Новостная лента

Познавая – не сравнивайте!

10.04.2016

Экранизация Голливудом культового японского комикса, манги «Призрак в броне», – еще один кинематографический повод поломать копья, отношения и целые парадигмы. И это не удивительно, потому что когда культ (и еще из детства-юности-молодости) перетянуть в современное взрослое существование, и, к тому же, не так, как ты это помнишь из прекрасного прошлого, могут произойти разные неприятные вещи.

 

 

Или плохо выполнена конвертация рисованных картинок в фильм? Наверное, вот это больше всего хотят знать большинство зрителей, которые еще не видели результата, но раздумывают над предложением «идти или не идти?». Меньшее количество зрителей, из тех, кому «а поговорить?», любят отыскать подтверждение своих впечатлений после просмотра, и, конечно, высказать мнение, утверждать свою позицию, свое «я». Вполне естественное, человеческое поведение, и не вполне корректная. Хорошо или плохо – «Призрак в броне» выходит за эти примитивные рамки личностного восприятия, выходит за пределы одного «я», одного разговора, одного фильма и даже одного времени и народа-страны. Потому что так обычно бывает с вещами, преобразованными из малого в большое, из единицы в множественность, с «под» в «над» – в культ. Поэтому на самом деле проблема должна быть оформлена в такой узловатый и многословен паттерн: адекватно был воплощен голливудскими, британскими и индийскими компаниями научно-фантастический, кіберпанковий, философский боевик ‘90-х годов, что опередил время и побудил многих к созиданию и прозрения; и не испорчено идею создателя манги, Масамунэ Сиро, чье имя с благоговейным придыханием произносили (когда-то) братья Вачовски?

 

…Я еще не понес законного совершеннолетия, когда «Призрак…» появился на пиратских кассетах. На то время в моей памяти из японских мультфильмов, так называемого «аниме», был только сериал «Макрос», показанный на телеканале «Тонис», и, конечно, шедевры Хаяо Миядзаки (точнее, Миядзаки Хаяо, если на японский манер). Лишь посреди 2000-х один фанат аниме, мой сотрудник в журнале TotalFilm, раскрыл мне глаза на безграничность мира японских комиксов и анимационных фильмов. Поэтому в 1995-м, будучи гостем на пороге нового и великого, я был потрясен серьезностью «Призрак в броне». Ничего подобного ни в Европе, ни в Америке, ни тем более в совке, не делали, причем в индустриальных масштабах, работая на армию поклонников по всей планете, екранізуючи истошную количество манг-комиксов путем создания такого же количества аниме-сериалов, а вместе с ними и полнометражных мультфильмов.

 

Манга стала индустрией в послевоенной Японии, аниме заполонило свою родину в ‘70-х годах прошлого века, а мир – в ‘90-х. Само слово вышло за пределы страны восходящего Солнца, и стало частью лексики, по крайней мере, главных языков на Земле. Наверное, не зря говорят, что одним из вариантов происхождения «аниме» является латинское слово «анима» – «душа», ведь японские мультфильмы значительно большую роль уделяют не форме подачи сюжета, а его сущности, внутреннем, а не внешнем. В том же самом направлении разработаны и персонажи: хоть черты в них минималистичны, а движения ограничены, они представляют собой сложные конструкции с полным набором эмоций, несуществующих в большинстве мультфильмов остального мира. А глаза, глаза, эти невероятно большие озера души, в аниме они являются центром не только головы персонажа, а и внимания зрителя. Их європеоїдність – дань діснеївським героям, которыми увлекался еще в ‘40-х годах отец принципа аниме Тэдзука Осаму.

 

 

Глаза являются главной частью героини «Призрака…», майора Мотоко… И, думаю, по этому поводу со мной много кто поспорит. Потому что внешний вид Мотоко – особая составляющая персонажа. Она имеет идеальные женские формы, но ее тело – тело робота, и, кроме груди, лишено других, главных, признаков пола. И это не помешало большой части японской аудитории манги и аниме сделать Мотоку предметом поклонения и жажды, несмотря на ее роботичну физиологию. С времен Реставрации, когда в Японии были сняты многие из существующих тысячелетиями табу, очень сильно изменилось отношение к и формы его удовлетворения и изображения в кино и масс-медиа.

 

героини манги – деталь целого комплекса идеализированной героини. Она умная, замечательный боец, снайперский стрелок, и, при всей своей кібернетичності, не лишена исключительно человеческих качеств: мечтательности, погружению в воспоминания, меланхоличности, даже хандры. Одна из центральных дилемм манги и ее первой экранизации 1995 года – жизнь и самосознание: если ты имеешь сознание – то есть ты живым, даже будучи компьютером?

 

 

Героиня «Призрака…» больше человек, чем многие. Человек, которым хотели бы быть много японцев. Не только японок. Поэтому не удивительна популярность этого образа и, конечно, его распространенность в форме манги и аниме. Написана в 1991 году манга и ее продолжение получили семь экранизаций в виде четырех сериалов и трех полнометражных анимационных фильмов. Но чтобы понять популярность «Призрака…», надо добавить такой беспрецедентный факт: в 2008-м году фильм 1995-года выпустили в версии, названной 2.0 – вполне тот самый мульт, только с переделанными, осучасненими несколькими (!) сценами, подретушированный и с переработанным звуком. Помнится, такое сделали с культовым фильмом «Через тернии к звездам» Ричарда Викторова, и это совсем не понравилось советским фанатам. Так же получилось и с фанатами «Призрака…».

 

«Призрак…» был неприкосновенной классикой аниме. Хотя, надо сказать, он имел так же бешеную популярность и в Соединенных Штатах. И его экранизация была лишь вопросом времени. Хотя именно за экранизацию «Призрака…» именно в Штатах начались протесты. Когда компания DreamWorks начала заниматься проектом, на крупнейшем международном сайте петиций Care2 начали собирать подписи под призывом «DreamWorks: достаточно делать «белыми» азиатские характеры». Конечно, 104 тысячи подписантов не смогли остановить проект. Потому что за DreamWorks стоял один из шести главных мейджерів Голливуда, Paramount. Потому что бюджет фильма составлял 110 миллионов долларов. Потому что на главную роль уже подписалась звезда Скарлетт Йоханссон. И нельзя сказать, что этот фильм не ждали. Популярность анимационного «Призрака…» подогревала ожидания художественной версии. Здесь и участие Йоханссон была более чем позитивной: ее экшен-роль Черной вдовы в «Мстителях…» и 100%-добрая участие в «Люси» автоматически предоставляли большие надежды на адекватность и на этот раз. Плюс большой бюджет мог удовлетворить потребности для воплощения ооочень сложного концепта. Ведь «Призрак в броне» не был обычной мангой, а в купе с аниме-экранизациями создал полноценный, цельный и живой мир, и перетянуть его в кино было сверхзадачей.

 

 

Понимая всю ответственность (и за вложенные миллионы), американские владельцы прав на этом – внешнем – сделали главный упор. Продюсировали фильм компания Reliance Entertainment из Индии (которую Спилберг привлек еще 7 лет назад на этапе создания блокбастера «Ковбои против пришельцев») и Grosvenor Park Productions из Великобритании («Воображариум Доктора Парнаса»). Спецэффектами занималась чертова дюжина компаний, от американской Atomic Fiction («Игра престолов», «Трансформеры») к новозеландской студии Питера ДжексонаWeta Workshop. Музыку писал великий Клинт Менцель, композитор всех фильмов Даррена Аронофски. А вот режиссером почему-то выбрали скандального Руперта Сандерса («Белоснежка и охотник» и связь на площадке с актрисой Кристин Стюарт, за что жена Сандерса подала на развод, а самого режиссера отстранили от большого проекта). Видимо, других не нашлось, или они отказались. Может ввиду сценарий? А такое могло быть. Потому что его писали Джэми Мосс (автор очень слабенького боевичка «Короли улиц») и Вильям Виллер (сериальный сценарист, чей наивысший взлет – «Рэй Донован»)… А сценарий как раз должен быть самой сильной частью фильма…

 

 

Эти странные противоречивости – обстоятельный подход к созданию «как?» и удивительно небрежное отношение к «про что?» – сделали «Призрак в броне» неудобным для просмотра. С одной стороны, это потрясающая постановка с невероятно профессиональным и творческим воплощением богатой на идеи мнения арт-директоров, а с другой – очень упрощенный, фактически обрезанный и обрубленный ствол оригинальной, некогда мощной и разветвленной системы рассуждений о жизни и смерти, компьютеры и искусственный интеллект, развитие человечества и его деградацию. «Призрак…» выглядит эффектно, но для чего у него забрали большинство из возможных извилин? Так, если бы встретил старого знакомого, который демонстрировал неистовый интеллектуальный потенциал в институте, а теперь работает только перевозчиком товаров быстрой доставки. Упрощение «Призрака…» забрало у него его сущность. Будто настоящий призрак получил тело – теперь его может увидеть каждый, и при этом не испугается. Но и не удивится.

 

Главная идея в фильме – ценность любой формы жизни и переход из одного воплощения в другое – осталась главной. И она теперь поняла без попытки ее понимать – все так межево ясно, что и голову не надо включать! Вот главная проблема вполне неплохого, интересного, захватывающего научно-фантастического боевика. Который, тем не менее, выглядит подделкой. И дело даже не только в сюжете, где остались только магистральные линии, а все отклонения и переплетения блокированы и перекрыты. Ну не лежит кимоно на американцу, никак, в первую очередь потому, что тот не знает, как его носить. Йоханссон даже ходит в образе майора Мотоко, бедная, ломая себе походку и спину. Впервые, играя супер-женщину – крутого спецагента с навыками супербойца – она будто не на своем месте. Меланхоличность в нее никак не может сочетаться с целеустремленностью – она не способна понять, как это? Даже героиня в самом удивительном в ее карьере фильме «В твоей шкуре» была более ею обыграна. Или это во мне говорят сравнение с оригинальным «Призраком…»?

 

 

Вероятно, что так. Поэтому совет первый и последний – на этот раз не слушайте дядюшку Эйнштейна, который утверждал, что все познается в сравнении. Сравнивать фильм Руперта Сандерса с аниме 1995-го (или любого другого года) все равно, что сравнивать столетнего дуба с палочкой, который валяется под ним. Но патиком можно классно помахать и получить искрящееся, адреналиновые удовольствия. От фильма Сендерса тоже можно. Но (несоизмеримо) меньше.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика