Новостная лента

Ретроперспект – между прошлым и будущим

17.09.2015

«Поэтому, братья и сестры, учитесь производить мифы. Они рыночно тверже золото, не занимают места на складе и не боятся мышиного аппетита. Все остальное обречено. И нет на то совета».

Владимир Ешкилев

 

1

цСмОБ’ЄКТ9116 — долговременный (01.04.2016 – 01.01.2017) арт-проект местного художника-концептуалиста Мирослава Яремака, что воплощается на приглашение директора Ивано-Франковского ЦСМ Анатолия Звіжинського.

 

Целью названного проекта является содействие актуализации, динамизации и рост качества художественного процесса современного Ивано-Франковска средствами ряда собственных художественных и довколамистецьких практик, успешно воплощенных художником Мирославом Яремаком в родном городе и за его пределами, начиная с ‘90-х. Арт-проект цСмОБ’ЄКТ9116 имеет темпоральную и поліформатну структуру, определенную динамику и рассчитан на гибкость креативных актуальных потребностей. По состоянию на май 2016 г. воплощены следующие составные части арт проекта: перформанс КОНТРІНВАЗІЯ, начало серии акций вербальных перформансов ДИАЛОГИИНТЕРВЬЮБЛАБЛАБЛА, выставка-жест РЕТРОПЕРСПЕКТ.

КОНТРІНВАЗІЯ – это условная, сформатована в виде артперформенсу рецензияреагирования зрителя-художника на месседж выставки Евгения Самборского «МЫ ТЕ КОГО МЫ ЖДАЛИ», что перед тем состоялась в Ивано-Франковском ЦСМі. КОНТРІНВАЗІЯ касается проблематики общественной интеллектуальной невнимательностиненаповненості локальных арт-процессов. Следствием является неоправданный нигилизм относительно пользы неразрывной преемственности, которая проявляется среди новой генерации украинских художников. Перформанс КОНТРІНВАЗІЯ воплощено 01.04.2016, и задекларировано, как начало долговременного арт-проекта цСмОБ’ЄКТ9116. Одновременно перформанс является его условным эпиграфом.
 

ДИАЛОГИИНТЕРВЬЮБЛАБЛАБЛА – это серия публичных коммуникативных перформансов между субъектами, художником-автором и важными персоналиями – участниками городского социального и арт-процесса. Основной тематикой встреч-общение есть актуализация проблематик, касающиеся художественного процесса в сегменте визуальной культуры Ивано-Франковска.
 

 

РЕТРОПЕРСПЕКТ – выставка-жест, концептуальная двухчастная стационарная экспозиционная акция, демонстрирующая темпоральную (временную) тематику. Первая часть реализована в виде взгляда в прошлое или из прошлого. Выставка-показ представляет отобраны, начиная от 1986 года, авторские артефакты – картины, ассамбляжи, фрагменты инсталляций, редімейдів, арт объектов и др. с ярко выраженными временными поражениями (в виде толстого слоя пыли, паутины, ржавчины, повреждения огнем, водой, биологических субстанций (плесень, грибок), антропоеманацій (пит). Вторую часть РЕТРОПЕРСПЕКТу обнаружено в эпистолярных возможностях, публичном демонстрировании сформулированных открытых писем-приглашений актуальным деятелям социального и арт-процесса к участию в серии публичных диалогов относительно прошлого, настоящего и будущего Ивано-Франковской визуальной художественной сцены. Это очередная попытка заглянуть в будущее часового и урбанистического пространства. Завершение второй части предусматривает рассылка названных приглашений адресатам.

 

2

Зачем мы здесь – такой вопрос рано или поздно достигает каждый. Или нет. Или может выставка, набор артефактов, труд художника, поэта приблизить к пониманию присутствия в этом мире? Вещи, созданные художником, быстро устаревают, теряют актуальность, салонную привлекательность, незаметно превращаясь в хлам. Эстетика меняется быстрее этические нормы, а экономика зависает в кризисах. Есть ли смысл фиксировать теперь и здесь, пытаться творить универсальное, этнически неокрашенный, религиозно нефиксированное? Копить работу реставраторам, археологам, критикам? Или ничего не делать?

 

 

Вялость и бесперспективность провинциального художественного процесса время от времени приходится встряхивать одиночными инвазиями в личное интеллектуальное пространство сонных горожан и приезжих поклонников арта. Длительная и многоходовая творческо-социальная акция Мирослава Яремака ставит целью расшевелить затхлый образ жизни и помыслить о великом. А то и о вечном. Художник заставляет чиновников к диалогу, а зрителей в очередной раз задуматься – зачем поэт в это убогое время? Выставка искореженных временем артефактов позволяет по другому воспринять действительность и напомнить о быстротечности жизни. «цСмОбєкт9116» расшифровывается как сведение в одно слово нескольких понятий – ЦСМ, Соб’єкт, 1991 и 2016 годы. ЦСМ – здесь и теперь, институция, возникшая на обломках и воспоминаниях о международной биеннале «Импреза» и понятие «станиславский феномен». Соб’єкт –рефлексия на актуальный и нашумевший в свое время персональный проект художника, очерчивал границы пересечения индивидуального и общественного. Цифры фиксируют временные рамки удержания иллюзии.

 

Применяя дизайнерское проектное мышление для создания концептуальных решений, относительно собственных художественных жестов, Мирослав Яремак создал в небольшом пространстве Ивано-Франковского ЦСМ последовательную ретроспективную экспозицию. Нарисованная, расчерчена схема, четкий, последовательный перечень действий, прагматичная логистика движений – все это является логическим основанием для банальной, на первый взгляд, выставки артефактов, которые служат для автора реестром важных жизненных воспоминаний.

 

Выставка продолжает авторское исследование времени, попыток его фиксации, рефлексии на изменения, которых терпим и попытки его (время) обмануть. В экспозицию отобраны работы, которые больше всего подверглись временном воздействия – разрушения, деформации за 30, 20, 7 лет. Огонь, пыль, влажность, паутина, ржавчина, плесень, гниль, плесень, физические травмы, повлекшие отслаивание краски, трещины, кракелюр привели к частичному уничтожению поверхности произведения или полностью изменили его первоначальный облик. «Уставшие» артефакты будто только добыто из неухоженных музейных схронов, освобожден от пут паутины и кое-где струшеного пыли. Такой себе музей забытых вещей. Есть потребность кому-то проявлять интерес к заброшенного хлама, до историй его возникновения или мест экспонирования?

 

 

Древнейшая работа «Двое» (1986, двп, лаки, рельефная паста, природные воздействия, эксперименты с художественными материалами) теперь совсем не похожа на ту, что была создана во Львове за два месяца до Чернобыля. Лишена лакированного лоска, искореженная поверхность картона покрыта «мхом покинутости», словно привезенная из сталкерівської зоны. Отправная точка для исследования собственного творчества. Когда, говорит автор, лакированная поверхность напоминала крышку пианино. Музыка – важный элемент эстетики Яремака.

 

 

«Аллегория самоуверенности» 1987 (п.а.) – первые авторские упражнения из сюрреализма, чем теперь похожа на эскиз к варианту прихвостни из мультфильма. Слой пыли и грязи на поверхности полотна облагородився и выглядит частью авторского замысла. «Иерархия» 1987 (двп, а.), пережив стихию огня, превратилась в нерукотворный артефакт, трогает своей хрупкостью. Работы хорошего художника должны гореть, перейти сквозь огонь, воду и … рынок. Следующие три полотна – эффектная иллюстрация обращение к популярного сюрреализма. «Реминисценция», «Консолютія» и «Контра спемсперо» (все 1990, п.а.) и теперь привлекают внимание любителей этой стилистике, которые с радостью готовы поболтать о влиянии Сальвадора на Мирослава. Впервые демонстрировались на первой авторской выставке художника «ИЛИ» в Ивано-Франковске в 1990 г. Странно только то, что они не продались тогда. На абсурдном сюрреалистическом фоне нагромождение геометрических фигур. Эффектные образцы работ для осознания молодыми художниками – работать и зависать на пленэрных задачах в поисках имитации красоты или пробовать погружаться глубже, исследовать подсознательное, или задумываться над смыслами, манифестировать концепции.

Экзистенциальные поиски себя, своего места в этом мире проиллюстрировано «Попыткой банального автопортрету №2». Белый флаг капитуляции и тело (голова), погруженное глубоко в песок – попытка бегства от себя самого?

 

 

Несколько абстрактных работ демонстрируют собственную декоративную эстетику, неоднократно воплощенную в оформлении интерьеров. В остальном, это некий транс, во время которого создается абстрактный артефакт, лишенный концептуальных смыслов. В работах середины ‘90-х художник исследует природные материалы, их взаимодействие с дизайном. Живые растения (травы, виноградный сок, цвет одуванчика), насекомые, известковый штукатурка оказываются на холсте, на досках и продолжают определенное время свое органическое существование. Природный цикл растения – цветение, распыление семена становятся предметом искусства (своего времени, подаренная Издрику картина засеяна семенами одуванчика, взорвалась ночью созревшими парашютами, медленно опускались вниз).

 

Дизайну поиски художника зафиксированы в нескольких воплощенных и не востребованных предметах – рекламной конструкции («сОб’єкт»), кресле с забавными антропоморфными ножками и фирменной футболке (арт-клуб кафе «Химера»). Эти предметы служили завершающей точкой выставки, которая на этом не завершалась. На стеклянной витрине галереи размещались письма-приглашения художника должностным лицам различных местных структур – от главы города, председателя областного отделения НСХУ, главного архитектора, директора художественного музея к …. Всего 16 листов, с предложением к диалогу, о ситуации с художественным процессом в городе. В доінтернетну эпоху письмо писалось в будущее, потому что его прочитувалося через определенный промежуток времени после получения. Таким образом, снова внимание зрителя сосредоточено на проблеме времени, точнее, перманентных изменений. Бумажный лист, как своеобразный анахронизм, что предоставляет материального ощущения изменчивости. Представление будущего в концептуальном формате – мейл-арт – избран как процессуальный жест. Художник в своих стратегиях использует любые тактические технологии для привлечения внимания.

 

 

Миссия художника – вырвать обывателя из повседневности суеты сует, обратить его внимание от проблем выживания и потребительства к пониманию экзистенциальных глубин тайны бытия. Зачем человеку разум? Для потребления или политических дебатов, для торговых хитростей или экономических разводов, для того, чтобы принимать на веру или смиряться с убеждением?

Проект на самом деле начался еще 1 апреля на выставке Евгения Самборского, где Мирослав Яремак исполнил перформанс, который призвал к диалогу молодое поколение художников. Ожидаем отзыв. Еще ожидаем.

 

3

Мирослав Яремак — украинский художник-концептуалист. Живет и работает в Ивано-Франковске. Занимается contemporary art. Работает в жанре art relation с созданной личной концепцией художественной стратегии и с помощью интерактивных тактик.

Учился в Косовском техникуме народных художественных промыслов (1982, диплом с отличием) и Львовском государственном институте прикладного и декоративного искусства (1989, диплом с похвалой). Выставочную деятельность начал в др. пол. 1980-х во Львове. Участник более ста художественных выставок, конкурсов, творческих акций, среди прочего международных, как в Украине, так и за рубежом. Автор и куратор нескольких важных арт-проектов, воплощенных в Ивано-Франковске. Приглашался к участию в экспертных советах и жюри конкурсов, связанных с визуальной культурой и искусством. Обладатель ряда международных и украинских художественных квалификационных наград и знаков отличия.

 

Яремак — одна из ключевых личностей (рядом с Ю.Андруховичем, Ю.Издриком, Т.Прохасько, Г.Котерліном и др.) в создании динамики культурной жизни в Ивано-Франковске ‘90-х годов, известного под названием «станиславский феномен». Творчество художника была определяющей для культурной художественной парадигмы в процессе изменений от соцреализма до постмодернизма, общества свободного рынка. Она подчеркивает самодостаточность творческой персоны, возможность внятного функционирования художника вне официальными организациями и государственными структурами.

 

Исследует сферу мифа (мифологии, мистификации, имитации) арт-процесса. Приоритетом для художника является не столько созданный артефакт, сколько сама фигура креатора, ответственного участника социума, общественной жизни. В его художественной самореализации важным является форматный дискурс герметичности, капсулярності — как антитеза общепринятому доцентровій, метропольній векторности художественного бытия. Для Яремака характерна взвешенная точность выбора актуальной тематики, формы художественного жеста, как во временном, так и формальном контекстах. Для воплощения своих концепций художник использует живопись, графику, инсталляцию, перфоманс, дизайн, арт-менеджмент, пиар-технологии и другие художественные и касательные формы.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика