс и добавил хаоса в среду фанатов: любители комиксов однозначно испытывали амбивалентные чувства относительно сериала. В смесь драмы, комедии, экшена, тріллеру и фантастики густесенько добавили винтажного стиля, сюрреализма и – что очень важно – гротеска и стеба. Создатели «Легиона» решились, как у Издрика, «обезьянничать все, что можно было обезьянничать: художественные приемы, философские методы, средства выражения, формы протеста и форму очков…». И это было прекрасно! Фонтан идей, разновидность прозрений и размах крыльев! Впервые кино по комиксам и про мутантов можно было смотреть и советовать смотреть! – ни только детям и людям с детскими представлениям. Можно было смеяться и удивляться, восхищаться и бояться.

 

О, какое это редкое явление! Как и всеобщее одобрение: на портале Rotten Tomatoes рейтинг у сериала составил 93%, на Metacritic – 82 балла, на – 8,6, а премьеру сериала в целом посмотрело 3,27 миллиона зрителей. Это на миллион больше, чем у сериала «Табу»… Все вместе может поблагодарить смелости, на которую осмелились главные заказчики – канал и компания 20th Century Fox Television. Правда, здесь ситуация простая: в котомке взлетел лежат «Сыны анархии» и «Мост», «Вейворд Пайнс» и знаковый «Фарго». А шоураннером «Легиона» был сценарист «Фарго», Ноа Хаули… Это как культивация, как эволюция, а не дееволюція, как в Украине, где в эфир намеренно ставят хуже, так как потом справиться с лучшим – аудитория начнет умнеть, сценаристы – просить больше денег, продакшены не будут загибаться, как сейчас…

 

 

Еще один пример крупного кабельного телеканала США, НВО, который поставил на немассового режиссера, который до этого проявил себя в «умном» кино канадца Жана-Марка Валле, режиссера пронзительного «Кафе де Флор» смелого «Даллаского клуба покупателей» и правильной «Разрушения». Он полностью сам снял семь эпизодов сериала «Большая маленькая ложь». И сейчас это, наверное, лучший сериал 2017 года. Как гипнотизер на сцене, сериал поглощает твое внимание, затем твое сознание и наконец подсознание… И вот перед всеми в зале раскрываются самые сокровенные, самые глубокие и самые отвратительные секреты. Но как тонко это сделано! Никакого надругательства над зрителем!.. По сюжету постепенно, точными мазками, точно підміченими деталями, реакциями людей в стандартных ситуациях, моделируется жизни состоятельных семей, в которых, как и у всех людей на земле, шкафы забиты скелетами. Мастерство этого моделирование однозначно заслуживает «Золотого глобуса» за лучший сериал, сценарий и актерский ансамбль: Риз Уизерспун и Адама Скотта, Николь Кидман и Александра Скарсгарда, Шейлен Вудли, Лоры Дерн и других. Триллер на уровне Хичкока, детектив – не хуже Кристи, а шоковая развязка в финале – как знаменитые окончания М. Найта Шьямалана.

 

 

Кто-то из особо дотошных может указать на факт экранизации – мол, это же в первую очередь выслуга автора интриги, австралийской писательницы Лайан Мориарти и ее одноименной книги из списка бестселлеров New York Times. Так, без сомнения, книжка Лайани умопомрачительно хорошая, но наличие хорошей литературы в основе сериала, к сожалению, не гарантирует такого же хорошего следствия. Подтверждение? Пожалуйста: экранизация комикса Роя Томаса и Гила Кейна «Железный кулак», что на этот момент входит в антисписок ожиданий – как самое большое разочарование года. И это при том, что создан революционером-провайдером , является частью вселенной «Марвела» и уже имел почву в виде непривычных и хорошо принятых фанатами экранизаций «Сорвиголовы», «Джесікі Джонс» и «Люка Кейджа». Ок, это комикс, это не большая литература. Тогда вспомним «Лемони Сникет: 33 несчастья», экранизацию блестящих детских романов американца Дэниела Хендлера. При всех добродетелях этого сериала – фантастических декорациях и спецэффектах, высоких рейтингах и уже подтвержденных одновременно 2 сезонах, его скучно смотреть. И не совсем понятно зачем: интрига уже раскрыта фильмом с Джим Керри в главной роли, перипетии трудной судьбы детей Бодлер хоть и сногсшибательные, но однообразные, а главный плохиш и центр притяжения всего сюжета – хоть физически на голову выше Керри, как актер – ровно на голову его ниже.

 

…Почему один сериал вкус публике, а другой – нет? Почему 100-миллионные «Игры престолов» были восприняты на «ура», а 100-миллионный «Край «Дикий запад» зрители осудили? Почему увеличенную до сериала «Рідіохвилю» от канала CW, примитивную и плоскую, как камбала, закрыли, а «Вне времени», не «толще» и не более разумную – оставили в эфирной сетке? Почему не удалось сделать увлекательным британский сериал «Большой куш», если была такая классная первооснова – одноименный фильм Гая Ричи с Брэдом Питтом?.. Потому что никто точно не может спрогнозировать 100% положительный результат. И каждый новый продукт – рулетка судьбы. Никто не сомневался в «Железном кулаке», а он дал минимально ожидаемые рейтинги. Зато никто не ставил на «13 причин почему» от того самого ’у, а он выстрелил. И так, что спровоцировал мощный резонанс в Соединенных Штатах и Канаде. Рассказывая об изнасиловании и самоубийстве девушки из старших классов, он всколыхнул общество к обсуждению этих проблем в школах, к обсуждению существующей системы общения детей и родителей.

 

 

И уж точно никто не мог сказать, удастся переноса на экран романа Нила еймена «Американские боги». Все критики и журналисты поставили его в свой топ телесеріальних ожиданий 2017-го года. И потому, что у него за душой премии Н’юбела, Гюго и Стокера, и потому, что за него поначалу взялся гигант НПО, и поэтому… что его в принципе невозможно экранизировать, а невозможно – это вызов! И несмотря на отказ НПО от проекта, его подхватил канал , не менее именитый. «Черных парусов» вполне хватит для подтверждения его имиджа. Однако, «… боги» оправдали несколько иное, чем от них ожидали. Все происходит иным образом, чем мы на то рассчитываем, и сериал показал противоположность каждой из возможных ситуаций – он не является ни провалом, ни успехом. В том смысле, в каком этого хотели бы руководители студии или боялись фанаты романа. Кажется, химернішого продукта кабельный американский телеканал еще не выпускал. Сочетая в себе мистику, ужасы, гротеск, драму и черную комедию с очевидным відхилом в арт-хаус, «Американские боги» пока занимают первое место… как самый неординарный, невизначальний и внесистемный сериал, и работает скорее на имидж канала и всего американского телевидения, чем на прибыли. А как иначе можно трактовать официальное утверждение второго сезона еще до выхода в эфир первого?

 

 

P. S. В статье не указаны много других сериалов, о которых сказать просто не хватило места, впрочем, можем успокоить тех, кто ожидал драматический минисериал «Вражда» с Сюзан Сарандон и Джессикой Лэнг, вестерн «Сын», военно-драматический «Шестой» или британскую костюмированную драму «Алкион» – это достойные внимания вещи. Зато британская «Герилья» с Ідрісом Эльбой, американская «Заложница» по-французски трилогию Люка Бессона или «Тренировочный день» с последней ролью Билла Пэкстона не оправдали надежд. Рулетка прошла выбранное число. Или я чего не досмотрел…

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика