Новостная лента

Рецепт терракотовых воинов

04.09.2016

 

Ученые выяснили, по какому рецепту произносили знаменитую терракотовую армию. Согласно полученным результатам ремесленники использовали однородную глиняную основу, что, однако, содержала различные ингредиенты в зависимости от назначения материала. Четкая организация и нерушимый разделение труда дали возможность создать единые стандарты на всех этапах производства. В отличие от предыдущих предположений, анализ материала показал: глиняные фигуры выпекали в крепких печах.

Изображение: YasmineV/ thinkstock.

 

Генералы, пехотинцы, лучники, офицеры, извозчики: терракотовая армия китайского императора Цинь Ши Хуан-ди – уникальная и всемирно известная. Более 7 000 реалистичных фигур, которые император приказал создать как свой надгробный памятник, выставлены на военный лад. Большая часть солдат – это композиция заготовленных глиняных частей, которую потом украшали и наделяли на удивление правдоподобной мимикой. Также предыдущие исследования свидетельствуют, что фигуры когда-то были цветными.

 

И загадкой остается, как и где изготавливали эти бесчисленные фигуры. «Учитывая их размеры и вес предполагали, что глиняные скульптуры создавали в самом мавзолее или неподалеку от него, но до сих пор ученые не находили поблизости ни инструментов, ни отходов производства», – сообщили Шон Патрик Квин (Patrick Sean Quinn) и его коллеги из Университетского колледжа Лондона.

 

Также техника, которой создавали глиняных воинов, остается неописаною и противоречивой. Некоторые исследователи предполагают, что ремесленники использовали преимущественно необожженную глину. Однако есть анализы, которые выявляли выжженный материал.

 

Чтобы больше выяснить о процессе изготовления глиняных воинов, Квин и его коллеги проанализировали образцы 14 терракотовых фигур и сравнили их с пробами пяти глиняных кирпичей с пола и глиняным наполнения трех бронзовых скульптур из гробницы.

 

Анализ показал: сырье для строительства гробницы и фигур была одинаковая, но в зависимости от цели использования ее дополняли и улучшали в три разные способы. Основа содержала безвапняну глину, многочисленные гранулы кварца и биотита. Вероятно, она происходила из больших слоев лесса вблизи захоронения, сообщили ученые.

 

Для кирпича стены и полы в самой погребальной камере императорские ремесленники использовали глину в значительной степени неочищенную. Глиняную смесь просто сжали в формы и высушили, о чем свидетельствует ее микроструктура. Также анализ подтвердил: кирпич не выжигали.

 

А с фигурами было иначе: в глиняных воинов ремесленники примешивали сырую глину с мелким речным песком, на это указывают снимки микроскопа. «Этот песок улучшал клейкость чистой глины, облегчая процесс изготовления форм, – пояснили Квин и его коллеги. – К тому же песок создавал поры в глине, через которые вода лучше испарялась при высыхании».

 

Анализ показал, что после высыхания глиняные фигуры сжигались при почти 750 градусах – это почти на 150 градусов меньше, чем предполагали до сих пор. «Для этого должны были существовать закрытые, прочные печи для обжига, – объяснили ученые. – Только в них глину могли нагревать так медленно, чтобы химически связанная вода вытекала из толстых стен скульптуры без образования трещин». В то же время только такие печи гарантировали длительную и равномерную температуру.

 

Почему же до сих пор не нашли никаких следов таких печей, остается открытым вопросом. Квин с коллегами предполагает: большинство мастерских демонтировали после завершения гробницы 210 году до н. е.

 

До бронзовых фигур ремесленники примешивали песчано-глиняную смесь с измельченным растительным материалом. «Его частично обвуглили и сожгли при обжиге, но он оставил характерные щели», – объяснили ученые.

 

Императорские рабочие могли использовать эту технику, чтобы уменьшить вес глиняного наполнения. В то же время благодаря многочисленным воздушным дырам после обжига было проще вытаскивать наполнение из полости бронзовых фигур.

 

«В отличие от предыдущих предположений, необходим был на удивление сложный процесс, чтобы из сырья получить пригодную для изготовления фигур пасту», – сообщили ученые. Это свидетельствует о том, что различные глиняные продукты производили другие рабочие группы – каждая была обучена специально конкретного процесса.

 

Целостное дополнение глиняной основы во всех рецептах доказывает, что в мавзолее была центральная «фабрика» для приготовления глиняной основы. Затем отдельные мастерские получали свое сырье и продолжали ее обрабатывать. «Это доказывает, что везде использовали стандартизированный основной рецепт», – говорят ученые.

 

Разделение труда и эффективные потоки материала могут объяснить, почему большой мавзолей построили за сравнительно короткое время. Строгая организация создала возможности для того, чтобы каждый из около 700 000 работников и ремесленников точно знал, что он должен делать и за какую часть производства соответствует.

 

 

Телевизор рецепт der Terrakotta-Krieger entschlüsselt

Antiquity, 30/08/2017

Зреферувала Соломия Кривенко

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика