Новостная лента

Растут на Хортице бананы?

09.03.2016

 

 

Уже в эти выходные во Львов приедет театр Запорожская новая драма. Его название как визитная карточка говорит сама за себя – каждому сразу понятно, что речь идет. Так и есть. ЗНД – это проект «снизу», что пытается продвигать в Запорожье новые театральные практики и подходы, альтернативные так называемом постсоветском академическом театре. То же самое он будет делать и во Львове. Запорожцы, приглашенные коллегами из Первой сцены современной драматургии «Драма.UA», покажут спектакль «Министерство образования и науки Украины» драматурга и соосновательницы ЗНД Анастасии Косодий, и в публичной беседе поделятся опытом театральной деятельности в прифронтовых городах.

 

 

За такими общими, почти видовыми окресленнями, скрывается конкретное, очень самобытное театральное явление. Запорожская новая драма не просто демонстрирует один из немногих более-менее успешный аналог актуальных трендов в наших палестинах. Речь идет о тот спонтанный взрыв своеобразной творческой энергии, который случается лишь тогда, когда происходит, и который порождает Театр как отдельное явление.

 

Свою поездку в гости к Запорожской новой драмы я еще до сих пор вспоминаю как невероятную вдохновляющую приключение. Откровенно говоря, во Львове за такой смесью энтузиазма, веселой неприкаянности и творческой маргинальности приходится только ностальгировать – на фоне разнообразного, но слишком спокойного львовского театрального среды. До театра Запорожская новая драма очень подходит слово «первобытный». Это когда все, что происходит, еще звучит как волнующее и неизвестная «первая весть». Хотя, академические театралы, наверное, восприняли бы «первобытность» ЗНД как состояние пещерной дикости, как длинную дорогу к профессионально яркого света юпитеров и цивилизованного шуршания запилюженої завесы.

 

События театра и действительно происходят в пещерных условиях – голое, ободранное помещение в здании бывшего меннонитского мельницы, индустриальная печка-буржуйка, твердые секонд-хенд кресла а-ля дом культуры газовиков. Но запорожские «новодраматурги» просто не вписываются в логику «нормального развития». Они делают все возможное там, где находятся сейчас, и интенсивность их теперешнего компенсирует любую институциональная необустроенность. Энергия Запорожской новой драмы – это чисто человеческая энергия, которая из разных трансцендентных причин вошла в резонанс.

 

Официальной датой основания театра «новодраматурги» называют День независимости 2015 года. Тогда состоялась первая постановка – спектакль «Котел» по пьесе Насти Косодий, еще без помещения, в уличном формате. Но до этого была еще долгая драматургическая биография Насти, произведения которой читались со сцен и «Недели актуальной пьесы» в Киеве, и «Любимовки» в Москве, и Драми.UA во Львове. Были первые репетиции спектакля по знаковым текстом Насти «Привези мне из Львова, чего в Запорожье нет» совместно с запорожскими актерами, с которыми автор познакомилась, собственно, в процессе постановки. Это знакомство впоследствии переросло в сильное желание творить и работать вместе.

 

 

Как вспоминает Настя, последним толчком к созданию какого-то собственного отдельного театрального пространства, где бы можно было регулярно воплощать различные проекты, стал приезд в Запорожье киевского театра PostPlay, возглавляемого давним знайомцем по «Неделе» Дэном Гуменными. Спектакль киевлян «Серая зона» привлекла достаточно большое внимание запорожской публики, и это уже окончательно укрепило идею подобного местного «новодраматичного» театра, которую вынашивала Настя.

 

На фейсбук-призыв откликнулась Виктория Петрова – и с просто знакомой очень быстро превратилась в боевую подругу и вдохновенную соучредитель Запорожской новой драмы. Важным моментом стало именно формирование близкого круга единомышленников-актеров: «С самого начала наших еще стихийных экспериментов нам помогали актеры Юлия Клименко, Алена Снегирева, Андрей Беликов, а чуть позже присоединились и Александр Вернигора, Павел Неброєв и Ольга Донік», – рассказывает Настя.

 

Запорожская новая драма существует практически на волонтерских началах. Время от времени все же удается изыскивать различные гранты или спонсорскую помощь для регулярных событий, и даже для организации фестиваля «Дни украинской драмы», который объединил многих деятелей «нового театра» из Украины и России. Благодаря энтузиазму Насти и Вики ЗНД стала не только центром прогрессивного театра в Запорожье, но и определенным коммуникативным хабом для драматургов и режиссеров из разных городов, одним из тех мест, которые воплощают в жизнь понятие «украинской новой драмы». Поэтому очень приятно, что у запорожских «новодраматургів» завязалось тесное сотрудничество и со Львовом – на уровне дружбы институтов и отдельных персональных связей. Ведь Львову порой не хватает коммуникаций, которые проходили бы хоть немного в стороне от привычных магистральных линий на Киев и Харьков.

 

В основе репертуара ЗНД – чрезвычайно плодотворная и самобытное драматургическое творчество Насти Косодий. Это своеобразный запорожский «магический реализм», тонкое плетение межевых персонажей и ситуаций, которое с почти-лінчівською прямотой соединяет нас с теми или иными потойбіччями. В последние годы главной темой текстов Насти стала война, которая в Запорожье ощущается иначе, чем во Львове. Львовяне уже могли услышать ее пьесу «Кто украл твоих лошадей», которая в прошлом году победила в VI Конкурсе пьес от «Драма.UA».

 

В пространстве ЗНД регулярно появляются читки или постановки текстов общеукраинской географии – запорожца Олеся Барлига, херсонки Натальи Блок, киевлян Максима Курочкина и Виталия Ченського, львовянки Ольги Мацюпи и других драматургов «новой волны». Этой зимой участники Запорожской новой драмы ездили прифронтовыми городами Донетчины и Луганщины в рамках проекта «Театральная лаборатория. За пределами страха». Театралы представляли бесплатную интерактивную спектакль, и старались вдохновить зрителей на создание собственных постановок и перформансов. Впоследствии заинтересованных пригласят в Запорожье на специальные тренинги.

 

 

Явление «новой драмы» рассказывает Настя Косодий:

 

Кажется, не существует четкой формулировки «новой драмы» – по крайней мере, в том контексте, который используют в театральной тусовке сегодня. Легче просто «на слух» определить, принадлежит пьеса к новодрамівського движения или нет – как правило, это очень ощутимо уже на первых страницах. Если все же напрячься и вербализовать, для меня главная особенность здесь – это поиск языка, которая будет соответствовать проблеме, заявленной в пьесе (проблема, соответственно, должна быть актуальна к действительности). Имею в виду не только язык как слова и буквы, но и форму, сценографию, все это в комплексе. Возвращаясь к зоне ощущений: если автор говорит на тему, которая до сих пор проблематична для общества (война, например), и я не чувствую острого желания полететь на Марс от стыда за него и за себя, которая это слушает, – пьеса принадлежит к новой драмы (и вообще нормальная).

 

Обобщенная рассказ о деятельности Запорожской новой драмы в аспекте грантов, фестивалей, спектаклей и культурных обменов плохо передает реальный опыт ее повседневного бытия. Ведь здесь крайне важным является то, что ЗНД – это прежде всего очень неформальная и живая община. И именно в этом заключается ее высокая raison d’être.

 

Конечно, никаких особых велосипедов участники ЗНД не придумывают. Для местных драматургов – это возможность увидеть и услышать свои тексты в тот или иной способ воплощенными на сцене, а для местных актеров – реализовать себя вне застоявшейся лужи академической театральщини. Но случилось так, что при этом слились воедино какие-то невидимые человеческие энергии. Поэтому каждое событие здесь происходит как Событие, а стандартное обсуждение спектаклей естественно перетекает в задушевное общение вплоть до ночи. Поэтому даже те зрители, которые уже вышли прочь, часто возвращаются обратно – как железные опилки, попавшие в магнитное поле.

 

Лично я вижу в этом неповторимый шарм Запорожье, культурная среда которого лишено таких очевидных ресурсов, как киевский размах или львовский автоматический «культурный пиетет», и работает на чуть других принципах. Главным культурным объектом Запорожья является остров Хортица с его (опять же) потусторонней романтикой и магической аурой. На местные капища молодежь ходит регулярно – словно в кино или в бары. Едва ли не в каждом микрорайоне здесь возвышаются древние курганы, с которых ребятня зимой спускается на санках. Люди здесь разбираются в силе непосредственной человеческой беседы и на значении персональных демонов в твоей профессиональной деятельности.

 

И в читке или спектаклях, репетициях, или любых других событиях Запорожской новой драмы это прекрасно чувствуется. Особенно мне нравилось воспринимать «синергию между спокойной деликатной Настей Косодий и грубо-гікуватими актерами – Александром, Павлом и Андреем. Хоть Настя всегда говорит ровным тихим тоном, ее всегда слышат. И напротив: хоть какой шумовой хаос не окружал бы Настю, она в любой момент знает, что хотел сказать каждый из них. Как сказал бы не очень уважаемый мной БГ – «стиль поток-ветер-вода». Как-то я спросил Настю: почему символом их театра стал банан? Ну как, – ответила Настя, – а что может быть более абсурдным и выразительным? Действительно, – подумал я. Собственно, таким и является подход Запорожской новой драмы – не гнушаться себя, своих выразительных абсурда и абсурдного выразительности.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика